Идеал, к которому мы стремимся,
заключается
в объединении всех наших сведений о физическом
мире в единую науку, положение которой
могут быть выражены в терминах геометрических
или квазигеометрических концепций.
А.Эддингтон.
Во всём мире неуклонно происходит увеличение доли людей, работающих в информационной сфере в сравнении с производственной. Так, например, в США сто лет назад в информационной сфере было занято 5 % работающих и в производственной сфере – 95%, а в 1980 году это соотношение было уже 45 и 55 %, причём подобное перераспределение людей продолжается. Автоматизация и компьютеризация информационной сферы, в общем, отстаёт от информатизации производственной сферы вообще и образовательной сферы в частности. В связи с этим информационная сфера, если не принять энергичных и высокоэффективных мер, станет тормозить рост общественной производительности труда и интеллектуального развития нации. Массовая компьютеризация информационной сферы должна повлечь за собой использование ЭВМ широкими кругами непрограммирующих специалистов, и нужно выдвинуть такие идеи в педагогике, чтобы современный продвинутый ученик смог комфортно реализовать себя в выбранной информационной модели. На наш взгляд вышеупомянутые идеи могут быть реализованы в так называемых прагматических моделях обучения ориентированных на знание. Особое место среди всех систем, ориентированных на знание, занимают экспертные системы. Для различных научных областей, где знания представлены в текстовой форме, а выводы обычно делаются на основе человеческих рассуждений, для представления знаний в ЭВМ были разработаны специальные методы формального описания – семантические сети, фреймы, продукционные системы и тесно связанные с ними дедуктивные и индуктивные системы логического вывода. Пояснение этих терминов потребовало бы много времени, мы скажем несколько слов лишь о продукционных системах. Мы живём в мире правил и окружены правилами, или, другими словами, продукциями. Набор продукций из какой-либо области знаний образует базу знаний экспертной системы и в зависимости от состояния системы в диалоге с пользователем определяется по левым частям правил “если – то”, та или иная продукция, которая изменяет состояние системы. На базе признакового мышления и соотношения знака и признака, знаковости языка и текстового конструирования через ВИСТ модели перейти на другой уровень психосемантической организации учебных текстовых моделей в Кликающей Педагогике – педагогике работающей с кликающим учителем и кликающим учеником в виртульном кликающем мире (от английского слова click – щелкать, указующему щелчком мыши на экранную картинку). Актуальность такой модели обусловлена мощным научным аппаратом теории информации. Новым в данном рассмотрении является факт введения термина Кликающей педагогики, информационной педагогики, факт описания учебного процесса в терминах Кликающей педагогики, информации, семиотики, синтактики, семантики, и прагматики, а также определения местоположения данной учебной модели в семиотической шкале, новым является сам процесс обращения к творческим семиотическим моделям “смысл – приёмы выразительности – текст”. Всюду в наших рассуждениях далее мы сознание понимаем, если можно так выразится, признаковым. Это значит, что, во-первых, все окружающие вещи выступают для нас как признаки, то есть рефлекторно, ассоциативно и мысленно вызывают образы других вещей. Во-вторых, образы вещи выступают её приметами. Ведь каждую вещь мы видим каждый раз с какой-то одной стороны и угла зрения, поэтому в самых различных обликах; но в каждом из них мы опознаем ту же вещь или того же рода. Признак шире и первичнее знака, а не наоборот, как это утверждают семиотисты. Все окружающие вещи выступают для нас как признаки, а знак – только вид признака, социально порождённый и социально функционирующий признак. Вещи являются объектами познания – обучения, но как признаки – они ещё и средства познания – обучения; а знаки – прежде всего средство вызывания знания у других, то есть сообщения. Но признаки являются естественной основой, из которой в общественной практике возник язык, подобно тому, как отражение в качестве всеобщего свойства материи является естественной основой сознания. Выдвинем гипотезу, предполагающую, что признаки послужат естественной основой формирования языка откликающейся педагогики и откликающейся методики общения с “ новообращенными” в так называемую “ компьютерную грамотность” создающих принципиально новые виды коммуникаций и как следствие этого – другой уровень психосемантической самоорганизации учителя и ученика. Педагог Кликающий кардинальным образом отличается от педагога Читающего. Чтение ассоциативно связывается с непрерывностью ведения взгляда по листу, умением “ держать” длинный текст, регулярным, несколько монотонным, но неотвратимым управлением слушателей в освоении слова, текста и в понимании смысла темы через текст. Иное дело – педагогика отклика. Кликание соткано из жестов – указаний педагога на картинки. Кликание невозможно без положительных обратных связей, увеличивающих неустойчивость педагога. Кликание сопряжено с постоянными отходами, ответвлениями “ не туда “– из стороны в сторону, причем с колоссальными скоростями – как информационными, так и географическими. Случайное блуждание, сингулярность в каждой точке, неопределённость цели, плохая предсказуемость того, что увидишь после “ клика”. Жест, указание становится смыслообразующим фактором педагогического общения, а сеть, реализуя наши “ кликающие” жесты, превращается в органы чувств, часть тела Педагога Кликаючего, вырывая тексты, “ картинки”, символы, диаграммы из библиотечных оков, заставляя их обращаться с колоссальной скоростью между читателями. В результате этого процесса, Педагог Кликающий рождает новые языки, новые знково-смысловые пространства общения и обучения, в процессе педагогического Кликающего творчества пытаясь понять, разобраться в “ вещах”– в том, что нового он увидел сам или создал.
