Конспекты занятий по развитию опорно-двигательного аппарата дошкольника в коррекционно-оздоровительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Конспект № 1.

Цель. Формировать умение правильно выполнять упражнения , укрепляющие опорно-двигательный аппарат ; развивать физические качества , такие как ловкость / в том числе и координационные способности / , выносливость. Учить следить за положением тела во время ходьбы и бега . Воспитывать интерес к различным движениям.

Пособия. Гимнастические палки, ребристая доска, колючая дорожка , гимнастическая стенка.

Вводная часть.

Ходьба, ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку / голову держать прямо, немного прогнуться назад, руки на поясе /; ходьба на внешней / внутренней / стороне стопы – пальцы держать вовнутрь; при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу. Легкий бег в чередовании с ходьбой ; перекаты с носка на пятку, стоя на полу.

Основная часть.

Комплекс корригирующей гимнастики.

  1. И.п. : о.с. Выполнение / В./. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх - вдох , вернуться в и.п. – выдох. 8 р.
  2. И.п. : о.с. , руки на пояс. В: Отвести локти назад до сведения лопаток , не поднимая плеч . 8 р.
  3. И.п.: ноги на ш.с., руки в стороны. В: Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей 6 р.
  4. И.п.: руки в замок за спиной, ноги на ш.с. В: Рывками отвести прямые руки назад . 6 р.
  5. И.п. сидя на полу, ноги прямые , руки в упор сзади. В: Сгибая ноги , подтянуть их к груди и выпрямить / вместе и попеременно /. 4 р.
  6. Упр-е “ Рыбка ”. И.п. лежа на полу, опираясь ладонями пола. В: Движение бедром / подражание движениям рыбки / и краем стопы касаться пола. 6 р.

Самомассаж бедра, голени, стоп.

Легкие прыжки на носочках в чередовании с ходьбой .

Ходьба по ребристой доске , по колючей дорожке 3 р.

Прыжки через скамейку, держась руками за ее края и продвигаясь вперед 2 р.

Подвижные игры и игровые упражнения:

“Обезьянки” – игра на лазание по гим.стенке.

“В лесу ” – ходьба на четвереньках и ползание , подражая разным животным.

Заключительная часть.

Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.

Конспект № 2.

Занятие с элементами гимнастики Хатха-йога.

Цель. Продолжать детей учить приемам самомассажа и дыхательных упражнений; формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки, укреплению мышц спины и т.д.

Вводная часть – разминка в виде самомассажа.

  1. Самомассаж шеи.
  2. Правой рукой разотрите круговыми движениями заднюю часть шеи. Сначала движения легкие, поверхностные , затем с некоторым нажимом. По 10 движений правой , затем левой рукой.

  3. Самомассаж плечевых суставов.
  4. Внимание – на плечевом поясе. Слегка подвигайте плечевыми суставами, затем правой ладонью круговыми движениями произведите растирание в области левого плечевого сустава, а левой ладонью – правого. Движения должны быть приятными , с небольшим нажимом по 20 круговых движений на каждом плече.

  5. Самомассаж спины.
  6. Слегка наклоните туловище вперед, сожмите руки в кулаки и тыльной стороной разотрите спину, начиная от возможно высокой точки и заканчивая у крестца. Правую и левую руки двигайте в противоположных направлениях, от позвоночника к бокам. По 10 движений в среднем темпе, с небольшим нажимом.

  7. Самомассаж коленных суставов.
  8. Ногу согните в колене и поставьте на пол. Ладонями обеих рук с умеренным нажимом растирайте коленный сустав круговыми движениями. По 10 движений на каждом коленном суставе.

  9. Самомассаж ступней.
  10. Для удобства положите левую ступню на бедро правой ноги. Хорошо разотрите все пальцы, ступню и голеностопный сустав. Затем помассируйте пальцы , ступню и голеностопный сустав правой ноги, положите ее на бедро левой ноги.

    Чтобы усилить разминку голеностопного сустава , захватите стопу рукой и повращайте ею несколько раз в одну и другую сторону. Эти движения сделайте на обеих ногах.

Основная часть.

Комплекс статических упражнений № 1.

