Предмет: Экология.
Класс: 10.
Тема: Экологические проблемы п. Хребтового.
Место урока в теме: последний третий урок
Цель: Видение и понимание экологических проблем местности и нахождение путей решения этих проблем.
Задачи:
- обучения:
- познакомить учащихся с экологическими проблемами местности,
- раскрыть сущность понятий “экологическая проблема”, “экологический кризис”;
- развития:
- продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;
- воспитания:
- воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод обучения: беседа, рассказ (словесный), контроль (самостоятельная работа), лекция (наглядный), решение задач (практический), проблемный метод.
Форма обучения: фронтальная работа; групповая (парная); индивидуальная (самостоятельная) работа.
Средства обучения: локальная сеть + программа Microsoft Office Power Point + карточки с заданиями под лекцию.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Мы с вами, ребята, совсем недавно начали изучать интересный новый учебный предмет- экологию. Это наука о нашем общем доме- планете Земля, о ее биосфере, о взаимодействии живого и неживого. И в экологии мы находим место, где можно вести предметный разговор о нашей малой Родине, о Хребтовом, где очень много нерешенных проблем - хозяйственных, экологических, энергетических и других. Цель моей деятельности на уроке: научить вас, ребята, видеть и понимать, а также находить пути решения экологических проблем нашей местности. А в процессе всего урока вы познакомитесь и изучите, что такое “экологическая проблема”, “экологический кризис”, научитесь анализировать, размышлять, делать выводы, формировать навыки работы с компьютером, и, конечно, несомненным станет то, что любовь к малой Родине не только не ослабеет, но и приумножиться, ведь вам здесь жить.
3. Изучение нового материала.
3.1. Чтение стихотворения Н. Я. Вершинина “Хребтовый”. Побуждение к деятельности учащихся на уроке – эмоциональный настрой в начале урока – чтение стихотворения учителя – земляка о нашей малой Родине.
Позвольте продолжить наш разговор о Хребтовом с чтения стихотворения учителя нашей школы Н.Я. Вершинина “Хребтовый”.
Посмотрите, сколько души и тепла вложено в смысл каждой строки. Учитель влюблен в свой поселок, поэтому так искренни его строки.
3.2. Создание проблемной ситуации.
А что на самом деле?
Предполагаемые ответы:
- грязь на улицах
- свалки мусора
- загрязнение Ангары
- пожары
- испарение от нефтяной вышки
- другое
Как это все можно назвать?
Предполагаемые ответы:
- кризис
- ситуация
- проблема
- другое
Итак, мы с вами продолжим наш разговор об экологических проблемах Хребтового.
3.3. Инструкция для групп:
- 1 учащийся - хранитель времени и фиксатор событий в тетради
- 2 учащийся - руководитель и выступающий
3.4. Самостоятельная работа.
- лекция-презентация
- работа по карточкам
3.5. Фронтальная беседа
- отчет групп
4. Задание на проверку понимания.
4.1. Мы с вами выяснили и обсудили все экологические проблемы поселка. Вы это хорошо усвоили. Далее постараемся выполнить упражнение на понимание. Обратите внимание на мониторы своих компьютеров. Здесь дано задание.
Вам необходимо экологические проблемы ранжировать в данную диаграмму.
4.2. Обсуждение результатов выполнения упражнения.
5. Решение задачи с экологическим содержанием.
6. Рефлексия.
Итак, сегодня мы на уроке познакомились с экологическими проблемами п. Хребтового. Пожалуйста, ответьте мне на следующие вопросы:
6.1. Что дал вам, ребята, сегодняшний урок в познании своего поселка?
6.2. Какие чувства возникли у вас, вам не больно за свой поселок?
6.3. Что необходимо сделать, чтобы ваши мироощущения изменились?
6.4. Как вы видите свое участие в решение экологических проблем поселка?
7. Итог урока. Оценка деятельности учащихся.
8. Домашняя работа. Составить презентации по одной из проблем поселка по группам:
8.1. группа – загрязнение атмосферы;
8.2. группа вырубка лесов;
8.3. группа – загрязнение Ангары;
8.4. группа – бытовой мусор;
8.5. группа – пожары;
8.6. группа – снижение биоразнообразия.