В настоящее время Россия переживает переходный период. Это переход от индустриального к постиндустриальному, гуманистически-информационному обществу. Переход к новому связан с переломом политики старого. Главная цель нового постиндустриального общества – дать людям новый идеал, великую идею, разумную и реальную цель, ради которой стоит напрягать силы для себя и потомков.
Наиболее сложный элемент преобразований – человек, формирование новых поколений людей, готовых по уровню знаний, умения, трудовому напряжению и творческим навыкам к условиям будущего общества. Процесс этот сложный и длительный, но без преодоления функциональной неграмотности и профессиональной некомпетентности, без обретения желания творчески трудиться, постоянно обновлять и расширять накопленный багаж знаний и навыков невозможно найти свое место в сложных, наукоемких процессах формирования постиндустриального общества.
Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды – он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение жизни.
Для общества непрерывное образование – это средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала. Для государства – фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, для каждого человека – условие готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.
Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих подростку раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.
Для этого необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у студентов самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Метод проектов возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, а затем был перенесен в общеобразовательную школу и связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании.
Основоположниками метода проектов в мировой педагогике являются американский философ, прагматик, психолог, педагог Джон Дьюи и его ученик У.Х. Килпатрик. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Подробно метод проектов разработан в трудах У.Х. Килпатрика. Он считал, что главная идея метода состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим и строится не в русле учебного предмета. Проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С.Шацкого работала над проблемой внедрения проектных методов в практику обучения уже начиная с 1905 года. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть знакомой и значимой для ребенка. Для её решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло приобрести.
Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии. То, чем занимались в начале ХХ века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
В выборе тематики проектов осуществляется дифференцированный подход в зависимости от специальности, желания и возможностей студентов. Например, для специальности 270103.51 “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений” была выбрана тема: “Строительство Экополиса”. Этот проект дает представление о рациональной градостроительной концепции при освоении новой территории, проектировании небольших городов с заранее заданными функциями в соответствии с основными законами экологии города, задачами охраны окружающей среды и рационального природопользования. Создаваемый проект развития должен учитывать высокие требования к окружающей природной территории.
Экополис занимает площадь примерно 1000 га, в нем будет проживать первоначально порядка 3 тыс. человек, в дальнейшем границы города не будут увеличены, а численность населения возрастет до 5 тыс. человек.
Место предполагаемого строительства – Алтайский край – выбрано не случайно. Так как это один из ведущих регионов по развитию отраслей оборонного комплекса и наукоемких отраслей. К тому же в конце 2005 года г. Бийску присвоен статус Наукограда. Помимо развития промышленного производства Алтай характеризуется сложной экологической обстановкой. Создаваемый проект развития должен учитывать высокие требования к окружающей природной территории. Предлагается выбрать территорию недалеко от г. Бийска (в Бийском районе), т.к. в нем находятся крупные предприятия. В проектируемом экополисе будет построен крупный НИИ (научно-исследовательский институт), занимающийся проблемами развития наукоемких отраслей и оборонного комплекса. Кроме него в городе должны быть построены жилые массивы, гостиничный комплекс, объекты социальной инфраструктуры: школа, магазины, поликлиника, проведены современные коммуникации, оборудованы рекреационная и лесопарковая зоны.
Разработкой проекта занимается 5-6 групп по 6 человек. Проектные группы разрабатывают проекты:
- Здания (обратить внимание на планировку, материалы, систему вентиляции и очистки воздуха, использование растений и животных в интерьере);
- Парковой зоны (обратить внимание на планировку, стиль, оформление водоема на территории парка, видовое разнообразие растений и животных, игровые площадки, аттракционы, места отдыха);
- Транспортного средства (обратить внимание на размеры и форму машины, экологичность топлива).
В каждую проектную группу входят:
- Архитектор (представляет проект здания);
- Инженер (представляет проект транспортного средства);
- Специалист зеленого хозяйства города (представляет проект парковой зоны);
- Специалист-дизайнер (требования: умение рисовать, знание о влияние цветовой гаммы на здоровье, художественный вкус);
- Дилер торговой фирмы, реализующий средства и оборудование для очистки воды и воздуха (требование: знание о способах очистки воды и воздуха, знание ассортимента воздухо- и водоочистителей);
- Специалист по утилизации отходов (требования: знать способы утилизации различных отходов – бумаги, стекла, металла, пластмасс и т.д., знать о последствиях неправильной утилизации отходов).
Заранее в результате жеребьевки группы получают задание подготовить проекты зданий:
- Многоквартирный жилой дом;
- Частный жилой дом;
- Детский сад;
- Школа;
- Торговый центр;
- Гостиница.
После определения темы и проблемы, осуществляется планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы начинается с проектирования самого проекта, после чего начинается работа в микрогруппах.
Первым этапом проводится собрание архитекторов всех групп. Они выбирают территорию и наносят её границы на лист формата А1. Далее территория будущей застройки делится на несколько районов, за проект застройки каждого района отвечает определенная группа. Главная задача архитекторов – предложить проект постройки города на выбранной ими площадке, учитывая при этом мнение отдельных специалистов. Они должны будут предложить общую схему развития Экополиса, местоположение отдельных строящихся объектов с учетом их влияния на окружающую среду города. Планировочная структура современных городов сложна и разнообразна, но в любом из них можно выделить следующие функциональные зоны:
Селитебная – территория, предназначенная для жилья, здесь также могут размещаться предприятия культурно-бытового обслуживания, элементы лесопарковой зоны, транспортные пути.
