Конспект познавательного занятия "Любимые дети Земли"

Разделы: Экология


Цели занятия:

  • развивать познавательный интерес к природе сибирского края;
  • формировать способность доказывать анализировать, устанавливать экоцепочку;
  • закреплять умения различать породы хвойных деревьев, растущих в нашем регионе;
  • подвести к понятию, что ель – это дом для многих птиц, животных, насекомых;
  • дать новые знания о породах хвойных деревьев, познакомить с можжевельником;
  • воспитывать осознанное отношение к природе.

 

Активизация словаря: лиственные, хвойные, смола, кормилец, хлебное дерево, бальзам, можжевельник.

Ход занятий:

– Дети, посмотрите, что у меня в руках? (Ветка сосны)

– Нравится вам? Какая она? (Колючая, пушистая, смолистая, зеленая потрогайте, разотрите иголочки между пальцев, чем пахнет)

– Хотите узнать, как она у меня оказалась.

– Я сегодня торопилась утром к вам и увидела это дерево, оно было таким красивым, свежим, что я невольно залюбовалась им, но сосенка не росла, а лежала у моих ног, я взяла одну веточку для вас, полюбуйтесь, но мне очень грустно, догадались почему? (От того, что дерево срубили) А как оно оказалось на дороге?

– Очень жаль сосенку, ведь она могла принести гораздо больше пользы, живя в лесу.

– Вы знаете об этом? Расскажите. (Приятно смотреть на стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый, смолянистый запах, люди хорошо чувствует себя в сосновом бору).

– Доказано, что сосны отводят беду и приносят людям счастье. Давайте поставим веточки в воду, пусть всем будет хорошо, и мы с вами, и наши гости будут счастливы.

– Ребята, а сосна дерево какое? (Хвойное).

– А вы знаете других представительниц хвойных? (Кедр, пихта, лиственница, ель).

– Есть деревья хвойные, а есть? (Лиственные). В чем их отличия? У лиственных осенью наблюдается какое, ребята, явление? (Листопад). А как это явление можно назвать у хвойных? (Иглопад, хвоепад). А хвоя опадает как? (Постепенно).

– У сосны через 2–3 года, а у ели через 6–10 лет.

– Кому из вас доводилось побывать в еловом лесу? Какой он? (Темный, загадочный, таинственный).

– Кажется, именно здесь живут ведьмы и колдуны. А хотите немного поколдовать?

– Главное в колдовстве, это котел, и наши умелые руки. Начнем?

 

Звучит музыка

– Встаньте на колени, разводим волшебную воду в котле. Кого будем наколдовывать? Отвечайте беззвучно, одними губами, но чтобы понять друг друга, надо хорошо артикулировать.

– Что бросаем в котел? (Иголки, шишки). Пальцы выстреливают из кулачка как пружинки, сначала медленно, затем быстрее, останавливаться нельзя, смотрите, пар сгущается. Вода начинает закипать, наши пальцы переплетаются, зажмурьте глазки, чтобы пар не попал в них. (Дети закрывают глаза).

– Ребята. Смотрите, что у нас получилось!

 

Появляется букет хвойных веток

– Что это? (Хвойные ветки, букет).

– Вот они, любимые дети земли. Предлагаю присесть детям на стульчики и внимательно рассмотреть веточки.

– Найдите знакомую веточку сосны?

– Какое дерево вы бы смогли назвать “королем” хвойных деревьев? (Кедр).

– Почему? (Самый могучий, всех кормит “хлебное дерево”, долгожитель).

– За что кедр прозван “хлебным деревом”?

– Дети, а ведь настоящий кедр в Сибири не растет. То, что мы называем кедром – это сибирская сосна или сосна кедровая. Кедры – деревья теплолюбивые, и живут в Турции, Ливане, в Крыму и на Кавказе (показ на карте).

– Что содержат в себе кедровые орехи? (сахар, белки, жиры) – этот состав помогает животным и птицам избежать голода, холода, болезней.

– Ребята, а как узнать пихту? (По иголкам, они мягкие, не колючие, шелковистые).

– Что вы слышали о пихтовом чуде? (Это пихтовые кармашки, в которых пихта хранит свою смолу – пихтовый бальзам).

– А что изготавливают из листьев и веток пихты? (Пихтовое масло).

– Как люди используют его? (Лечат простудные заболевания). Показываю пихтовое масло, даю подышать им.

– Назовите “странное” хвойное дерево? (Лиственница).

– Почему странное? (Сбрасывает листву).

– Почему у лиственницы иголки опадают? (Они мягкие, нежные, бархатистые, если не опадут, то замерзнут).

– Дети, вы видели, чтобы кедр или пихта росли в городе? (Нет).

– А лиственница растет? Почему? (Ежегодно она сбрасывает хвою и спасает себя от грязи и выбросов, кедр, ель, пихта не могут жить в загрязненном воздухе, иначе они бы погибли в загазованном городе (им нужен чистый воздух, плодородные почвы).

– Сейчас зимой мы редко видим зеленые цвета, у нас происходит нехватка хромо–цвета (зеленого цвета), И ПОЭТОМУ НАШИ ГЛАЗКИ БЫСТРО УСТАЮТ. Дадим им отдых?

– Зажмурьте глаза, откройте, посмотрите (смотрят на зеленый квадрат 15x15), зажмурьте глазки, откройте, дети смотрят на небольшой квадрат, повторить 2- 3 раза.

– Глазки отдохнули, и всему телу пора отдохнуть.

– Вверх руки подняли, и покачали.

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти стряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем

Это к нам птицы летят

Где они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

 

Психокоррекционная гимнастика выполняется под музыку “Волшебство природы” 2 раза.

– Ребята, если есть король, то должна быть и королева леса. Кто она? (Ель).

– Почему? (Стройная, величественная).

– Послушайте, как пишут о ней. Читается отрывок из книги Скребицкой “Сказки о цветах и деревьях”, “Ель – красавица”.

– Очень хорошо елочка за свою красоту и страдает под Новый год.

– Представьте себе, что вы прекрасная елочка, и вас вот-вот срубят, что вы испытываете? Передайте это выражением лица.

– Что вы можете предложить, чтобы и елочки были целы, и люди довольны. (Приобрести искусственную елочку)

Дети на фланелеграфе выкладывают птиц, насекомых и зверей, которые дружат с елью, доказывая свой выбор.

Вывод: В лесу все взаимосвязано. Показываю картинку. Прочтите название. “Животные и деревья хвойных лесов”.

– Назовите растения, птиц, зверей, в названии которых 1 часть (мох, клест, гриб, лес).

– Назовите слова, состоящие из 2, 3 частей.

Предлагаю пересесть за столы. Практическая работа: “Найди и раскрась хвойные деревья”.

– Ребята, у вас на листах задание, прочтите его. Дети читают задание и выполняют его. (Находят среди разнопородных деревьев хвойные и под ними вписывают название).

Какие, ребята, вы молодцы, вы хорошо знаете о пользе деревьев, как они нам необходимы, ведь не зря о деревьях говорят – “Любимые дети земли”.

Смотрите, смотрите, чудеса еще не кончаются, что это за корзиночка со странной веточкой? Вы знаете что это?

– Это можжевеловый куст, и он тоже хвойное растение, но об этом мы поговорим в следующий раз, а под веточкой, умненьким деткам – угощение (кедровые шишки и брусника).