Экология
-
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии 2007
Одной из форм работы с учащимися по экологии является организация научно-исследовательской деятельности школьников, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, профессиональному самоопределению ребенка. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира, нужна долгая, кропотливая работа, построенная на сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Главная задача учителя - не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.
-
Экологически ориентированная учебно-исследловательская работа учащихся 2007
В работе представлена экологически ориентированная учебно-исследовательская работа учащихся на уроках, факультативных занятиях, экологических практикумах, беседах, работе на учебно-опытном участке, в экскурсиях, походах, школе молодого эколога, на экологических слетах, конкурсах и олимпиадах по экологии, учебной тропе природы, экологического дня, Клуба любителей природы, международных экологических акциях. В приложении представлены тематика факультативных курсов "Здоровый образ жизни человека в условиях загрязнения биосферы", "Природопользование", бесед на экологические темы с 1-го по 11-й классы.
-
Сценарий экологического внеклассного мероприятия на тему: "Прощай, ХХ век" 2007
Сценарий экологического внеклассного мероприятия, показывающий его участникам, что в природе все взаимосвязано. Главная идея - помочь школьникам понять, для чего человек должен изучать и знать природные связи. Содержание данного мероприятия, которое можно провести и как классный час для учащихся старших классов, открывает большие возможности в осуществлении экологического воспитания.
-
Реализация интеграционных проектов в практической деятельности учителя 2007
Предлагается методика использования интеграции физики с предметами естественнонаучного цикла в рамах традиционных технологий, то есть в урочное и внеурочное время, с помощью специально подобранных практических и экспериментальных задач, качественных и количественных примеров, методических и учебных пособий. Великий Леонардо да Винчи говорил: "Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться".
-
Интегрированный урок по химии и экологии на тему: "Город как экосистема" 2007
Открытый интегрированный урок по химии и экологии, посвященный 40-летию города Нижнекамска. Цели урока: познакомить учащихся с экологической обстановкой города; научить обобщать предложенный материал о проблемах окружающей среды, работать с табличными данными; развивать логическое мышление, раскрывать межпредметные связи.
-
Значение комнатных растений в жизни человека 2007
Данное занятие проводится с целью повышения мотивации детей к изучению комнатных растений и вовлечения в кружок.
-
Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме: "Охрана растений" 2007
Урок окружающего мира в 3-м классе знакомит учащихся с Красной книгой России. Учитель рассказывает о роли растений в жизни животных и человека.
-
"Строительство Экополиса" – первый опыт решения экологической проблемы 2007
Первоначально проанализировав все достоинства метода проекта и уже после его применения на занятиях стало понятно, что он имеет большое образовательное и воспитательное значение. Помимо реализации воспитательных целей, направленных на бережное отношение к окружающему миру, метод проектов создает условия развития самостоятельности студентов, учит нестандартно мыслить, обобщать и систематизировать изученный материал и оформлять его в нетрадиционной форме, что очень важно для формирования личности нового типа.
-
Занятие экологической тематики "В гости к Хозяйке леса" 2007
Представлено внеклассное игровое занятие по экологии в начальной школе.
-
Обобщающий урок в 5-м классе по теме: "Солнечная система. Колесо времени" 2007
Цели урока: обеспечить повторение материала о суточном и годовом движении Земли, о космических телах; дать понятия о счете времени как следствии космических явлений; начать формировать понятия "ритм", "цикл": в географической оболочке; установить соотношение следующих промежутков времени: года, месяца, недели, суток; продолжить формирование общеучебных навыков (работа с текстом); развивать память, воображение детей, учить их владеть основными мыслительными операциями; устанавливать причинно-следственные связи.
-
Региональный компонент на уроках географии 2007
Проблема загрязнения и видоизменения окружающей среды на данный момент является очень острой. На уроке-обобщении предлагалось найти возможные пути решения сложившейся экологической ситуации с использованием национально-регионального компонента. Сохраняя чистоту родного края, сохраним планету в целом для наших потомков.