Промышленная - включает промышленные предприятия, обслуживающие их учреждения, складские помещения, транспортные магистрали, зеленые насаждения.
Транспортная – включает транспортную инфраструктуру всех видов транспорта.
Зона отдыха – парки, лесопарки, спортивные сооружения, рекреационные объекты.
Санитарно-защитная зона – защищает селитебные территории от вредного влияния промышленности и транспорта.
Вторым этапом начинается работа внутри группы. После представленного архитектором проекта здания, специалист-дизайнер разрабатывает проект внутренней отделки здания. Дилер торговой фирмы представляет оборудование для очистки воды и воздуха в помещение (кондиционеры, фильтры). Инженер представляет проект транспортного средства (вид транспорта, вид топлива). Специалист зеленого хозяйства города представляет проект парковой, рекреационной зоны (расположение, видовой состав растений, аттракционы и т.д.).
Специалист по утилизации отходов должен подготовить проект способов утилизации отходов будущего города с учетом безопасности для людей и окружающей среды.
При создании проекта следует помнить об особой роли зеленых насаждений в жизни города, они должны занимать не менее 50% заселенной площади. Полоса деревьев снижает уровень шума на 10-12 децибел при ширине 25 метров, концентрацию углекислоты на 70 %, поглощает за год 70 т пыли. Необходимо правильно спланировать рекреационную и лесопарковую зоны города.
Пристальное внимание нужно обратить на проект генеральной схемы транспорта. Транспорт – главный загрязнитель городской среды, поэтому схема должна отвечать требованиям шумозащиты и охраны воздушного бассейна.
На одного жителя современного города приходится в год по 1 т твердых бытовых отходов. Причем эта цифра увеличивается на 4-5 % ежегодно. Поэтому необходимо выделить значительные территории под складирование этих отходов, либо предложить экологически чистый проект их утилизации.
Третий этап – защита проекта своего района. Отдельные фрагменты проекта должны быть выполнены на отдельных листах формата А4. К практической части дополняется и теоретическое описание проекта. Всё это должно быть помещено в папку и представлено на зачетном занятии.
Предлагаемые проекты зданий должны не только нести функциональную и эстетическую нагрузку, но и отвечать экологическим требованиям. Высокие здания могут являться преградой для ветровых потоков, построенные вдоль дорог могут ограничивать влияние шумового дискомфорта. Важно обратить внимание на экологичность строительных материалов и лучше прибегнуть к новым более безопасным видам (цементогрунт, прессованная солома, стекло, металлические конструкции и т.д.). Также в проекте должны быть отражено использование энергосберегающих технологий.
Архитектурные решения полностью влияют на весь ход проекта, каждый шаг должен быть согласован со всем кругом специалистов.
После этапа планирования действий по разрешению проблемы следует поиск информации. Для более четкого хранения собранной информации студенты создают портфолио (проектная папка). В её состав входят: планы выполнения проекта и отдельных его этапов, ксерокопии и распечатки из Internet, краткое описание проблем, с которыми они сталкиваются, и способы их решения, результаты анкетирования, рисунки, фотографии, материалы к презентации и другие рабочие материалы. Поэтому большая роль в проекте отводится исследовательской работе. Студенты не просто анализируют различные источники информации, также консультируются со специалистами различных фирм, организаций. Так, например, студенты, исполняющие роль дилеров по реализации водо- и воздухоочистительного оборудования, консультировались со специалистами фирмы “Русклимат”.
По ходу сбора материалов проводится промежуточное обсуждение полученных данных и консультация с преподавателем.
Но работа по созданию проекта не является просто домашним заданием. Некоторая часть информации, нужной для его создания, рассматривается и обсуждается на уроках. Т.е. тематика проектов поэтапно прослеживается на занятиях. Результатом работы над проектом является продукт. Студенты-строители представляют продукт проектной деятельности в форме карты.
Завершающим этапом проекта является презентация. Презентация проходит в виде конференции, на которой специалисты разных профессий делятся свом опытом по строительству и благоустройству своего района в “Экополисе”. Студенты сами выбирают вид презентации, который более соответствует предложенному ими проекту.
После презентации проходит коллективное обсуждение и делаются выводы, анализ сделанного, сравнивается то, что было задумано, с тем, что получилось.
Помимо воспитания экологической культуры, использование метода проектов влияет на возникновение межпредметных связей со многими специальными дисциплинами. Именно такая интеграция специальных и естественнонаучных дисциплин способствует формированию личности специалиста, способного гармонично совмещать свое производство с окружающей средой без вреда для неё, себя и будущих поколений.
Список литературы
- Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // Наука и школа, 1997, № 4.
- Тарасова Н.В. Рекомендации использования метода проектов в системе СПО // Приложение к журналу “СПО” № 3 (апрель 2004 г.)
- Дронова Л.И. По методу проектного обучения // Специалист 2006., № 2.
- Гарданова Т.В. Важная роль проектной методики // Специалист 2005., № 3.
- Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч, 1999г.,№ 6.
- Бобрик О.Е. Применение метода проектов // Специалист, 2005,№ 10.
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.
- Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004.
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни: сост. В.В. Балабанова-Волгоград; Учитель, 2003-154с.