Подготовка к уроку: Класс разбивается на 2 группы; каждый получает две цветных карточки небольшого размера (красную и зеленую).
Оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация; на ученических столах: коллекции - образцы слюды, кирпича, бетона, линолеума, древесины; листы с вопросами для обсуждения;
Слайды презентации | Ход урока |
(Фон: песня про Иркутск) Слова учителя: Но человек мечтал о том, что построить где-то дом … (Слайд 1) За 345 лет истории Иркутск много раз менял свой облик. “От деревянного острога до современного жилья”. Народная мудрость гласит: “Мой дом – моя крепость”. |
|
(Слайд 2) А в действительности наш дом – безопасная крепость? Может ли дом быть безопасным? Наша цель – ответить на этот вопрос с точки зрения химии и экологии. (Заранее класс делится на две группы, первая – жители Иркутского острога, вторая – жители современного Иркутска). Попробуйте с позиции вашего времени оценить, что значит безопасный дом? |
|
(Слайд 3) (Работа в группах). Вопросы для обсуждения:
(Заслушиваем ответы). |
|
(Слайд 4) Итак, подытожим. 345 лет тому назад жили в деревянных домах с некрашеными деревянными стенами и полом, освещали жилище свечой, топили печь по-черному и выбрасывали мусор куда придется: на проезжую часть, в ближайшую реку. Современные жители живут в кирпичных или бетонных домах, на полу современные материалы: линолеум, паркет, ламинат и т.п., освещают жилище электричеством и пользуются центральным отоплением, а для выброса мусора придумали мусоропровод или мусорные контейнеры. На протяжении нескольких веков люди изобретали различные вещества, чтобы сделать свой дом более комфортным, долговечным. Но многие строительные материалы таят в себе невидимую опасность. |
|
(Слайд 5) Бетон и кирпич. (3Al2O3 · 2SiO2 · Fe2O3; Al2O3 · 2SiO2 · CaSiO3) Для производства этих материалов используют природные вещества: глину, известняк, песок, основными составными частями которых являются оксиды и силикаты алюминия, железа, кремния, содержащие радиоактивные элементы. При распаде которых, образуется радиоактивный газ – радон. Вследствие этого радиационный фон в домах из кирпича и, особенно из бетона, может быть немного завышен. Бетон также способен поглощает влагу из воздуха; Сухость вызывает заболевание верхних дыхательных путей, ломкость волос, сухость кожи; |
|
(Слайд 6) Основными компонентами слюды являются оксиды (K2O · 2Al2O3 · 6SiO2 · 2H2O). Использование слюды вызывает ухудшение зрения, от слюдяной пыли нередко возникает дыхательная недостаточность, одышка, кашель. И как осложнения развитие пневмонии, онкологических заболеваний; |
|
(Слайд 7) Наиболее часто при изготовлении полимерных материалов используют ПВХ (-СН2-СНCl-)n. Он способен долгое время выделять различные вредные вещества, содержащие хлор – причину специфического запаха, вызывающего усталость, головную боль, приступы астмы; |
|
(Слайд 8) Попробуем определить экологическую безопасность своего дома с позиции старого и современного Иркутска. Предлагаю вам ответить на вопросы теста. Вы выбираете ответ и суммируете баллы. Вопросы теста: Материал, из которого построен дом:
|
|
(Слайд 9) 2) Покрытие пола:
|
|
(Слайд 10) 3) Покрытие стен:
|
|
(Слайд 11) 4) Освещение:
|
|
(Слайд 12) 5) Обогрев:
|
|
(Слайд 13) 6) Окна:
|
|
(Слайд 14) 7) Утилизация мусора:
|
|
(Слайд 15) А теперь подсчитаем результат. Думаю, что многие уже догадались, что чем ниже ваш балл, тем более безопасно ваше жилье, с точки зрения экологии. Итак, 345 лет тому назад - сумма 120 баллов, в современном доме (возьмем для сравнения максимальный результат) – 130 баллов. Хотя у многих, думаю, сумма баллов получилась значительно меньше. Итоговые значения старинного и современного жилья, как видите, отличаются незначительно. А теперь сравним полученные результаты со шкалой безопасности жилья. |
|
(Слайд 16) Варианты 0 – 30 - безопасное жилье; 40 – 70 – относительно безопасное жилье; 80 – 130 – жилье таит в себе экологическую опасность; Более 130 - жить в таком доме небезопасно; Сравнивая результаты, что можно сказать? Какой вывод сделать? В полной мере безопасного жилища не было ни 345 лет тому назад, нет и сейчас. Так что же, дом не может быть безопасным? Что изменилось за 345 лет? Применяя знания современной химии, можно сделать свой дом более безопасным: |
|
(Слайд 17) Значительно снизить содержание радиоактивного радона в помещении из кирпича и бетона поможет слой штукатурки, бумажные обои и частое проветривание. А что можно использовать для увлажнения воздуха? Для увлажнения можно использовать специальные увлажнители или обычный аквариум. |
|
(Слайд 18) Слюду можно заменить более безопасным с экологической точки зрения материалом. Каким? Стеклом. |
|
(Слайд 19) А как уменьшить вредное воздействие полимерных материалов? Использовать натуральные материалы, защитные покрытия; Так можно ли обеспечить безопасность своего жилья? Можно – все зависит от нас самих. |
|
(Слайд 20): (сопровождается музыкой) И в заключении, сделайте сами свой выбор. Перед уроком вам раздали разноцветные карточки. Выберите, в каком доме вы бы согласились жить? Красная карточка – современный дом Зеленая карточка – дом, построенный 345 лет назад. Вот вы и сделали свой выбор и выбрали для себя безопасное жилье. |
|
(Слайд 21) Спасибо за внимание! |