Задачи:
• обеспечить повторение о суточном и годовом движении Земли, о космических телах;
• дать понятия о счете времени как следствии космических явлений;
• начать формировать понятия “ритм”, “цикл”: в географической оболочке;
• установить соотношение следующих промежутков времени: года, месяца, недели, суток;
• продолжить формирование общеучебных навыков (работа с текстом);
• воспитывать внимательное отношение к окружающему миру; уважительное отношение к себе как неповторимой личности на Земле, а, значит, и к другим;
• развивать память, воображение детей, учить их владеть основными мыслительными операциями; устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: репродукции картин художников о родной природе; круги (диаметр 60 см), будильник, теллурий.
ХОД УРОКА
I. Организация класса:
Настрой. Ребята, давайте сядем тихо-тихо и послушаем тишину. Тикает будильник.
– Ребята, а что вы слышите?
– Что отсчитывают часы?
– Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока.
II. Сообщение темы и задач урока:
– Тема нашего урока сегодня необычна “Колесо времени”.
Легенда: Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. “Скажи мне, – спросил юноша, почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?” В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.
“Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью, чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.
Цель урока: расширить круг своих знаний.
– Чем похожи наши круги знаний и колесо?
– Какие единицы измерения времени вы можете назвать?
– К какому промежутку времени из названных можно применить образное название “круглый”?
Итак, колесо – круглое, год “круглый”, значит, существует какая-то связь между колесом и годом?
III. Работа над новой темой:
1. Демонстрирую первое колесо времени “круглый год”.
Комментарии: осень… Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
Зима…
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
Прошли три зимних месяца, и …
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Наступило лето красное с ласковым солнышком, грибами, ягодами. Июнь, июль, август. И снова осень. Итак, прошел круглый год.
– Почему же происходит смена времен года?
– За какой период Земля делает полный оборот вокруг Солнца?
– Как называется путь, по которому Земля движется вокруг Солнца? (Земная орбита.)
2. Загадка.
Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят. (двенадцать месяцев). Анализ слова месяц.
Демонстрация второго колеса времени “Колесо лунного времени” (Сопровождаю рассказом)
Сказка “Платье для месяца”. (Комментирую.)
– Как вы думаете правдивая ли эта сказка?
– В чем ложь? В чем правда?
– Кто из вас смотрел на ночное небо? Какая бывает луна?
(Объясняю, как различать молодой месяц от старого. (– старый, убывающий; ) – растущий, молодой).
– Кто был внимательным и подсчитал: сколько недель портной шил месяцу платье? Сколько недель месяц искал портного?
Итог: Итак, за четыре недели Луна совершает один полный круг своих превращений, или один раз поворачивается колесо лунного времени.
– Сколько раз должно было повернуться колесо лунного времени, чтобы прошел год?
Вывод: В году 12 месяцев. в одном месяце 4 недели.
– Сколько же суток в одной неделе? Из чего складываются сутки?
Третье колесо времени “День да ночь – сутки прочь”.
Итог: Сколько раз должно повернуться это колесо времени, чтобы прошла неделя?
На доске слова: сутки, неделя, месяц, год. (Соотнести единицы времени.)
IV. Подведение итогов.
Сказка В.И. Даля “старик-годовик”. Инсценировка.
Вращаются колеса времени. Можем ли мы остановить их или заставить вращаться в другую сторону? Нет, но у каждого из нас есть колесо личного времени. Мое личное колесо времени начало вращаться 25 марта. А твое?
– Рассказы учащихся.
– Становление своего колеса времени. В центре напишите свой день рождения. По окружности – добрый след от вашего колеса.
– Назвать другие колеса времени (часы).
– Вспомните легенду, рассказанную в начале урока. Как вы думаете, круг ваших знаний стал шире? Почему?
Оценки. Подведение итогов урока.