-
Экологический проект "Зеленая волна" 2006
Целями данного проекта являются развитие экологической грамотности учащихся, формирование высокого уровня их экологической культуры, чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг. В результате работы над проектом ученики приобретают коммуникативные навыки, овладевают практическими умениями исследовательской работы: собирают необходимую информацию, учатся анализировать факты, делают выводы и заключения.
-
Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы" 2006
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое практическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями.
-
Практика лихеноиндикации в школьном экологическом мониторинге 2006
Качество среды можно оценивать по объектам, испытывающим на себе влияние факторов этой среды. Лишайники – симбиотические организмы, которые обладают высокой чувствительностью по отношению к загрязняющим воздушную среду веществам. Для школьного экологического мониторинга очень удобны эпифитные лишайники, так как они доступны для изучения практически в любое время года.
-
Информационные технологии на уроках экологии 2006
Учитель представляет урок с применением ИКТ в 10-м классе по экологии. Тема урока – "Экологические проблемы поселка Хребтового". Данный урок актуален и современен: учащиеся должны знать и понимать экологические проблемы малой Родины. Цель урока: научить учащихся видеть и понимать экологические проблемы поселка Хребтового и находить пути решения этих проблем. Урок предусматривает интеграцию нескольких учебных предметов: информатики, литературы, математики, экологии. Применение ИКТ позволит учащимся наглядно, образно увидеть проблемы поселка, эффективно использовать учебное время для изучения нового материала. Лекция - презентация даст общее представление о проблемах нашей местности, который не прописан ни в одном из учебников экологии. Урок способствует воспитанию чувства ответственности за нашу малую Родину.
-
Урок по теме: "Абиотические факторы среды". 9-й класс 2006
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического месячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
-
Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность 2006
На мой взгляд, одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является привлечение учащихся к исследовательской деятельности. Успешность решения данной проблемы зависит от многих факторов: во-первых от теоретической подготовки педагогов, входящих в эту структуру, во-вторых от самого содержания предмета. В результате исследовательской деятельности происходит всесторонне развитие личности.
-
Тема урока: "Здоровье северян". 6-й класс 2006
Урок разработан на основе книге, выпущенной ЯНОИПКРО: Бочкарёва С.В. "Природа Крайнего Севера и традиции коренных народов как основа экологического равновесия и здорового образа жизни".
-
Конспект познавательного занятия "Любимые дети Земли" 2006
Практиками уже доказано, что зачастую дети, живущие в Сибири, хорошо знают растительный и животный мир других регионов, и очень мало о том, что их окружает с раннего детства. Этот конспект поможет познакомить детей старшего возраста с хвойными деревьями нашего региона, у детей будет возможность наглядно узнать характерные особенности каждого представителя хвойных, а также их сходства и различия. В ходе подобных занятиий у детей развивается познавательный интерес к природе Сибирского края и воспитывается осознанное отношение к ней.
-
Бинарный интегрированный урок по байкаловедению на стыке географии, биологии, химии, экологии в 9-м классе при изучении темы "Иркутская область" 2006
Вашему вниманию предлагается разработка бинарного интегрированного урока по байкаловедению в 9-м классе с применением интернет-ресурсов. Урок состоит из 2-х частей. В уроке используется метод проектов с опережающими заданиями. Даны ссылки на поисковые материалы в Интернете и другие источники информации.
-
Опыт работы по организации проектной деятельности учащихся 2006
В статье представлен опыт организации проектной работы с учащимися 5-х классов по экологии и биологии. Внимание акцентируется на затруднениях, которые встречаются у педагогов и учащихся при оформлении работы для ее публичной защиты, представлены примеры оформления результатов и формулировки выводов.
-
Экологический фестиваль "Девять берегов Балтийского моря" 2006
Предлагаемые материалы способствуют развитию интереса к проблемам Балтийского моря, знакомство со странами, расположенными вокруг него, с экологическими проблемами и способами их решения, а так же воспитанию патриотизма.
