Экологический проект "Зеленая волна"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цель: развитее экологической грамотности учащихся, формирование высокого уровня их экологической культуры, чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг.

Задачи:

  • обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов, осуществление экологического воспитания;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • организация разновозрастного общения младших школьников;
  • формирование исследовательских навыков.

Обоснование актуальности: обострение глобальных проблем современной цивилизации, внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения.

Источники информации:

  1. “Экологический букварь” С. В. Рянжин.
  2. “ Экологическое воспитание мл. школьников” И.К. Цветкова.
  3. “В гармонии с природой” Л.И. Жук.

Тип проекта: групповой долгосрочный, творческий

Прогнозируемые результаты:

  • Ученик будет знать:
    • экологическую ситуацию в городе,
    • правила поведения в экстремальных ситуациях,
    • действие природных факторов оздоровления.
  • Ученик будет уметь:
    • осуществлять сбор информации, использовать различные источники,
    • работать в группах,
    • оформлять результаты своей деятельности.
  • Будет воспитывать в себе:
    • любознательность, усидчивость коммуникабельность, организованность.

Экология – наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающею среду (греческ. “экос” – дом, “логос” – учение)

Описание деятельности по проекту.

1 этап "Мой город – Экоград или Химдымбург?"

Цель: знакомство с прошлым и настоящим города, выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.

1. Путешествие в историю.

  1. Из глубины веков. (XVII век)
  2. Городской транспорт.

2. Городская среда.

  1. Улицы города.
  2. “Сосновые сказки” (Наиболее зеленый микрорайон)
  3. Экологические профессии.

3. Стройплощадка.

  1. Оформление альбома рисунков и фотографии “Мой зелёный город”.
  2. План города с “сигналами бедствия”.

2 этап "Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья?"

Цель: выделить и изучить действие ПФО, выявить симптомы скрытых заболеваний, составить свод правил по оказанию первой помощи.

  1. Тест “Как здоровье?”
  2. “Скорая помощь” (солнечные ожоги, укусы насекомых и т.д.)

3 этап “Возьмемся за руки, друзья”.

Цель: участие в совместной деятельности, проявление элементов самостоятельности и творчества.

1. Организация творческой группы “Зелёная волна”.

2. Проведение Устных журналов:

  • Земля – наш Дом, но не мы одни в нём живём.
  • Путешествие по городу Здоровейску.
  • “Ваш адрес дали нам цветы”.

3. КТД

  • “Ярмарка кормушек”.
  • “Прогноз погоды”.
  • “Экоэконом” (проектирование предупреждающих знаков)

4. Сбор информации и выпуск еженедельной газеты “ Зеленая волна”.

Результаты выполнения проекта.

В начале работы была выявлена инициативная группа ребят. На этапах работы присоединялись другие учащиеся класса. Были моменты, когда в работу включался весь класс: заполнение анкеты “Моё здоровье”, ответы на вопросы тестов “Осторожен ли я”, “Здоровый образ жизни”, сбор материалов для газеты “ Зелёная волна”, защита рисунков “Мой микрорайон самый лучший”.

Деятельность учащихся на 1-м этапе “Мой город – Экоград или Химдымбург?”

1. Знакомство с историей города Сызрань.

  • Посещение городского краеведческого музея, школьного музея.
  • Исследование печатных изданий: журнала “Сызрань”, газет “Красный октябрь”, “Сызранские вести”.
  • Беседы со сторожилами города.

2. Выполнение рисунков и устная защита рисунков по теме “Мой микрорайон самый лучший”. Были высказаны предложения по озеленению и благоустройству микрорайонов.

 Деятельность учащихся на 2-м этапе “Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья?”

1. Выявление самых здоровых учеников класса.

  • Заполнение анкеты, ответы на вопросы тестов “Осторожен ли я”, “Моё здоровье”. (Приложение 1).
  • Анализ ответов. (Выявлено ухудшение зрения (38%) и искривление позвоночника (15%).
  • Разучивание зарядки для глаз, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики. (Приложение 2).

2. Составление свода правил по оказанию первой помощи при солнечных ожогах, укусах насекомых, обморожении.

3. Диспут “Природные факторы оздоровления”. Выявление положительного и отрицательного влияния природных факторов.

ПФО

Влияние на организм (+)

Влияние на организм (–)

солнце закалка организма, загар. Ожог, солнечный удар.
воздух Обогащение кислородом. Городской воздух загрязнён.
вода Источник жизни. Случаи гибели на воде, содержит вредные примеси.
растения Питание, витамины. Отравление ядовитыми грибами. Содержание пестицидов.

Деятельность учащихся на 3-м этапе: “Возьмемся за руки, друзья”

1. Проведение инициативной группой “Зеленая волна” Устных журналов в параллельных классах:

  • “Земля – наш Дом, но не мы одни в нём живём”.
  • “Путешествие по городу Здоровейску”.
  • “Ваш адрес дали нам цветы”.

2. Выпуск газеты “Зелёная волна”.

3. Проведение конкурса “На самую удобную кормушку”, развешивание в школьном дворе.

4. Сбор народных примет, которые содержат прогноз погоды.

5. Конкурс плакатов “Экоэконом”, размещение лучших работ в местах, где находятся выключатели, водопроводные краны.

Деятельность учителя при организации работы учащихся над проектом

Этапы

Педагогические задачи

0рганизационные формы и методы

Деятельность учителя

Оформление результатов

Подготовительный Определение цели, задач, планирование деятельности. Создание положительной мотивации. Выявление инициативной группы. Составление плана работы на следующих этапах.
Практическая деятельность Постановка проблемы и пути её решения. Организация экскурсий, помощь в изучении дополнительной литературы. Составление анкет, тестов, обработка результатов. Различные способы сбора анализа информации
Представление или отчет Выступление на школьной педагогической конференции. Выбор формы защиты проекта. Консультации, подготовка вступительного слова. Презентация проекта.

Этапы работы.

1. Распределение обязанностей (коллективно).
2. Подбор соответствующей литературы (самостоятельно).
3. Составление плана работы (коллективно).
4. Составление черновика выступления и его корректировка (самостоятельно, с учителем).
5. Перепечатка исправленного материала (самостоятельно, с учителем).
6. Репетиция выступления (самостоятельно, с учителем).
7. Проведение экскурсии – защита работы (самостоятельно).
8. Оформление работы – газета (с учителем).

Признаки проектной деятельности.

1. Учащийся проявляет свои общеучебные навыки и умения: работа со справочной литературой, реферирование, пользование текстовым редактором, публичное выступление.
2. Социальная значимость проекта: проведение устных журналов, подготовка материалов для проведения оздоровительных мероприятий.
3. Учащиеся заранее знали критерии оценки работы.
4. Долгосрочный проект. Срок подготовки – 3 месяца.

Результаты:

1. Глубоко изучена тема “Экологическое состояние нашего микрорайона”.
2. Приобретены общеучебные навыки.

Отчёт по проекту: выступление инициативной группы “Зелёная волна” на школьной педагогической конференции.