Конспект № 1.
Цель. Формировать умение правильно выполнять упражнения , укрепляющие опорно-двигательный аппарат ; развивать физические качества , такие как ловкость / в том числе и координационные способности / , выносливость. Учить следить за положением тела во время ходьбы и бега . Воспитывать интерес к различным движениям.
Пособия. Гимнастические палки, ребристая доска, колючая дорожка , гимнастическая стенка.
Вводная часть.
Ходьба, ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку / голову держать прямо, немного прогнуться назад, руки на поясе /; ходьба на внешней / внутренней / стороне стопы – пальцы держать вовнутрь; при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу. Легкий бег в чередовании с ходьбой ; перекаты с носка на пятку, стоя на полу.
Основная часть.
Комплекс корригирующей гимнастики.
- И.п. : о.с. Выполнение / В./. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх - вдох , вернуться в и.п. – выдох. 8 р.
- И.п. : о.с. , руки на пояс. В: Отвести локти назад до сведения лопаток , не поднимая плеч . 8 р.
- И.п.: ноги на ш.с., руки в стороны. В: Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей 6 р.
- И.п.: руки в замок за спиной, ноги на ш.с. В: Рывками отвести прямые руки назад . 6 р.
- И.п. сидя на полу, ноги прямые , руки в упор сзади. В: Сгибая ноги , подтянуть их к груди и выпрямить / вместе и попеременно /. 4 р.
- Упр-е “ Рыбка ”. И.п. лежа на полу, опираясь ладонями пола. В: Движение бедром / подражание движениям рыбки / и краем стопы касаться пола. 6 р.
Самомассаж бедра, голени, стоп.
Легкие прыжки на носочках в чередовании с ходьбой .
Ходьба по ребристой доске , по колючей дорожке 3 р.
Прыжки через скамейку, держась руками за ее края и продвигаясь вперед 2 р.
Подвижные игры и игровые упражнения:
“Обезьянки” – игра на лазание по гим.стенке.
“В лесу ” – ходьба на четвереньках и ползание , подражая разным животным.
Заключительная часть.
Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.
Конспект № 2.
Занятие с элементами гимнастики Хатха-йога.
Цель. Продолжать детей учить приемам самомассажа и дыхательных упражнений; формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки, укреплению мышц спины и т.д.
Вводная часть – разминка в виде самомассажа.
- Самомассаж шеи.
- Самомассаж плечевых суставов.
- Самомассаж спины.
- Самомассаж коленных суставов.
- Самомассаж ступней.
Правой рукой разотрите круговыми движениями заднюю часть шеи. Сначала движения легкие, поверхностные , затем с некоторым нажимом. По 10 движений правой , затем левой рукой.
Внимание – на плечевом поясе. Слегка подвигайте плечевыми суставами, затем правой ладонью круговыми движениями произведите растирание в области левого плечевого сустава, а левой ладонью – правого. Движения должны быть приятными , с небольшим нажимом по 20 круговых движений на каждом плече.
Слегка наклоните туловище вперед, сожмите руки в кулаки и тыльной стороной разотрите спину, начиная от возможно высокой точки и заканчивая у крестца. Правую и левую руки двигайте в противоположных направлениях, от позвоночника к бокам. По 10 движений в среднем темпе, с небольшим нажимом.
Ногу согните в колене и поставьте на пол. Ладонями обеих рук с умеренным нажимом растирайте коленный сустав круговыми движениями. По 10 движений на каждом коленном суставе.
Для удобства положите левую ступню на бедро правой ноги. Хорошо разотрите все пальцы, ступню и голеностопный сустав. Затем помассируйте пальцы , ступню и голеностопный сустав правой ноги, положите ее на бедро левой ноги.
Чтобы усилить разминку голеностопного сустава , захватите стопу рукой и повращайте ею несколько раз в одну и другую сторону. Эти движения сделайте на обеих ногах.
Основная часть.
Комплекс статических упражнений № 1.
- Поза зародыша.
- Поза угла.
- Поза мостика.
- Поза ребенка.
- Поза кошки.
- Поза горы.
- Поза бриллианта, 1 вариант.
Лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку и прижмите ее верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируйте на правой стороне живота. Удерживайте позу 5–6 секунд и в и.п. Также на левую сторону. 2 р.
Лежа на спине , руки вытяните вдоль туловища. Сделайте спокойно вдох и выдох. Внимание сосредоточьте на мышцах живота. Поднимите прямые ноги на 5–6 см. над уровнем поверхности , на которой лежите. Удерживайте угол столько , сколько сможете без особых усилий. Сначала 5 секунд , затем постепенно прибавляя по 1–2 с. каждый последующий день. Дыхание спокойное, произвольное.
Лежа на спине, согните ноги в коленях. Помогая руками , приподнимите таз. Опираясь на ступни ног, лопатки и затылок. Руками можно поддерживать туловище, поднимая его как можно выше , плавно прогибая позвоночник / а можно положить их на пол вдоль туловища / .Плечи , шея, голова при этом прижаты к полу. Внимание на поясницу. Сохраните такое положение 6–8 с. Дыхание произвольное.
Сядьте на пятки, колени, вместе, спина прямая . Спокойно на выдохе наклонитесь вперед и лбом коснитесь пола. Руки расположите вдоль тела ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. Находитесь в позе 5–10 с. Дыхание спокойное, произвольное.
Поза доброй кошки. Встаньте на колени, руки и бедра поставьте перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднимите голову. Внимание на позвоночник. Плавно максимально прогнитесь в пояснице. Удерживайте позу 10–15 с. Дыхание спокойное. Позу доброй кошки закрепите добрыми мыслями.
Позу доброй кошки чередуйте с позой сердитой кошки.
И.п. то же. Голову опустите, а спину плавно выгните вверх. Внимание на позвоночник.
Дыхание произвольное. Думайте о том , что ваша спина сильная, крепкая, позвоночник гибкий. Оставайтесь в этом положении 10–15 с. Затем плавно переходите к следующему варианту этой позы.
Поза ласковой кошки.
Медленно наклоняя корпус, положите предплечья на пол локтями в стороны. Подбородок опустите на кисти рук. Грудную клетку максимально прижмите к полу , спину плавно прогните. Бедра при этом должны быть перпендикулярно полу. Внимание на позвоночник. Дыхание спокойное 10–15 с.
Сидя на коленях, соедините руки в замок над головой. Выверните кисти ладонями вверх и как следует потянитесь к потолку. Спина прямая. Чувствуете как ваш позвоночник растет, вытягивается вверх? Руки не сгибайте в локтях, а тяните вверх , как бы толкая ладонями потолок. Разверните грудную клетку , шею не напрягайте. Дыхание спокойное.
Сядьте на пятки , колени вместе, спину держите прямо. Руки положите на бедра, соединив большой и указательный пальцы / символ концентрация внимания / Дыхание спокойное 20–30 с.
Расслабление в позе полного отдыха , лежа на спине.
Конспект № 3.
Занятие с использованием игр и игровых упражнений.
Вводная часть.
Вис на гимнастической стенке.
Встать спиной к стене так, чтобы касаться ее пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Шаг вперед и, сохраняя такое положение, ходьба по комнате. Затем вернуться к стене и проверить, смогли ли вы удержать правильную осанку. 8 р.
Игровое упражнение “ Найди правильный след” – научить отличать правильное положение стоп от неправильного. 5 подходов по 5 р.
Легкий бег.
Упражнение на восстановление дыхания.
Основная часть.
“Встань как я” – научить отличать правильную стойку от неправильной, подражать положению тела воспитателя. 6 подходов.
“Приседания у стены ” – учить детей стоять на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами, пятками; приседать и вставать, сохраняя правильную осанку.
“Не урони карандаш” – учить детей ходить на пятках, зажимая карандаш пальцами 2 подхода.
“Пройди по бережку речки” – учить сохранить равновесие во время ходьбы боком по гимнастической рейке. 6 р.
“Пальчик, пальчик, где ты был ..” – с целью укрепления суставно – связочного аппарата / массаж пальцев рук и ног / .
Вис на гимнастической стенке.
Подвижные игры :
“Птицы и дождь” – упражнение на лазание.
