Эколого-биологический отдел Дворца детского творчества “У Вознесенского моста” является методическим центром экологического образования в Адмиралтейском районе города Санкт-Петербурга. Одним из важнейших направлений работы отдела со школами района является, наряду с другими конкурсами, районная олимпиада по экологии.
В ходе олимпиады выявляются интересы и склонности к углублённому изучению естественнонаучных дисциплин, создаются благоприятные условия для мотивации учеников школ к посещению учебных групп биолого-экологического направления в рамках внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования, к исследовательской деятельности.
Основные задачи олимпиады.
- Пропаганда экологических знаний, привлечение внимания школьников к проблемам окружающей среды.
- Повышение активности учителей и учащихся Адмиралтейского района по изучению окружающей среды района.
- Приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, сформировать умения оформлять научные работы.
- Развитие познавательного интереса к науке, к природе родного края.
- Развитие индивидуальных интересов и способностей
Организация олимпиады.
Олимпиада проводится среди учащихся 5-9 классов. Участие разделено на этапы, на каждом из которых участники набирают определённое количество баллов. Этапы и сроки проведения отражены в схеме 1.
Схема 1. Этапы и сроки проведения районной олимпиады по экологии.
Школьный этап | апрель |
|||
Тестирование | ||||
Выбор направления участия в олимпиаде | Сентябрь, Неделя окружающей среды | |||
5-7 классы – экологическая игра “Экология для всех”, Дни открытых дверей | 8-9 классы – экологический марафон, Дни открытых дверей | |||
Районный этап | Сентябрь-февраль | |||
5-7 классы – участие в работе учебных объединений | 8-9 классы – написание исследовательских работ в рамках учебных объединений | |||
Этап подведения промежуточных итогов | февраль | |||
5-7 классы – отчет по итогам участия в учебных объединениях | 8-9 классы – рецензирование исследовательских работ | |||
Конференция | апрель | |||
5-7 классы – конференции среди учебных групп | 8-9 классы – районная экологическая конференция | |||
Награждение победителей |
апрель | |||
Подготовка и проведение летней выездной экологической практики |
май-август |
Первый этап олимпиады проводится на базе школ. Учителя могут взять задания для школьного тура в отделе, в НМЦ или на сайте и по своему усмотрению дать на выполнение ученикам школы. Время выполнения – один урок. Задания выполняются в письменной форме каждым учеником на отдельном тетрадном листе (желательно двойном), титульный лист должен быть оформлен следующим образом:
Районная олимпиада по экологии
Школа №______, класс _______
Выполнил (Выполнила) Фамилия, имя, отчество ученика в именительном падеже (ЧЁТКО!!!)
Фамилия, имя, отчество учителя
Дата
Задания ученики могут выполнять в произвольном порядке. Номера заданий подписывать обязательно. Задания первого тура охватывают разные направления биологии и экологии. Задания для отборочного тура приведены в приложении.
В ходе проверки составляются сводные таблицы по классам, где фамилии учащихся в зависимости от количества набранных баллов распределяются на I, II и III места, а также на участников:
I место более ___ баллов
II место от ___ до ____ баллов
III место от ___ до ____ баллов
Также в ходе проверки можно увидеть склонности участников к тем или иным областям биологии и экологии по степени творчества выполняемых заданий.
Результаты заносятся в протокол:
Результаты первого тура Адмиралтейской районной олимпиады по экологии
“__” ________ 200__ г школа №____
_____ “___” класс
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
По индивидуальным результатам можно вычислить средний балл по каждому классу. Для этого сумму баллов учащихся класса, участвовавших в олимпиаде, разделите на количество учащихся в классе, участвовавших в олимпиаде. Результат заносится в таблицу:
Школа | Количество участников | Средний балл | ||
классы | классы | классы | классы | |
Далее заинтересованные ученики записываются в учебные группы Эколого-биологического отдела и в рамках занятий выполняют задания мини-проектов или пишут исследовательские работы.
Промежуточные итоги подводятся в течение учебного года у 5-7 классов в форме отчета по итогам участия в учебных объединениях, а у 8-11 классов в форме рецензирование исследовательских работ. Подведение итогов происходит в форме конференции среди учебных групп (5-7 классы) и в форме районной экологической конференции (8-11 классы) (см. схему 1). Содержание исследовательской деятельности приведено в таблице 1.
Таблица 1. Сроки проведения и содержание исследовательской работы в рамках районной олимпиады по экологии
Сроки | Первый год участия | Второй и последующий годы участия |
апрель | Организационная работа с учителями и администрацией школ района | |
апрель | Отборочный тур: тестирование по теоретическим вопросам | |
сентябрь –декабрь | Организация и проведение консультаций:
|
Подготовка и предоставление исследовательских работ на городскую олимпиаду по экологии |
январь | Организация и проведение консультаций:
|
Организация и проведение консультаций:
|
февраль | Прием и оценка исследовательских работ от участников | Защита исследовательских работ на
городской олимпиаде по экологии Тестирование по теоретическим вопросам на городской олимпиаде по экологии |
март | Организация и проведение конференции с защитой исследовательских работ по соответствующим секциям | |
апрель | Подведение итогов и награждение участников | |
май | Подготовка к летней выездной экологической практике в загородном лагере | |
июнь | Проведение летней выездной экологической практики |
Во втором туре олимпиады учет результатов в 5-7 классах производится индивидуально или по группам, в зависимости от того, какие задания участники выполняют (индивидуальные или групповые), а в 8-11 классах – по командам, которые пишут исследовательскую работу (см. таблицу 2)
Таблица 2. Учет количества набираемых баллов в этапах районной олимпиады по экологии.