-
Конспект занятия на тему: "Экомаркировка" 2006
Данная разработка затрагивает такой интересный вопрос практической экологии, как экологическая маркировка продуктов. Каким образом обыкновенный потребитель может удостовериться, что покупает продукцию соответствующего уровня экологической безопасности? Производители используют для этого самые различные обозначения, т.е. экологическую маркировку. В формулировках и знаках нередко можно запутаться. Занятие в легкой и увлекательной форме позволяет ознакомиться с основными понятиями в данной области, запомнить наиболее часто встречающиеся экознаки, оценить продукцию как с точки зрения производителя, так и покупателя, проявить творческие способности.
-
Методические рекомендации к проведению экскурсий по экологической тропе "Березовский дендрарий" (окрестности г. Арзамаса Нижегородской обл.) 2006
Создание учебных экологических троп - одно из средств экологического воспитания и образования молодежи. В статье приводится история создания Березовского дендрария (окрестности г. Арзамаса Нижегородской области), дается описание экологической тропы по данному массиву, приводится перечень древесно-кустарниковой растительности, описано экологическое состояние территории, степень антропогенной нагрузки, приводятся меры по спасению уникального природного комплекса.
-
Бинарный интегрированный урок по географии в 6-м классе на тему: "Облака" 2006
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного бинарного урока по географии в 6-м классе по теме "Облака" на основе электронного учебника по географии для 6-го класса. На уроке используются разные формы работы: групповые, индивидуальные, парные, элементы игры (сказка). Для проверки усвоения материала, предлагается тест в электронном учебнике.
-
Урок географии в 6-м классе по теме: "Реки родного края" 2006
В настоящей статье предлагается урок географии в 6-м классе по теме "Реки родного края". Урок соответствует программе и региональному компоненту календарно-тематического планирования. Изученная тема включена в раздел "Гидросфера". Этот урок был комбинированным с элементами исследовательской деятельности и является отличной предпосылкой для раздела программы "Природа и население своей местности".
-
Интегрированное занятие: химия + экология + валеология по теме: "Химия и туризм" 2006
Лес нужен каждому из нас, хотим мы этого или нет. А значит, каждый из нас не вправе быть к нему безразличным. Бережное, экологически грамотное отношение к таким компонентам леса как почва, вода освещается на данном занятии. Любому туристу необходимо уметь обеззараживать воду и в этом ему поможет знание химии. Для более эмоционального восприятия информации на занятии используются музыкальное сопровождение, лирические произведения. Тестирование в конце занятия позволяет оценить полученные учащимися знания.
-
Методическая копилка организатора кружковой работы по экологии в начальных классах 2006
Главная проблема, с которой сталкивается учитель, это то, как заинтересовать младших школьников предметом изучения экологии, чтобы потом говорить о нём, исследовать его, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Предлагаю заглянуть в копилку и узнать, как построить кружковую работу по экологии, чтобы она давала ребёнку массу ярких впечатлений, вызывала радостные эмоции, заставляла исследовать ещё не познанное и незнакомое.
-
Конкурентные взаимодействия. Особенности межвидовой конкуренции. Проблемы конкуренции в человеческом обществе 2006
Ученики постоянно сталкиваются с проблемами конкурентных взаимоотношений. Научить их решать свои взаимоотношения непростая задача. И именно этот урок позволяет найти пути решения конкурентных отношений мирным способом, учитывая опыт живой природы. Ведь нигде в живой природе не убивают просто так ради забавы, и не расстреливают своих конкурентов, и не разделяют по национальной принадлежности. Каждый член природного сообщества выполняет свою важную функциональную роль, пытаясь уменьшить давление конкуренции, разделяя экологические ниши.
-
Игра "КВН-викторина "Родной край" 2006
Предлагается разработка внеклассного мероприятия эколого-краеведческой направленности, проводимого в рамках школьной недели естествознания. Игра командная, познавательно-обобщающая, с элементами занимательно-творческой театрализации, рекомендуется для проведения в 5–8-х классах с целью реализации регионального компонента образования. Вопросы викторины составлены для Кемеровской области, но виды заданий могут быть использованы для других территорий. Игра способствует развитию познавательной активности, креативности, коллективизма, экологического мышления школьников.