  1. Поза зародыша.
  2. Лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку и прижмите ее верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируйте на правой стороне живота. Удерживайте позу 5–6 секунд и в и.п. Также на левую сторону. 2 р.

  3. Поза угла.
  4. Лежа на спине , руки вытяните вдоль туловища. Сделайте спокойно вдох и выдох. Внимание сосредоточьте на мышцах живота. Поднимите прямые ноги на 5–6 см. над уровнем поверхности , на которой лежите. Удерживайте угол столько , сколько сможете без особых усилий. Сначала 5 секунд , затем постепенно прибавляя по 1–2 с. каждый последующий день. Дыхание спокойное, произвольное.

  5. Поза мостика.
  6. Лежа на спине, согните ноги в коленях. Помогая руками , приподнимите таз. Опираясь на ступни ног, лопатки и затылок. Руками можно поддерживать туловище, поднимая его как можно выше , плавно прогибая позвоночник / а можно положить их на пол вдоль туловища / .Плечи , шея, голова при этом прижаты к полу. Внимание на поясницу. Сохраните такое положение 6–8 с. Дыхание произвольное.

  7. Поза ребенка.
  8. Сядьте на пятки, колени, вместе, спина прямая . Спокойно на выдохе наклонитесь вперед и лбом коснитесь пола. Руки расположите вдоль тела ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. Находитесь в позе 5–10 с. Дыхание спокойное, произвольное.

  9. Поза кошки.
  10. Поза доброй кошки. Встаньте на колени, руки и бедра поставьте перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднимите голову. Внимание на позвоночник. Плавно максимально прогнитесь в пояснице. Удерживайте позу 10–15 с. Дыхание спокойное. Позу доброй кошки закрепите добрыми мыслями.

    Позу доброй кошки чередуйте с позой сердитой кошки.

    И.п. то же. Голову опустите, а спину плавно выгните вверх. Внимание на позвоночник.

    Дыхание произвольное. Думайте о том , что ваша спина сильная, крепкая, позвоночник гибкий. Оставайтесь в этом положении 10–15 с. Затем плавно переходите к следующему варианту этой позы.

    Поза ласковой кошки.

    Медленно наклоняя корпус, положите предплечья на пол локтями в стороны. Подбородок опустите на кисти рук. Грудную клетку максимально прижмите к полу , спину плавно прогните. Бедра при этом должны быть перпендикулярно полу. Внимание на позвоночник. Дыхание спокойное 10–15 с.

  11. Поза горы.
  12. Сидя на коленях, соедините руки в замок над головой. Выверните кисти ладонями вверх и как следует потянитесь к потолку. Спина прямая. Чувствуете как ваш позвоночник растет, вытягивается вверх? Руки не сгибайте в локтях, а тяните вверх , как бы толкая ладонями потолок. Разверните грудную клетку , шею не напрягайте. Дыхание спокойное.

  13. Поза бриллианта, 1 вариант.
  14. Сядьте на пятки , колени вместе, спину держите прямо. Руки положите на бедра, соединив большой и указательный пальцы / символ концентрация внимания / Дыхание спокойное 20–30 с.

    Расслабление в позе полного отдыха , лежа на спине.

Конспект № 3.

Занятие с использованием игр и игровых упражнений.

Вводная часть.

Вис на гимнастической стенке.

Встать спиной к стене так, чтобы касаться ее пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Шаг вперед и, сохраняя такое положение, ходьба по комнате. Затем вернуться к стене и проверить, смогли ли вы удержать правильную осанку. 8 р.

Игровое упражнение “ Найди правильный след” – научить отличать правильное положение стоп от неправильного. 5 подходов по 5 р.

Легкий бег.

Упражнение на восстановление дыхания.

Основная часть.

“Встань как я” – научить отличать правильную стойку от неправильной, подражать положению тела воспитателя. 6 подходов.

“Приседания у стены ” – учить детей стоять на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами, пятками; приседать и вставать, сохраняя правильную осанку.

“Не урони карандаш” – учить детей ходить на пятках, зажимая карандаш пальцами  2 подхода.

“Пройди по бережку речки” – учить сохранить равновесие во время ходьбы боком по гимнастической рейке. 6 р.

“Пальчик, пальчик, где ты был ..” – с целью укрепления суставно – связочного аппарата / массаж пальцев рук и ног / .

