Природа – источник добра. Глубокое эстетическое наслаждение от “созерцания природы” может получить человек с развитым чувством природы, развить его можно только в деятельном общении с ней.
Наши ученики сегодня должны научиться бережному отношению к природе. Потому что перед земной цивилизацией встает выбор: либо безумно уничтожать природу Земли, пользуясь ее благами, и погибнуть, либо сохранить Вселенную. Уже сегодня школьники могут вести исследовательскую работу по насущным экологическим проблемам, тем самым, приобретая навыки разумного общения с природой.
В практике своей работы коллектив школы старается привить обучающимся потребность в эстетическом общении: почувствовать, увидеть, ощутить жизнь природы в природе. В центре всей работы – ученик. В школе сложилась экологически ориентированная учебно-исследовательская работа учащихся под руководством учителей. Среди форм работы наиболее приемлемыми являются:
Уроки
В школе введен предмет “Экология”, на других уроках рассматриваются элементы экологических знаний.
Факультативы
Для реализации экологического подхода к изучению школьного курса химии, биологии, географии используется планирование, предусматривающее ознакомление учащихся с проблемами экологии. Основное влияние сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям можно отвести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.
В содержание планирования заложены следующие идеи:
- природа в своем естественном развитии находится в динамическом равновесии;
- непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение химического состава компонентов окружающей среды, приводящее к смещению природного равновесия;
- химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.
Роль химии в решении экологических проблем значительна на современном этапе:
- изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какое воздействие оказывает оно и продукты его превращения на биологические системы;
- раскрывая механизмы биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задачи наиболее естественного и “безболезненного” вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы;
- используя разнообразные методики химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции ряда отраслей промышленности, химия позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступлений вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.
Экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о “виновности” химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение.
Планирование составлено нами на основе программы экологизированного курса химии В.М. Назаренко (“Химия в школе” № 5, 1993, стр.35)
На протяжении нескольких лет успешно проводятся занятия по здоровому образу жизни и природопользованию. (Приложение 1).
Экологический практикум
“Человек на Земле”.
ВИЖУ ––> ИЗУЧАЮ ––> ПОНИМАЮ ––> ДЕЙСТВУЮ
- Кто, если не мы?
- Животные в городе.
- Стиль жизни.
- Овощи, удобрения.
- Обитатели почвы.
- Грибы.
- Почва и ее свойства.
- Сточные воды.
- Лекарственные растения.
- Грунтовое озеленение.
- Озеленение помещений.
- Качество воздуха.
- Зеленый щит города.
- Качество воздуха.
- Автомобили.
- Меньше мусора.
- Энергия.
- Проблема ТБО.
- Пищевые связи.
Беседы
Разработана тематика бесед по экологии, которые проводят классные руководители совместно с учащимися на классных часах. (Приложение 2)
Проектная деятельность
Метод проектов мы рассматриваем как один из способов организации педагогического процесса, который основан на взаимодействии педагогов воспитанников между собой и окружающей средой в ходе выполнения проекта, представляющего собой поэтапную практическую деятельность по достижению намеченных целей.
Реализуя проект, школьники выступают активными участниками всех этапов деятельности: проектирования, непосредственного выполнения принятых планов совместной деятельности, поэтапного и итогового анализа результатов и содержания деятельности, определения последующих задач. Учитель осуществляет педагогическое сопровождение учащихся или группы в их деятельности по освоению окружающего мира во взаимодействии с окружающей средой. [4, 5]
Предмет |
Название проекта |
Задачи, которые решает проект |
История, биология, география, литература, химия | “Я пишу реферат” | Самостоятельный поиск, анализ нужной информации, формирование навыков учебного труда, развитие мышления |
Технология | “Дизайн сельской усадьбы”, “Кухня в доме”, “Цветоводство как хобби”, “Цветник рождается на подоконниках”, “Зеленые растения на каждом подоконнике нашей школы”, “Новая школьная клумба”, “Самое красивое растение на подоконнике нашего класса”, “Ремесленная мастерская”. | Организация продуктивной трудовой деятельности школьников |
Предметы, вызывающие затруднения в изучении | “Чтобы были все пятерки!” | Формирование положительной мотивации к учебной деятельности |
Начальная школа | “Мои первые домашние задания”, “У меня в тетрадке все в порядке”, “Птичья столовая” | Формирование культуры учебного труда |
У учителей географии, биологии, химии, экологии, педагогов дополнительного образования, заместителей директоров по воспитательной работе обширное поле деятельности. Это разработка проекта ландшафтного дизайна пришкольного участка, с активным участием учащихся и постепенное претворение его в жизнь.