В педагогическом общении уже не текст, а гипертекст – нечто сложное, запутанное, нераспутываемое, неупрощаемое. В связи с этим появляются новые семантические модели творчества типа: “ Смыл – Приемы выразительности – Гипертекст”. А также коммуникативные модели творчества: “ Тема – Приёмы выразительности – Гипертекст” . Упомянутые выше модели творчества Кликающей педагогики впервые предложенные автором позволяют рассматривать Гипертекст как триединое целое Вербально Иконический Символический Текст – ВИСТ, а это в свою очередь с гипотезой фрактального описания онтологически дискретных форм данностей непрерывно видоизменяющихся и переструктурирующихся на разных уровнях мышления позволяет задавать новые формы коммуникативной сложности “кликающего” мира, переходить на новые языки и схемы понимания менее связанные с говорением, словом, звуком, и более связанные с формой, зрительным видом, образом, цветом. Природа располагает аналогами только что описанной схемы двухязыковых кодов хранения, считывания и передачи информации в генетике. Информация здесь передается идеографически – пошагово, побуквенно складываясь в слова фразы и предложения и одновременно существует второй способ – пиктографический значительно более скоростной по сравнению с идеографическим. Пиктографический способ – это пространственно-временной способ хранения, считывания и передачи информации, в отличии от линейного идеографического. Если вспомнить, как мы учимся читать, вообще говоря, между буквенной записью и пиктограммой принципиальных различий нет. Узнавать буквы мы, начинаем не сразу целиком, а рассуждая: простой кружок – О; кружок с хвостиком – Б; две палки с перекладиной – Н и так далее. Потом буквы начинают восприниматься быстро, но их самих ещё приходится складывать в слоги и слова, произнося вслух или про себя. Рано или поздно достигается мгновенное восприятие целых слов, затем фраз, а мастера скорочтения сразу видят и воспринимают даже абзацы и страницы текста. Значит, приобретая навыки чтения, человек обучается распознавать всё более сложные образы – от простейших палочек и кружочков до целых слов и сочетаний, которые для него становятся как бы единым иероглифом, картинкой, пиктограммой. При этом постепенно сокращается время прочтения всё более сложных элементов текста за счёт расширения пространства, охватываемого одним взглядом. Иначе говоря, полноценное, осмысленное восприятие любой информации происходит как во времени, так и в пространстве. Итак, при обучении произошёл переход от чисто линейного, временного к пространственно временному мышлению. Общеизвестно, что информация образует не линейную последовательность, а многомерную пространственно-временную структуру. В свете всего выше изложенного выдвинем гипотезу о возможности фрактального описания – как задания новой формы коммуникативной сложности “кликающего” мира в кликающей педагогике – оперирующей иерархической системой корреляторов, способных мгновенно распознавать (при чтении “со смыслом”) на первом уровне – буквы, на втором уровне – слова, на третьем уровне – фразы и так далее. Узнавание (при чтении “со смыслом”) позволяет воспринимать целостный смысл гипертекста с любой желаемой скоростью, ограниченной лишь ассортиментом и сложностью образов, накопленных в процессе кликающего обучения. При кликающем общении обучаемый не слышит, а видит на экране при переговорах с компьютером пространственную информацию. Входе общения строит смысловую информационную – фрактальную текстовую модель в четырехмерном пространственно-временном континууме по заданной первичной смысловой линейной текстовой структуре учебной задачи. В результате кликания возникает внутренне связанное и саморазвивающееся пространственно-временное информационное поле межличностных взаимодействий. Общеизвестно, что рисунки-иконы появились задолго до появления письменности и языка. Язык рисунка-иконы был и остается необходимым для регуляции и моделирования учебных действий, сохранения и воспроизведения педагогического опыта, обмена знаниями, формирования миропонимания. Приводимая в настоящей заметке модель иконографической коммуникации открывает на наш взгляд новую страницу в теоретических, методических и прикладных исследованиях по технологии эффективности передачи информации с помощью учебных Гипертекстов-ВИСТов, устанавливает взаимосвязь с методикой, психологией, философией, лингвистикой, инженерной