Игры в карты, или Кое-что о методических штучках

Разделы: География, Общепедагогические технологии


Методические возможности совершенствования школьного курса “географии” безграничны, настолько сложен этот учебный предмет и настолько разнообразен.

В статье приведены некоторые методических приемы, уместные в преподавании в условиях гимназии. Это большие классы способных учащихся (до 35 человек), наличиe у детей новых учебников, атласов; дома – справочников, красивых книг, видеофильмов. Гимназисты хотят учиться, много знают и много видят – и тем самым задают учителю высокую планку. Дети интенсивно занимаются изучением иностранных языков, поэтому обучение географии должно быть, прежде всего, развивающим и не должно быть физиологически затратным.

Географические разминки. Примеры: Физкультурная минута по теме “Мировой Океан”, 7 класс, а также любой урок аналогичной тематики. Учитель (обязательно неожиданно) останавливает урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)

Полный штиль!” – руки без движения;

Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками;

Волны сильнее!” – движение более сильное;

Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;

Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз).

Забавный устный опрос по понятийному аппарату темы “Литосфера”, 7, 8 классы. Дети путаются в новых абстрактных для них понятиях: щит, платформа, земная кора, плита, рельеф, виды равнин. Возможный вид разминки: учитель предлагает “поиграть по правилам”. Педагог довольно быстро называет термины; если термин относится к теме “Строение земной коры”, руки опускают вниз, наклоняются (не вставая из-за парты), если к теме “Рельеф”, – тянут обе руки вверх. Например, “плита, щит, низменность, впадина, интрузия, аккумуляция, платформа”. Не сбиваясь с темпа, в заключение обязательно задается спорный вопрос, например, “полезные ископаемые”, дети теряются, оглядываются с недоумением. Самые реактивные одну руку поднимают вверх, другую опускают. Общий добрый смех завершает “опрос”.

Ориентирование в помещении в теме “План и карта”, 6 класс. По ходу изучения темы по возможности часто упоминается, что река за окном нашего класса, Северная Двина, течет на север. В качестве разминки без предупреждения прошу детей встать из-за парты, раскинуть руки в стороны, так чтобы руки “показывали направление 64-й параллели” (т.е. им нужно встать лицом на север (или спиной, конечно), затем “показывали направление 41-го меридиана”, затем показать раскинутыми руками направление с северо-запада на юго-восток и т.д. Кроме осмысленного движения, не нарушающего хода урока (нужно быстро сообразить, встать), подобная “материализация” сторон горизонта и направлений в помещении, определено полезна.

“Диктант в ладоши”, 5-7 класс. В конце фронтального опроса, для перехода к собственно уроку, предлагаю детям насторожится, и выполнить “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города.

В курсе “Природоведение” можно предложить детям “прохлопать” задание по списку “Живое и мертвое. Хлопнуть в ладоши тогда, когда я назову живые тела. Приготовились, слушаем внимательно!: белка, заяц, облако, карандаш, гранит, береза, песок, вода, туман, солнце, лягушка!”.

Для класса, с которым педагог установил особенно хорошие отношения, можно предложить детям придумать аналогичные задания самим.

Главная идея: подобные разминки географичны, осмысленны, их легко вписать в практически любой урок географии. Можно проводить с детьми более старшего возраста, чем приняты подобные формы работы. Занимает 1–2 минуты. Налаживает взаимодействие учителя и учеников. Соответствует требованию о смене деятельности. Развлекает детей. Простор для фантазии.

Тренировочные работы по картам на знание номенклатуры.

Сочетание коллективной и индивидуальной работы по картам. Учитель просит детей открыть атласы (у каждого ученика – индивидуальный), взять в руки карандаши (ручки) и всем одновременно показывать под диктовку на картах атласа географические объекты.

Один ученик под диктовку учителя показывает объекты на настенной карте, остальные – в своих атласах.

Разновидность работы, которая особенно нравится детям: ученик показывает объекты на настенной карте, названия для показа по одному предлагают ученики с места.

Такой коллективный и весьма эффективный опрос занимает очень мало времени.

“Цепочка” (“Кто кому сосед?”) Дети работают с высоко генерализованной картой (упрощенной – это очень важно!), например, политической картой Европы в учебнике 7 класса.

Учитель просит назвать страны-соседи “по цепочке” весь класс, повторяться нельзя. Например, звучат: - “Финляндия!” (1-й ученик) – “Россия!” (2-й ученик!) – “Дания!” (3-й ученик) – “Латвия!” (4-й ученик). При возникновении “тупика” следующий ученик должен сориентироваться “на местности” и назвать любую ещё не упомянутую европейскую страну. От детей требуется максимум внимания.

