Цели занятия:
- развивать познавательный интерес к природе сибирского края;
- формировать способность доказывать анализировать, устанавливать экоцепочку;
- закреплять умения различать породы хвойных деревьев, растущих в нашем регионе;
- подвести к понятию, что ель – это дом для многих птиц, животных, насекомых;
- дать новые знания о породах хвойных деревьев, познакомить с можжевельником;
- воспитывать осознанное отношение к природе.
Активизация словаря: лиственные, хвойные, смола, кормилец, хлебное дерево, бальзам, можжевельник.
Ход занятий:
– Дети, посмотрите, что у меня в руках? (Ветка сосны)
– Нравится вам? Какая она? (Колючая, пушистая, смолистая, зеленая потрогайте, разотрите иголочки между пальцев, чем пахнет)
– Хотите узнать, как она у меня оказалась.
– Я сегодня торопилась утром к вам и увидела это дерево, оно было таким красивым, свежим, что я невольно залюбовалась им, но сосенка не росла, а лежала у моих ног, я взяла одну веточку для вас, полюбуйтесь, но мне очень грустно, догадались почему? (От того, что дерево срубили) А как оно оказалось на дороге?
– Очень жаль сосенку, ведь она могла принести гораздо больше пользы, живя в лесу.
– Вы знаете об этом? Расскажите. (Приятно смотреть на стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый, смолянистый запах, люди хорошо чувствует себя в сосновом бору).
– Доказано, что сосны отводят беду и приносят людям счастье. Давайте поставим веточки в воду, пусть всем будет хорошо, и мы с вами, и наши гости будут счастливы.
– Ребята, а сосна дерево какое? (Хвойное).
– А вы знаете других представительниц хвойных? (Кедр, пихта, лиственница, ель).
– Есть деревья хвойные, а есть? (Лиственные). В чем их отличия? У лиственных осенью наблюдается какое, ребята, явление? (Листопад). А как это явление можно назвать у хвойных? (Иглопад, хвоепад). А хвоя опадает как? (Постепенно).
– У сосны через 2–3 года, а у ели через 6–10 лет.
– Кому из вас доводилось побывать в еловом лесу? Какой он? (Темный, загадочный, таинственный).
– Кажется, именно здесь живут ведьмы и колдуны. А хотите немного поколдовать?
– Главное в колдовстве, это котел, и наши умелые руки. Начнем?
Звучит музыка
– Встаньте на колени, разводим волшебную воду в котле. Кого будем наколдовывать? Отвечайте беззвучно, одними губами, но чтобы понять друг друга, надо хорошо артикулировать.
– Что бросаем в котел? (Иголки, шишки). Пальцы выстреливают из кулачка как пружинки, сначала медленно, затем быстрее, останавливаться нельзя, смотрите, пар сгущается. Вода начинает закипать, наши пальцы переплетаются, зажмурьте глазки, чтобы пар не попал в них. (Дети закрывают глаза).
– Ребята. Смотрите, что у нас получилось!
Появляется букет хвойных веток
– Что это? (Хвойные ветки, букет).
– Вот они, любимые дети земли. Предлагаю присесть детям на стульчики и внимательно рассмотреть веточки.
– Найдите знакомую веточку сосны?
– Какое дерево вы бы смогли назвать “королем” хвойных деревьев? (Кедр).
– Почему? (Самый могучий, всех кормит “хлебное дерево”, долгожитель).
– За что кедр прозван “хлебным деревом”?
– Дети, а ведь настоящий кедр в Сибири не растет. То, что мы называем кедром – это сибирская сосна или сосна кедровая. Кедры – деревья теплолюбивые, и живут в Турции, Ливане, в Крыму и на Кавказе (показ на карте).
– Что содержат в себе кедровые орехи? (сахар, белки, жиры) – этот состав помогает животным и птицам избежать голода, холода, болезней.
– Ребята, а как узнать пихту? (По иголкам, они мягкие, не колючие, шелковистые).
– Что вы слышали о пихтовом чуде? (Это пихтовые кармашки, в которых пихта хранит свою смолу – пихтовый бальзам).
– А что изготавливают из листьев и веток пихты? (Пихтовое масло).
– Как люди используют его? (Лечат простудные заболевания). Показываю пихтовое масло, даю подышать им.
– Назовите “странное” хвойное дерево? (Лиственница).
– Почему странное? (Сбрасывает листву).
– Почему у лиственницы иголки опадают? (Они мягкие, нежные, бархатистые, если не опадут, то замерзнут).
– Дети, вы видели, чтобы кедр или пихта росли в городе? (Нет).
– А лиственница растет? Почему? (Ежегодно она сбрасывает хвою и спасает себя от грязи и выбросов, кедр, ель, пихта не могут жить в загрязненном воздухе, иначе они бы погибли в загазованном городе (им нужен чистый воздух, плодородные почвы).
– Сейчас зимой мы редко видим зеленые цвета, у нас происходит нехватка хромо–цвета (зеленого цвета), И ПОЭТОМУ НАШИ ГЛАЗКИ БЫСТРО УСТАЮТ. Дадим им отдых?
– Зажмурьте глаза, откройте, посмотрите (смотрят на зеленый квадрат 15x15), зажмурьте глазки, откройте, дети смотрят на небольшой квадрат, повторить 2- 3 раза.
– Глазки отдохнули, и всему телу пора отдохнуть.
– Вверх руки подняли, и покачали.
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти стряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем
Это к нам птицы летят
Где они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад.
Психокоррекционная гимнастика выполняется под музыку “Волшебство природы” 2 раза.
– Ребята, если есть король, то должна быть и королева леса. Кто она? (Ель).
– Почему? (Стройная, величественная).
– Послушайте, как пишут о ней. Читается отрывок из книги Скребицкой “Сказки о цветах и деревьях”, “Ель – красавица”.
– Очень хорошо елочка за свою красоту и страдает под Новый год.
– Представьте себе, что вы прекрасная елочка, и вас вот-вот срубят, что вы испытываете? Передайте это выражением лица.
– Что вы можете предложить, чтобы и елочки были целы, и люди довольны. (Приобрести искусственную елочку)
Дети на фланелеграфе выкладывают птиц, насекомых и зверей, которые дружат с елью, доказывая свой выбор.
Вывод: В лесу все взаимосвязано. Показываю картинку. Прочтите название. “Животные и деревья хвойных лесов”.
– Назовите растения, птиц, зверей, в названии которых 1 часть (мох, клест, гриб, лес).
– Назовите слова, состоящие из 2, 3 частей.
Предлагаю пересесть за столы. Практическая работа: “Найди и раскрась хвойные деревья”.
– Ребята, у вас на листах задание, прочтите его. Дети читают задание и выполняют его. (Находят среди разнопородных деревьев хвойные и под ними вписывают название).
Какие, ребята, вы молодцы, вы хорошо знаете о пользе деревьев, как они нам необходимы, ведь не зря о деревьях говорят – “Любимые дети земли”.
Смотрите, смотрите, чудеса еще не кончаются, что это за корзиночка со странной веточкой? Вы знаете что это?
– Это можжевеловый куст, и он тоже хвойное растение, но об этом мы поговорим в следующий раз, а под веточкой, умненьким деткам – угощение (кедровые шишки и брусника).