Фамилия, имя участников команды |
кол-во баллов за I тур | средний балл за I тур | кол-во баллов в рецензировании | Кол-во баллов за доклад на конференции | итоговая оценка |
Далее приведены рекомендации по написанию исследовательских работ.
Объекты исследования
В качестве объектов исследования могут быть выбраны любые природные и социоприродные объекты в черте города и за городом:
- естественные и искусственные водоёмы (река, канал, озеро, пруд, ручей, морское побережье, залив и др. );
- лес, луг, сельскохозяйственные угодья и другие наземные экосистемы;
- дом, в котором вы живёте (подъезд, собственная квартира), ваш двор, улица, парки, школа и прилегающая к ней территория, бульвары, пустыри, городские речки и пруды, стадион;
- зоопарк, городские птицы и бездомные животные.
Требования к оформлению научно-исследовательских работ
Работа предоставляется в машинописном исполнении (компьютерной распечатке) в объёме не более 25 стр. и должна иметь следующую структуру:
- Титульный лист (название образовательного учреждения, тема работы, фамилии и имена исполнителей и научных руководителей, год выполнения).
- Содержание.
- Введение с обоснованием актуальности работы.
- Цель и задачи работы.
- Литературный обзор.
- Материалы и методика выполнения работы.
- Изложение результатов и их обсуждение.
- Выводы и заключение.
- Практические предложения (рекомендации).
- Список использованной и опубликованной литературы.
- Приложения (графические, текстовые, фотографические).
Рисунки в тексте работы должны иметь подрисуночные надписи, а таблицы - названия и номера, причём текст работы должен содержать ссылки на рисунки и таблицы.
В разделе “Введение” даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются цели.
В разделе “Материалы и методика” следует привести характеристику района исследования, время сбора материала, объекты исследования, место проведения эксперимента.
В разделе “Результаты исследования” необходимо подробно изложить полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, схем, диаграмм, а также сопоставить результаты со сведениями из литературы.
В разделе “Выводы” необходимо кратко (по пунктам) сформулировать результаты, привести практические рекомендации и наметить перспективы для дальнейших исследований.
В разделе “Литература” должны быть перечислены все использованные источники в алфавитном порядке.
Требования к докладу. Защита научно-исследовательской работы проходит в форме доклада. Текст доклада должен быть не более 3 страниц машинописного текста, что соответствует 10 минутам выступления. На введение и выводы отводится примерно по 1/2 листа, т. е. они приводятся практически полностью. Очень кратко описывается методика, если она общепринятая, а на изложение оригинальной методики требуется больший объём. Также кратко характеризуется район исследования и литературный обзор. Список литературы не приводится. Большое внимание уделяется изложению полученных результатов. Для наглядности доклад должен сопровождаться демонстрацией таблиц и рисунков, подтверждающих сделанные по работе выводы.
Критерии оценки работ
- Социальная значимость проведённых исследований.
- Комплексность и объём проведённых исследований.
- Корректность методик исследования, соответствие выводов полученным результатам.
- Культура оформления работы.
- Степень владения материалом.
Расширение образовательного пространства
Лучшие работы могут быть предоставлены на конференции:
- Городская олимпиада по экологии
- Международная БИОС-олимпиада
- Всероссийская научно- практическая конференция школьников по химии
- Международный конкурс “Мир воды глазами детей”
- Экзамены по экологии, химии, биологии
- Другие конкурсы и конференции.
Исследовательские работы, принимавшие участие в Адмиралтейской районной олимпиаде по экологии
- Экологическое состояние побережья Финского залива в пос. Молодёжное Курортного района С. -Петербурга
- Сравнение водопроводной воды Адмиралтейского и Московского районов
- Сравнение качества водопроводной воды Центрального и Адмиралтейского районов
- Исследование синтетических моющих средств
- Водные ресурсы СПб и проблема их загрязнения
- Тяжёлые металлы в воде
- Комплексное исследование реки Малый Казыр
- Исследование питьевой воды на содержание общего железа
- Количественный учёт потребления водопроводной воды семьёй
- Экологическая газета “Экологический вестник”
- Экологический проект “Забота о сквере”
- Интервью с главным технологом ГУП “Водоканал С. Пб” - “Водоканал сегодня и завтра”
- Исследование освещённости рабочих мест в гимназии 272
- Обнаружение грибов в воздухе
- Устойчивость материалов, используемых в архитектуре С. -Петербурге