графикой, семиотикой, теорией информации и всё это с помощью Кликающей Педагогики. Поэтому мы исходили в моделировании современного учебного процесса в рамках Кликающей Педагогики через создание ВИСТов от конструирования иконических представляющих систем конечного набора признаков (понятий, знаков, предложений или явлений вызывающих рефлекс, ассоциации или мысли о другом), восстанавливающих Гипертекст по смыслу. Представляющие системы восстанавливаются с помощью ДМ-достаточных множеств конечного набора признаков восстанавливающего предложения Гипертекста по смыслу. Иконические представляющие системы позволяют создавать вербальные и символические системы в учебном моделировании. Признако-знаково-символическая наглядность в ВИСТ-конструкциях, современной Кликающей Педагогике становится, таким образом, средством передачи информации, методом развития современных творческих потенций обучающихся. Кликающая Педагогика позволяет, на наш взгляд, реализовать новую образовательную парадигму высшей школы, направленную на становление компетентности выпускника в современной информационной педагогике и ликвидировать разрыв между развитием информационных технологий, технических средств и современным развитием педагогики и педагогов. Человек – информационная система, рассчитанная на обработку определенных объёмов семантической информации в определённом режиме.
Информационный образ жизни педагога ближайшего будущего – Кликающего Педагога – вот чем должны заниматься вместе философы и специалисты по языкознанию и информатике. Создание комфортных условий работы учителя с потоками информации и ориентация Кликающей педагогики на самообучение как учащихся, так и педагогов. При этом необходимо учитывать следующие предлагаемые нами постулаты информационной педагогики:
1. Основным элементом учебного процесса является информация, а не заранее выверенный текст учебника.
2. Особый акцент делается на самообучение, но в рамках самообучающейся модели "педагог – ученик", "Смысл – Приемы Выразительности – Гипертекст", "Тема – Приемы выразительности – Гипертекст".
3. Особая роль отводится инновационным технологиям, базирующимся на современных философских концепциях признакового сознания и взаимосвязях семиотики и лингвистики.
4. Во главу угла ставится фундаментализация образования.
5. Иконическая коммуникация относится к денотативной, именно смысловое значение выступает как организующий и управляющий фактор иконической деятельности в кликающем текстообразовании, облегчает через рисунок получение информации, обеспечивает развертывание в требуемом направлении психических реакций мышления, позволяет предугадать направление дальнейшего развития идей и технологий.
6. Особое место отводится наличию геометрических закономерностей в пространтвенно-смысловом восприятии информации и её смысловом фрактальном описании как нового типа редукционных онтологических моделей сложности “кликающего” информационного мира.
В заключение приведем модель иконической текстовой коммуникации в конструировании ВИСТов. При этом будем применять следующие обозначения.
Т – Гипертекст найденный в ИНТЕРНЕТЕ случайно смысловым поиском путем Кликания;
ТС – часть Гипертекста выделенная создателем для формирования иконического текста (всюду далее Текст Создателя);
ПТ – часть Гипертекста, познанная потребителем на основе иконического текста и мыслительной деятельности и чувств всюду далее Познанный Текст);
С – создатель клипа;
И – Икона-рисунок;
П. – потребитель информации ИНТЕРНЕТА;
ИС – информация, необходимая для создания иконического текста;
ИИ – информация, исходная и добавленная создателем путем мыслительной деятельности и чувств;
ИП – информация, полученная потребителем через икону;
ИТ – информация, вложенная потребителем в ходе работы с иконическим текстом через мыслительную деятельность, чувства с учетом знаний и личного опыта потребителя.
С помощью угла ТС-И-ПТ удобно показать две возможные стратегии в исследованиях по моделированию ВИСТов и их коммуникации. Первая – стремление к максимальной адекватности в передаче информации (уменьшение угла). Вторая – стремление к целенаправленному искажению передаваемой информации (увеличение угла). Первая применяется, когда предъявляются повышенные требования к точности отображения информации. Вторая, когда желают несколько приукрасить, или простимулировать получение тенденциозно подобранных сведений по рисунку-иконе.