Региональный компонент на уроках географии

Разделы: География, Экология


Цели и задачи:

  • определить положительные и отрицательные аспекты влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • обобщить основные задачи природоохранных территорий (заповедников и заказников) России и Хакасии;
  • развивать общий кругозор учащихся, устную связную речь, мыслительную деятельность, расширять словарный запас, совершенствовать умения и навыки работы с географическими источниками;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Опорные слова: Заповедник, заказник, национальный парк, лесник, егерь.

Материалы и оборудование: Политико-административная карта республики Хакасия, физическая карта России, рисунки редких и исчезнувших животных и растений, флажки двух цветов, булавки.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

(На доске – эпиграф)

Аэродромы, пирсы и перроны.
Леса без птиц и земли без воды
Все меньше окружающей природы,
Все больше - .окружающей среды.
(Р. Рождественский)

Слово учителя:

Чем больше мы узнаем о природных богатствах нашей Родины, тем больше ее эксплуатируем, не оставляя ничего взамен. Ребята! Я предлагаю вам в течение урока доказать или опровергнуть слова поэта. В конце урока мы вернемся к ним.

2. Обобщение и систематизация знаний:

1) Природа и человек многие тысячелетия тесно связаны. Давайте вспомним, в чем эти связи проявляются.

(Дифференцированная работа в группах, разделенных по уровню усвоения знаний).

Задания (на карточках):

1 группа (учащиеся с высоким уровнем обучаемости):

Показать на карте России районы, благоприятные и неблагоприятные для жизни человека.

2 группа:

Привести примеры воздействия природных факторов (климатического, биологического, химического) на жизнь человека.

3 группа (учащиеся с низким уровнем обучаемости)

Привести примеры воздействия человека на почву, гидросферу, атмосферу.

Вывод: Природа и человек оказывают друг на друга как положительное, так и отрицательное воздействие.

2) Влияние промышленных комплексов на природу.

(На предыдущих уроках были рассмотрены такие комплексы, как сельскохозяйственный, агропромышленный и лесной. Учащиеся должны определить: а) какую основную задачу для населения решают эти комплексы; б) какое воздействие на природу оказывает человек для решения этой задачи.)

3 Работа в группах.

1 гр. – комитет РФ по охране природных ресурсов.

2 гр.- “егеря”.

3 гр.- “лесники”.

Задания для групп:

1 группа (Состав назначается учителем.) - Создать Закон по охране природы (3-4 пункта).

2 группа – определяет название по шифрограмме.

10 24 20 30 22 13 19 17
Е Р Г Ь Е А В И

Задание:

  • Расположить четные числа в порядке возрастания и выписать буквы, соответствующие этим цифрам.
  • Кто такие егеря? Какую задачу выполняет егерь в охране природы?

3 группа определяет название по шифрограмме:

13 19 15 10 11 21 12 16 17
Е И Е Р Л К У А Н

Задание:

  • Расположить нечетные числа в порядке возрастания и выписать буквы, соответствующие этим цифрам.
  • Кто такие лесники?
  • Какую задачу выполняют лесники по охране природы?

(ответы составляют из слов, напечатанных на отдельных листочках)

Учитель: Ж.Б. Ламарк считает: “Назначение человека в том, чтобы уничтожить свой род, сделав земной шар непригодным для обитания”. Давайте проанализируем это высказывание и сформулируем общую задачу, чтобы этого не произошло: “Сохранить и улучшить среду своего обитания”

Ежегодно площадь лесов уменьшается на 20% по вине человека многие виды растений и животных стали редкими или совсем исчезли. С 1600 года на Земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Под угрозой исчезновения находится 1000 видов животных. исчезнувшие виды восстановить уже невозможно (демонстрируются картины редких и исчезающих видов животных).

4. Заповедники и заказники.

Для сохранения и восстановления численности видов растений и животных, нуждающихся в охране, на территории России создано:

17 биосферных заповедников

72 заповедника

18 национальных парков и большое количество заказников.

В республике Хакасия создан 1региональный заповедник “Хакасский” и 4 заказника: “Малый Абакан” (приложение 1), “Боградский” (приложение 2), “Каратошско-Инейский” (приложение 3),

“Июский” (приложение 4).

Работа учащихся: одна группа дает краткую характеристику каждого заказника и заповедника с указанием местонахождения на карте, другая по ходу выступления заполняет таблицу:

Название охраняемой территории Год создания Географическое положение Цели создания
       

Итак, какова основная цель создания заповедников и заказников?

5. Итог урока:

1) Вспомните эпиграф урока. Справедливо ли это высказывание в наши дни?

Вывод: Да, мы эксплуатируем природу, но и делаем попытки сохранить ее.

По словам Жоржа Луи Леклерка Бюффона, “человек способен из дикой, умирающей природы сделать ее приятной и живой, осушить эти болота, оживить эти мертвые воды и заставить их течь.”

2) Оценивание работы учащихся проходит в группах с последующей корректировкой оценок учителем.

Литература

  1. Большая энциклопедия природы. Заповедники. Т .9. М., “Мир книги”, 2003.
  2. Прокофьев С.М. Природа Хакасии Хакасское книжное издательство, г.Абакан, 1993.

Приложение 5