Усложненный вариант “цепочки соседей”: перед глазами учеников нет карты Европы и “цепочку соседей” нужно выстроить на память. Это очень сложное задание и я всегда разрешаю держать под руками слегка прикрытые атласы.

Чрезвычайно важным является регулярное практическое соотнесение политических и физических карт (эти задания можно практиковать в качестве “разминки”, “задание на переключение внимания” и т.п. При изучении региональных частей курса целесообразно использовать задания другого вида).

Задания очень хороши для обобщения и для того, чтобы дети увидели курс географии “сверху”. Также учителю важно избегать без крайней необходимости использовать подобные “игры в карты” для контроля и выставления оценок. Это обучающая, тренирующая игра и ничего более, только тогда учащиеся будут должным образом настроены. Смотреть в атласы – можно и нужно! Для закрепления можно при необходимости попросить детей прикрыть атласы и сразу повторить тоже самое без карт.

Задание на сопоставление политической и физической карт. Выполнить задание типа “перечислите страны, имеющие выход к Каспийскому морю”, “перечислите города на левом берегу Волги”, “Через какие экономические районы протекает Амур”.

Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории эти объекты находятся.

Учитель называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин находится, например, Венгрия, Испания, Бразилия и т.д.

“Загадки по карте”. Очень эффектны взаимные задания учениками на “загадывание объектов”. Например, ученик придумывает сам и загадывает для других: “Река течет с юга на север. Впадает в Северный Ледовитый океан. Правый берег гористый, левый – равнинный” (Ответ: Енисей).

Приятные побочные эффекты “игры в карты”: дети иногда все же забывают тетради или учебники, а вот атласы забывают гораздо реже. Замотивированная “обеспеченность” атласами в классе очень высокая. У детей чаще возникает повод смотреть на карту, разглядывать (карта находится очень удобно – перед глазами) – повышается уровень знания карты. Учитель ходит между рядами и ему хорошо видна сверху ситуация в целом. Кроме того, учителю отлично видно ошибки, ориентируясь на цвет и силуэты карты в атласе, есть возможность корректировать ошибки мгновенно и сразу у многих учащихся. Если постоять у одной парты, вполне можно между делом поставить ученику (нескольким ученикам) оценку за устную работу. Уже через пару минут работы учитель хорошо владеет обстановкой со знанием карты в данном классе по заданному вопросу.

Задания подобного типа отличаются следующими свойствами: занимают минимум времени; не требует особых усилий от учителя; в работу вовлекаются все дети; оттачивается совместная работа детского коллектива; задания имеют выраженное практическое и развивающее значение.

Подвижные географические игры. Предлагаем рассмотреть историко-географический мини-футбол. В нашем случае соревновались 2 седьмых класса одновременно по двум предметам – история и география, тип мероприятия – внеклассное, время – 40 минут; игра так сформулирована, что может быть полностью самостоятельно подготовлена детьми. Педагог играет роль организатора.

Каждый класс делится на команду и болельщиков. Игра ведется по правилам футбола в 2 тайма (в команде есть нападающий, защита, запасные и вратарь). Судьи со свистками – учителя истории и географии. У “судей” есть свистки, желтые и красные карточки, и карточки с цифрами (размера А5), стопка которых заменяют табло. Команды болельщиков готовят маленькое выступление для поддержки команды (в нашем случае, были танцы под музыку) и гудят и машут в поддержку (возможность пошуметь для ребенка очень важна). Роль футбольного мяча выполняют вопросы. Команды садятся напротив друг друга, команды поддержки располагаются “на галерке”. Вопрос “посылает” сопернику нападающий. Вопрос может быть “отбит” или передан вратарю. Если ответа на вопрос нет, то на “табло” появляется “гол” соответствующей команде. Между первым и вторым таймом поддержка танцует для своей команды.

Очень важно: в ходе игры отрабатывается культура вопросов по истории и географии. Вопросы должны быть содержательные, простые для восприятия на слух, коротко сформулированные, иметь однозначный ответ и соответствовать нашим дисциплинам. Дети заявляют, что для них придумать вопросы соответствующего уровня было чрезвычайно сложно. Возможно, что осознание ребенком трудности создания хороших заданий по географии – главный результат подобных игр “на эрудицию”

Приемы оживления обучения – те маленькие ступени к взаимопониманию с детьми, после преодоления которых хочется идти на работу, чтобы снова увидеть светлые детские улыбки в ответ на появление в классе.