Конференции
Это итог большой работы, основанной на исследовательской работе, изучении литературы. [3, 6]
Работа на учебно-опытном участке (УОУ)
Учебно-опытный участок создается для проведения в 1–11-х классах учебных и практических занятий по трудовому обучению, природоведению, биологии, экологии, организации общественно-полезного труда, внеклассной, опытнической, природоохранной работы, для проведения летней трудовой практики, организации производительного труда школьников по выращиванию полезной продукции, заготовки раздаточного и демонстрационного материала, используемого на занятиях с учащимися.
Функционирование УОУ школы позволяет решать комплекс образовательных задач:
- совершенствование знаний учащихся по биологии, экологии, природоведению, трудовому обучению;
- формирование практических умений по выращиванию и уходу за растениями;
- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;
- развитие интереса учащихся к изучению растений;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению;
- развитие эстетических чувств школьников;
- развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием и уходом за растениями.
На УОУ школы организованы следующие отделы: полевых, овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур, древесно-кустарниковых пород, лекарственных растений, отдел начальных классов. В состав УОУ входят также теплица круглогодичной работы , подсобное помещение, географическая площадка.
Выбор культур для выращивания определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, природно-климатическими условиями, условиями школы и ее возможностями в приобретении семян и посадочного материала. На территории нашего участка возделывается 38 видов однолетних культур, 25 видов многолетних культур, 35 сортов овощных и зеленных культур, в теплице созревает виноград, инжир, возделываются цветочные культуры. Это позволяет учащимся проводить опытническую работу, с результатами которой они выступают на школьных конференциях, днях науки, районных и всероссийских конкурсах учебно-исследовательских работ учащихся.
Произведенная на участке и в теплице продукция используется для проведения практических занятий по биологии, экологии, природоведению, трудовому обучению для озеленения школы и ее территории, а также может быть реализована населению в соответствии с действующим законодательством.
Экскурсии, походы
Метод проектов является особой педагогической технологией, которая выводит обучающихся из стен образовательного учреждения в природную и социальную среду, предоставляет возможность для актуализации имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, их практического применения. Преобразуя деятельность детей в личностно и общественно значимую, способствует их самореализации и самовыражению, формированию их собственного жизненного опыта и нравственной позиции.
Школа молодого эколога
Занятия проводятся с учащимися в районе на базе детского юношеского центра “Клин Подмосковный”.
Районные слеты экологов
Стали традиционными, проводятся в три дня в конце сентября на базе детского оздоровительного центра “Родник”. Содержание занятий и конкурсов касается вопросов современного состояния окружающей среды родного края; методов изучения атмосферного воздуха, природных вод и почвы, флоры и фауны; проблем сохранения и укрепления здоровья; формирования потребности у школьников в здоровом образе жизни; развитие творческих способностей подростков.
Конкурсы и олимпиады по экологии
Эколого-краеведческие конкурсы и олимпиады нами рассматриваются как формы развития интереса учащихся к творческой и исследовательской деятельности. Основными задачами конкурсов является привлечение внимания подрастающего поколения к изучению и решению местных экологических и природоохранных проблем.
В дошкольных учреждениях используется конкурс “Мои первые шаги в экологии”, в 1 – 4-х классах – “Войди в природу другом”, в 5 – 9-х классах “Мое родное Подмосковье”, “Юный зоолог”, “Знатоки леса”, в 10 – 11-х классах – “Человек на Земле”. В своих учебно-исследовательских работах учащиеся отражают результаты изучения природных экосистем, экологические проблемы населенных пунктов, практические проблемы, эколого-этнографические исследования, программу практической деятельности по облагораживанию объекта.
Основными целями олимпиад являются: выявление наиболее целеустремленных учащихся, интересующихся экологией и биологическими науками; повышение интереса школьников к изучению естественных наук, проблем экологии, природопользования и охраны природы; формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни; развитие творческих способностей подростков; активизация внешкольной и внеклассной деятельности с учащимися по экологии и биологии.
