Информационные технологии на уроках экологии

Разделы: Экология


Предмет: Экология.

Класс: 10.

Тема: Экологические проблемы п. Хребтового.

Место урока в теме: последний третий урок

Цель: Видение и понимание экологических проблем местности и нахождение путей решения этих проблем.

Задачи:

  • обучения:
  • познакомить учащихся с экологическими проблемами местности,
  • раскрыть сущность понятий “экологическая проблема”, “экологический кризис”;
  • развития:
  • продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;
  • воспитания:
  • воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод обучения: беседа, рассказ (словесный), контроль (самостоятельная работа), лекция (наглядный), решение задач (практический), проблемный метод.

Форма обучения: фронтальная работа; групповая (парная); индивидуальная (самостоятельная) работа.

Средства обучения: локальная сеть + программа Microsoft Office Power Point + карточки с заданиями под лекцию.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Мы с вами, ребята, совсем недавно начали изучать интересный новый учебный предмет- экологию. Это наука о нашем общем доме- планете Земля, о ее биосфере, о взаимодействии живого и неживого. И в экологии мы находим место, где можно вести предметный разговор о нашей малой Родине, о Хребтовом, где очень много нерешенных проблем - хозяйственных, экологических, энергетических и других. Цель моей деятельности на уроке: научить вас, ребята, видеть и понимать, а также находить пути решения экологических проблем нашей местности. А в процессе всего урока вы познакомитесь и изучите, что такое “экологическая проблема”, “экологический кризис”, научитесь анализировать, размышлять, делать выводы, формировать навыки работы с компьютером, и, конечно, несомненным станет то, что любовь к малой Родине не только не ослабеет, но и приумножиться, ведь вам здесь жить.

3. Изучение нового материала.

3.1. Чтение стихотворения Н. Я. Вершинина “Хребтовый”. Побуждение к деятельности учащихся на уроке – эмоциональный настрой в начале урока – чтение стихотворения учителя – земляка о нашей малой Родине.

Позвольте продолжить наш разговор о Хребтовом с чтения стихотворения учителя нашей школы Н.Я. Вершинина “Хребтовый”.

(приложение)

Посмотрите, сколько души и тепла вложено в смысл каждой строки. Учитель влюблен в свой поселок, поэтому так искренни его строки.

3.2. Создание проблемной ситуации.

А что на самом деле?

Предполагаемые ответы:

  • грязь на улицах
  • свалки мусора
  • загрязнение Ангары
  • пожары
  • испарение от нефтяной вышки
  • другое

Как это все можно назвать?

Предполагаемые ответы:

  • кризис
  • ситуация
  • проблема
  • другое

Итак, мы с вами продолжим наш разговор об экологических проблемах Хребтового.

3.3. Инструкция для групп:

  • 1 учащийся - хранитель времени и фиксатор событий в тетради
  • 2 учащийся - руководитель и выступающий

(приложение)

3.4. Самостоятельная работа.

  • лекция-презентация
  • работа по карточкам

3.5. Фронтальная беседа

  • отчет групп

4. Задание на проверку понимания.

4.1. Мы с вами выяснили и обсудили все экологические проблемы поселка. Вы это хорошо усвоили. Далее постараемся выполнить упражнение на понимание. Обратите внимание на мониторы своих компьютеров. Здесь дано задание.

(приложение)

Вам необходимо экологические проблемы ранжировать в данную диаграмму.

4.2. Обсуждение результатов выполнения упражнения.

5. Решение задачи с экологическим содержанием.

(приложение)

6. Рефлексия.

Итак, сегодня мы на уроке познакомились с экологическими проблемами п. Хребтового. Пожалуйста, ответьте мне на следующие вопросы:

6.1. Что дал вам, ребята, сегодняшний урок в познании своего поселка?

6.2. Какие чувства возникли у вас, вам не больно за свой поселок?

6.3. Что необходимо сделать, чтобы ваши мироощущения изменились?

6.4. Как вы видите свое участие в решение экологических проблем поселка?

7. Итог урока. Оценка деятельности учащихся.

8. Домашняя работа. Составить презентации по одной из проблем поселка по группам:

8.1. группа – загрязнение атмосферы;

8.2. группа вырубка лесов;

8.3. группа – загрязнение Ангары;

8.4. группа – бытовой мусор;

8.5. группа – пожары;

8.6. группа – снижение биоразнообразия.