Вис на гимнастической стенке.

Подвижные игры :

“Птицы и дождь” – упражнение на лазание.

“Удочка” – прыжки.

Упражнение на восстановление дыхания.

Заключительная часть.

Игровое упражнение “Встань правильно” .

Игра “Ровным кругом ..” – на расслабление и восстановление дыхания.

В основной части некоторые корригирующие упражнения можно заменить упражнениями из комплексов оздоровительных пауз с элементами Хатха-йоги.

Конспект № 4.

Сюжетное занятие “ На птичьем базаре ”. (Для закрепления изученного материала в конце каждого месяца можно дать сюжетное занятие).

Цель. Закрепить двигательные навыки и умения: навыки правильной осанки , правильного дыхания ; продолжать развивать своды стоп с помощью вспомогательных средств / самомассаж / ; воспроизводить знакомые образы птиц и подражать им.

Воспитывать воображение , фантазию.

Пособия: гимнастические скамейки, стенка, рейки; пушинки, воздушные шары, маски птиц.

Ход занятия.

Дети заходят в зал в масках птиц.

Летела сорока , гостей созывала.

На птичьи базар она всех приглашала / обычная ходьба/

И вот все собрались и дружно гуляют

Сорока- белобока , гостей представляет.

Вот аист идет, длинноногий и важный / ходьба, высоко поднимая колени, ходьба обычная/.

Вот гусь в красных сапожках шагает отважно / Ходьба на носках, обычная/

А вот пингвин – какой чудак, с ноги на ногу переваливается,

И одет во фрак / Ходьба на наружной стороне стопы, обычная/.

А вот утка маленькими шажками идет и утят за собой ведет / Ходьба приставным шагом вперед /

Вдруг откуда не возьмись, Ястреб налетает, / Легкий бег /

И все птицы улетают / Бег врассыпную /

Врассыпную, а потом, друг за другом шагом

И бегом / Ходьба в колонне по одному. Бег в колонне по одному/.

Ну вот Ястреб улетает, Сорока вновь гостей созывает / построение в круг /.

Комплекс корригирующих упражнений.

“Совушка”

“Днем я сплю, ночью летаю, мышей добываю”.

И.п.: о.с. В: 1 – руки через стороны вверх, 2 – в и.п. 8 р.

“Кукушка”

“Кто сидит на суку и кричит : ку-ку ?”

И.п.: стоя на коленях, согнутые руки в стороны.

В: 1 – согнутые руки вперед, туловище слегка вперед, 2 – в и.п. 8 р.

“Дятел”.

“Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит”.

И.п.: сед с прямыми ногами, руки в упоре сзади.

В: 1 – руки с сомкнутыми ладонями к носкам ног; 2 – в и.п. 6 р.

“Воробей”.

“Серенький комок прыг да скок”.

И.п.: сед, ноги врозь, колени согнуты, руки в стороны.

В: 1 – руками / под и вокруг ног изнутри / захватить носки ног, смотреть вверх;

2 – в и.п. 4 р.

“Птички спят в гнездышке”.

“Птички в гнездышке сидели, спать захотели”.

И.п.: лежа на спине, опора на руках.

В: согнуть колени, обхватить колени руками, приблизить их ко лбу; 2 – в и.п. 6 р.

“Птичкам холодно сидеть, нужно лапочки погреть”.

Самомассаж бедра, коленного сустава, голени и стоп.

“Птички чистят крылышки”. Самомассаж рук.

“Филин”

“Днем сидит он как слепой , а лишь вечер – на разбой”.

И.п.: о.с., прыжки / руки и ноги в стороны, в чередовании с ходьбой / 30 р.

“Птички вспорхнули – перья остались”.

Упражнение с перышками “Дуем на перышки” / на дыхание /.

“Птички летают, крохи собирают” .

Ходьба по гимнастической скамейке с поочередным полуприседом на одной ноге и опусканием другой. 3 р.

Лазание с опорой на кисти рук и колени , отжимаясь и сгибая руки в локтевых суставах 3 р.

Упражнение “Ласточка”.

Вот и птицы устали летать , пришла пора отдыхать , замолкли птичьи голоса , и нам домой пора .

/ Релаксация под спокойную музыку / .