Олимпиады – одна из форм соревнований, и важнейшее педагогическое условие их проведения – непосредственная работа учителей с учащимися на уроках, во внеклассных мероприятиях, в походах и экскурсиях, при организации учебно-исследовательской деятельности. В районе действуют межшкольные факультативы по экологии и биологии для учащихся 9 – 11-х классов. Районное методическое объединение учителей биологии и экологии большое внимание уделяют теоретической и практической подготовке учителей-предметников к оказанию действенной помощи их учащимся, выполняющим конкурсные и олимпиадные работы.
Выставки
Работы местных художников, поделок из природного материала, фото, конкурсы осеннего и зимнего букетов.
Учебная тропа природы
Цель: воспитание природоохранных знаний, умений, воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность, проведение экологического мониторинга.
Участки по станциям: “Лес – наше богатство”, “Геоморфологическая”, “Лесной календарь” (спил дерева), “Лесной госпиталь” (болезни леса, вредители), “Овраг”, “Крот”, “Река”, “Вырубка”.
Экологический день
Цель: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить общению с ней.
Программа дня предлагает дела на выбор:
- Утренняя зарядка на лужайке;
- Экологическая разведка в окрестностях лагеря;
- Конкурсы знатоков природы;
- Работа “Фабрики Самоделкина”;
- Работа выставки “Природа и фантазия”;
- Экскурсия по экологической тропе;
- Операция “Муравей”;
- Веселые состязания;
- Знакомство с Красной книгой;
- “Копилка экологических знаний”;
- Встреча в “Театре Старичка-лесовичка”;
- Подготовка рукописной книги о 10 чудесах природы;
- Конкурс знатоков голосов птиц и животных.
Клуб любителей природы
Цель: показать детям, насколько прекрасен живой мир, воспитать у них любовь к природе, причем с малого возраста.
Формы и направления работы: аквариумистика мир растений, мир животных, тепличное хозяйство, цветоводство общая экология, экология России, краеведение, орнитология, экскурсии, походы, экспедиции, экспертизы, экологический мониторинг, опытная работа.
Международные экологические акции
29 января 2 февраля 1 марта 22 марта 1 апреля 7 апреля 22 апреля 31 мая 1 июня 5 июня 16 сентября 26 сентября 4 октября 20 ноября 1 декабря 29 декабря |
День мобилизации против угрозы ядерной войны День водно-болотных угодий День борьбы с наркоманией День воды День птиц День здоровья День Земли День без курения День защиты детей День окружающей среды День борьбы в защиту озонового слоя День моря День защиты животных День отказа от курения День борьбы со СПИДом День биологического разнообразия |
Приоритетными направлениями работы является проведение учебно-исследовательской и просветительской работы. Природоохранная деятельность проводится в виде трудовых десантов и экологических акций. Это вырабатывает потребность экологически грамотного поведения в природе, ответственного отношения к окружающей среде родного края.
Экологическое образование – это не просто знания, умения и навыки. Это – мировоззрение, вера в приоритет жизни, в особую роль человека – капитана космического корабля "Земля". Сегодня стало очевидно, что экологическое образование должно быть всеобщим. Стратегия всеобщего экологического образования подразумевает также его непрерывность, то есть – необходимость учиться в течение всей жизни в соответствии с развитием личности, сменой форм деятельности. Красота природы зависит от рук человека.
Осознавая ответственность школы в вопросе экологического образования и воспитания подрастающего поколения, наш коллектив надеется развивать данное направление и готов к активному сотрудничеству с другими образовательными учреждениями в области экологии, природоохранной деятельности.
Литература
- Детское экологическое движение в России: Справочное пособие о детских экологических организациях. Под ред. В.М.Назаренко. Нижний Новгород, изд. Ю.А.Николаева, 2005, с. 42.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001, с.208-211.
- Экологический вестник. Из опыта работы школ Клинского района Московской области. Клин, 2000., с. 5, 11-12.
- Макаров Ю.Б. Работа над экологическими проектами. / Сельская школа № 1, 2004, с.74-80.
- Макаров Ю.Б. Метод экологических проектов в школе / География и экология в школе XXI века № 7, 2004, с.43-48.
- Хабибуллин Р.Д., Хабибуллина Л.А., Крылов Ф.Ф. Летняя экологическая работа со школьниками: Пособие для учителей и руководителей кружков. Н.Новгород, изд. Ю.А.Николаева, 2000.