“Удочка” – прыжки.
Упражнение на восстановление дыхания.
Заключительная часть.
Игровое упражнение “Встань правильно” .
Игра “Ровным кругом ..” – на расслабление и восстановление дыхания.
В основной части некоторые корригирующие упражнения можно заменить упражнениями из комплексов оздоровительных пауз с элементами Хатха-йоги.
Конспект № 4.
Сюжетное занятие “ На птичьем базаре ”. (Для закрепления изученного материала в конце каждого месяца можно дать сюжетное занятие).
Цель. Закрепить двигательные навыки и умения: навыки правильной осанки , правильного дыхания ; продолжать развивать своды стоп с помощью вспомогательных средств / самомассаж / ; воспроизводить знакомые образы птиц и подражать им.
Воспитывать воображение , фантазию.
Пособия: гимнастические скамейки, стенка, рейки; пушинки, воздушные шары, маски птиц.
Ход занятия.
Дети заходят в зал в масках птиц.
Летела сорока , гостей созывала.
На птичьи базар она всех приглашала / обычная ходьба/
И вот все собрались и дружно гуляют
Сорока- белобока , гостей представляет.
Вот аист идет, длинноногий и важный / ходьба, высоко поднимая колени, ходьба обычная/.
Вот гусь в красных сапожках шагает отважно / Ходьба на носках, обычная/
А вот пингвин – какой чудак, с ноги на ногу переваливается,
И одет во фрак / Ходьба на наружной стороне стопы, обычная/.
А вот утка маленькими шажками идет и утят за собой ведет / Ходьба приставным шагом вперед /
Вдруг откуда не возьмись, Ястреб налетает, / Легкий бег /
И все птицы улетают / Бег врассыпную /
Врассыпную, а потом, друг за другом шагом
И бегом / Ходьба в колонне по одному. Бег в колонне по одному/.
Ну вот Ястреб улетает, Сорока вновь гостей созывает / построение в круг /.
Комплекс корригирующих упражнений.
“Совушка”
“Днем я сплю, ночью летаю, мышей добываю”.
И.п.: о.с. В: 1 – руки через стороны вверх, 2 – в и.п. 8 р.
“Кукушка”
“Кто сидит на суку и кричит : ку-ку ?”
И.п.: стоя на коленях, согнутые руки в стороны.
В: 1 – согнутые руки вперед, туловище слегка вперед, 2 – в и.п. 8 р.
“Дятел”.
“Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит”.
И.п.: сед с прямыми ногами, руки в упоре сзади.
В: 1 – руки с сомкнутыми ладонями к носкам ног; 2 – в и.п. 6 р.
“Воробей”.
“Серенький комок прыг да скок”.
И.п.: сед, ноги врозь, колени согнуты, руки в стороны.
В: 1 – руками / под и вокруг ног изнутри / захватить носки ног, смотреть вверх;
2 – в и.п. 4 р.
“Птички спят в гнездышке”.
“Птички в гнездышке сидели, спать захотели”.
И.п.: лежа на спине, опора на руках.
В: согнуть колени, обхватить колени руками, приблизить их ко лбу; 2 – в и.п. 6 р.
“Птичкам холодно сидеть, нужно лапочки погреть”.
Самомассаж бедра, коленного сустава, голени и стоп.
“Птички чистят крылышки”. Самомассаж рук.
“Филин”
“Днем сидит он как слепой , а лишь вечер – на разбой”.
И.п.: о.с., прыжки / руки и ноги в стороны, в чередовании с ходьбой / 30 р.
“Птички вспорхнули – перья остались”.
Упражнение с перышками “Дуем на перышки” / на дыхание /.
“Птички летают, крохи собирают” .
Ходьба по гимнастической скамейке с поочередным полуприседом на одной ноге и опусканием другой. 3 р.
Лазание с опорой на кисти рук и колени , отжимаясь и сгибая руки в локтевых суставах 3 р.
Упражнение “Ласточка”.
Вот и птицы устали летать , пришла пора отдыхать , замолкли птичьи голоса , и нам домой пора .
/ Релаксация под спокойную музыку / .