Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность

Разделы: Экология


Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его жизненные и профессиональные ценности. Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел к выводу, о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры учащихся является создание научно-исследовательского общества учащихся, цель которого становится организация научно-исследовательской деятельности учащихся, и всестороннее, творческое развитие личности, воспитание экологической культуры.

Основные задачи, которые ставятся перед педагогом:

  • активизация познавательной деятельности учащихся через приобщение к науке;
  • создать условия для самодиагностики и самопознания собственных индивидуальных способностей;
  • приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством педагогов, ученых, других специалистов;
  • выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей и на основании этого определение индивидуальной траектории обучения и развития;
  • формирование системы научных взглядов учащихся;
  • развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
  • создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;
  • пропаганда знаний об окружающем мире;
  • знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
  • воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств;
  • участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, региона олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;
  • физическое укрепление здоровья и пропаганда ЗОЖ.

Избран Совет ДЭНИО, где каждый член общества имеет удостоверение члена ДЭНИО, создана эмблема и песня, складываются традиции. Задачи Совета ДЭНИО – актуализировать научно-исследовательскую работу силами членов ДЭНИО, создать интересную для ребят творческую среду. В конце года проводится уже ставшая традиционной научно-практическая конференция учащихся, в этом году - четвертая, в заключительной части конференции подводятся итоги работы учениками ДЭНИО, вручаются грамоты активным наиболее отличившимся ребятам.. Завершается учебный год участием учащихся в научно-исследовательских экспедициях: этнографических, эколого-биологических, географических; работой в лабораториях вузов, где учащиеся получают возможность собрать материал для своих исследований, получить подтверждение своим научным проектам (см. приложение 1, приложение 2). Научно-исследовательские экспедиции представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других форм выездной деятельности (походы, экскурсии). Это связано с тем, что экспедиция, помимо чисто эмоциональной стороны, наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, является итогом учебного года и вместе с тем возможностью наиболее полно приложить на практике полученные в течение года знания.

Сознание того, что они едут работать и особенно, изучать еще неизвестные, а не просто отдыхать, наполняет для ребят экспедицию глубокой эмоциональной привлекательностью, а процесс подготовки и к экспедиции, и после экспедиционной обработки данных делает гораздо более интересным и желанным. Участие родителей, их интерес деятельностью учащихся резко повышает ответственность, самостоятельность, а также повышает в глазах ребенка социальную значимость интеллектуального труда, формирует нравственный стержень, который позволяет затем молодым людям не оставаться в своем развитии и самообразовании. Для того, чтобы стать участником экспедиции, ученик проходит своеобразный конкурс, где учитываются его теоретические знания, полученные в течение года, интерес научно-исследовательской деятельностью и специальная физическая подготовка, знания правил техники безопасности, правил поведения в лесу и оказания первой медицинской помощи.

Особое внимание уделяется такому концептуальному элементу в структуре экспедиции, как ее комплексность. При проведении комплексной экспедиции работают в одном лагере разные специализации (и гуманитарные, и естественно-научные), исследуя его по своим программам и методикам. (Cм. приложение)

Немалое значение имеет также и место выбора района. При этом принимается во внимание несколько факторов. Первое – наличие объектов исследований для всех специализаций, участвующих в экспедиции. Учитывается и рельеф, и климат, наличие водной среды, состав фауны и флоры.

Второе – удобства подъезда, т.е. наличие дороги и связи экологическая чистота выбранного района. Для нашего лагеря это оказался район на берегу озера “ Алысардах”, на расстоянии 15 км от поселка. Предпочтительными временем проведения экспедиции является середина июня, так как в это время меньше гнуса и жара еще не такая сильная, что позволяет нам совершать большие маршруты.

Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся проходит в несколько этапов: изначально творческие и исследовательские задачи учащимся ставились в инициативном порядке учителем. На этом этапе идет поиск основного направления научно-исследовательской деятельности, повышения методического уровня педагога исследователя в этом направлении и поиск связей с другими научными обществами. Данный этап в моей практике проходил в течение 2-х лет. На этом уровне мои учащиеся основном только познавали методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требованиями оформления научно-исследовательской деятельности. Как правило, научно-исследовательская работа на этом этапе остается на уровне школы в пределах одного двух предметов.

На втором этапе развития общества происходит переход научного общества на уровне общеобразовательного учреждения, т.е. образуется межпредметные связи и исследовательская деятельность принимает расширенное направление, т.е. складывается как система, где подключаются научные учреждения, т. е. комбинированное научно – исследовательское общество (см. приложение 3). В наше обществе включились учителя музыки, физкультуры, ИЗО, информатики, литературы, НКЯ. Наше общество вышло на контакт с высшими учебными заведениями (Якутский Государственный Университет им. М. К. Аммосова, Институт Сибири. ЯГСХА), где ребята по мере возможности получают более глубокие, научные консультации. Третий этап более серьезный сложный на мой взгляд. Это развитие внутри общества возрастных обществ с выходом на региональный уровень.

Ежегодно наши ребята принимают участие на всесоюзном открытом конкурсе научно-исследовательских работ “Первые шаги”. Учащиеся, члены общества занимаются не только научной деятельностью, но и выходят на местное население с определенной тематикой лекции, выступают концертом, проводят различные акции “Чистый берег”, “Чистый двор” “Защитим лес от пожара”, “День Земли” “Мы за ЗОЖ” “Защитим птиц”. Выпускаем санбюллетень о здоровом образе жизни. Выступаем также через СМИ. Младшие члены ДЭНИО пишут сказки, стихи о природе. Работает группа журналистов, которые также проводят рейды по экологическому состоянию поселка. Общества имеет свою редколлегию, которая выпускает газету “Эко”.

Как традиция в зимнее время развешиваются кормушки и подкармливаются зимующие птицы. Объявляется конкурс на лучшие кормушки. Не забываем мы и малышей, наши лектора, младшая группа бывают в детских садах, читают им сказки, стихи знакомят с растениями и животными, читают стихи, развешивают кормушки на территории детских садов.

Известный специалист в области изучения детской одаренности Н.С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для тех детей, чьи способности не сразу видны. В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретают уверенность в себе и как правило эти ребята начинают показывать лидерские качества. Развитие культуры мышления в процессе обучения способствует совершенствование таких ее качеств, как сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему), т.е. целенаправленное развитие его процессом эффективного познавательного поиска. Действительно, у многих ребят исчезает комплекс, они свободно выражают свои мысли, открываются лидерские способности, а главное они становятся защитниками природы.