Цели и задачи:
- определить положительные и отрицательные аспекты влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- обобщить основные задачи природоохранных территорий (заповедников и заказников) России и Хакасии;
- развивать общий кругозор учащихся, устную связную речь, мыслительную деятельность, расширять словарный запас, совершенствовать умения и навыки работы с географическими источниками;
- воспитывать мотивацию к учению.
Опорные слова: Заповедник, заказник, национальный парк, лесник, егерь.
Материалы и оборудование: Политико-административная карта республики Хакасия, физическая карта России, рисунки редких и исчезнувших животных и растений, флажки двух цветов, булавки.
Ход урока
1. Организационное начало урока.
(На доске – эпиграф)
Аэродромы, пирсы и перроны.
Леса без птиц и земли без воды
Все меньше окружающей природы,
Все больше - .окружающей среды. (Р. Рождественский)
Слово учителя:
Чем больше мы узнаем о природных богатствах нашей Родины, тем больше ее эксплуатируем, не оставляя ничего взамен. Ребята! Я предлагаю вам в течение урока доказать или опровергнуть слова поэта. В конце урока мы вернемся к ним.
2. Обобщение и систематизация знаний:
1) Природа и человек многие тысячелетия тесно связаны. Давайте вспомним, в чем эти связи проявляются.
(Дифференцированная работа в группах, разделенных по уровню усвоения знаний).
Задания (на карточках):
1 группа (учащиеся с высоким уровнем обучаемости):
Показать на карте России районы, благоприятные и неблагоприятные для жизни человека.
2 группа:
Привести примеры воздействия природных факторов (климатического, биологического, химического) на жизнь человека.
3 группа (учащиеся с низким уровнем обучаемости)
Привести примеры воздействия человека на почву, гидросферу, атмосферу.
Вывод: Природа и человек оказывают друг на друга как положительное, так и отрицательное воздействие.
2) Влияние промышленных комплексов на природу.
(На предыдущих уроках были рассмотрены такие комплексы, как сельскохозяйственный, агропромышленный и лесной. Учащиеся должны определить: а) какую основную задачу для населения решают эти комплексы; б) какое воздействие на природу оказывает человек для решения этой задачи.)
3 Работа в группах.
1 гр. – комитет РФ по охране природных ресурсов.
2 гр.- “егеря”.
3 гр.- “лесники”.
Задания для групп:
1 группа (Состав назначается учителем.) - Создать Закон по охране природы (3-4 пункта).
2 группа – определяет название по шифрограмме.
10 24 20 30 22 13 19 17 Е Р Г Ь Е А В И
Задание:
- Расположить четные числа в порядке возрастания и выписать буквы, соответствующие этим цифрам.
- Кто такие егеря? Какую задачу выполняет егерь в охране природы?
3 группа определяет название по шифрограмме:
13 19 15 10 11 21 12 16 17 Е И Е Р Л К У А Н
Задание:
- Расположить нечетные числа в порядке возрастания и выписать буквы, соответствующие этим цифрам.
- Кто такие лесники?
- Какую задачу выполняют лесники по охране природы?
(ответы составляют из слов, напечатанных на отдельных листочках)
Учитель: Ж.Б. Ламарк считает: “Назначение человека в том, чтобы уничтожить свой род, сделав земной шар непригодным для обитания”. Давайте проанализируем это высказывание и сформулируем общую задачу, чтобы этого не произошло: “Сохранить и улучшить среду своего обитания”
Ежегодно площадь лесов уменьшается на 20% по вине человека многие виды растений и животных стали редкими или совсем исчезли. С 1600 года на Земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Под угрозой исчезновения находится 1000 видов животных. исчезнувшие виды восстановить уже невозможно (демонстрируются картины редких и исчезающих видов животных).
4. Заповедники и заказники.
Для сохранения и восстановления численности видов растений и животных, нуждающихся в охране, на территории России создано:
17 биосферных заповедников 72 заповедника
18 национальных парков и большое количество заказников.
В республике Хакасия создан 1региональный заповедник “Хакасский” и 4 заказника: “Малый Абакан” (приложение 1), “Боградский” (приложение 2), “Каратошско-Инейский” (приложение 3),
“Июский” (приложение 4).
Работа учащихся: одна группа дает краткую характеристику каждого заказника и заповедника с указанием местонахождения на карте, другая по ходу выступления заполняет таблицу:
Название охраняемой территории | Год создания | Географическое положение | Цели создания |
Итак, какова основная цель создания заповедников и заказников?
5. Итог урока:
1) Вспомните эпиграф урока. Справедливо ли это высказывание в наши дни?
Вывод: Да, мы эксплуатируем природу, но и делаем попытки сохранить ее.
По словам Жоржа Луи Леклерка Бюффона, “человек способен из дикой, умирающей природы сделать ее приятной и живой, осушить эти болота, оживить эти мертвые воды и заставить их течь.”
2) Оценивание работы учащихся проходит в группах с последующей корректировкой оценок учителем.
Литература
- Большая энциклопедия природы. Заповедники. Т .9. М., “Мир книги”, 2003.
- Прокофьев С.М. Природа Хакасии Хакасское книжное издательство, г.Абакан, 1993.