5-й класс
Всего 35 часов.
Введение 1 час
Тема 1. Общение (5 час)
- Что значит общаться?
- Твоя коммуникативная задача.
Виды общения.
- Словесное и несловесное общение.
Практическое занятие “ Конкурс мимов”.
Тема 2. Главный секрет Демосфена (4 час)
- Твой голос.
- Упражнение Демосфена. Главный секрет – речевое дыхание. Практическое занятие: “Подышим? Подышим!”.
Тема 3. Речь правильная и хорошая (6 час)
- Речь без ошибок.
- Нормы и правила.
- Чья речь богаче?
- Говори - пиши точно.
- Практическое занятие: “ Описание предмета”.
Тема 4. Учимся писать, редактировать (3 час)
- Редакционные значки.
- Виды текстовых правок /замена, дополнение/.
- Практическое занятие “ Правка текста”.
Тема 5. Будь вежлив! (5 час)
- Что вы знаете о вежливости.
- Просить, умолять, клянчить.
- Вежливый отказ.
- Конкурс актеров.
- Практическое занятие “Составление и разыгрывание диалогов”.
Тема 6. Учимся слушать (6 час)
- Слышать - слушать, внимать.
- Слушаю - оцениваю.
- Кто и как слушает.
- Правила для собеседников.
- Риторические игры “Задуманное слово” и “У кого лучше”.
- Практическое занятие: составление памятки “Я учусь слушать”.
Тема 7. Учимся читать (5 час)
- Чтение - вот лучшее учение. Советы читающим. Чтоб вершки не хватать.
- Практическое занятие: составление вопросов к игре “Что? Где? Когда?”
Заключение. 1 час.
6 класс
Всего 35 часов.
Введение 1 час.
Тема 1. Текст (7 час)
- В мире текстов.
- Ключевые слова.
- Тема - микротема.
- Практическое занятие: “Определение темы и микротемы”.
- Визитная карточка.
- Текст о тексте.
- Практикум “Моя вообразилия”.
Тема 2. Давайте говорить друг другу комплименты (4 час)
- Что такое комплименты.
- Лестные и льстивые слова.
- Похвала и похвальба.
- Практикум “Скажите друг другу комплименты”.
Тема 3. Вторичные тексты (6 час)
- Почему вторичный.
- Пересказы.
- Подробный пересказ.
- Коротко да ясно.
- Способы сокращения текста.
- Практикум “Три кратких пересказа сказки «Лиса и тетерев»”.
Тема 4. Объявления (7 час)
- Что? Где? Когда?
- О чем еще может рассказать объявление?
- Секреты устных объявлений.
- Глашатаи и зазывалы.
- Приглашаем посмотреть...
- Риторическая игра - конкурс “Шуточное объявление”
- Игра “Рассмеши царевну-Несмеяну”.
Тема 5. Что произошло хоть раз? (4 час)
- Что такое рассказ? Как строить рассказ. Кому и как надо рассказывать.
- Практикум. Создание своего рассказа “Как я однажды...”
Тема 6. Сочини сказку (5 час)
- Сказочная страна.
- Волшебный мир сказки.
- Сказочные действия.
- Сказочный язык.
- Практикум.
- Конкурс на лучшего сказочника.
Итоговое занятие 1 час.
7 класс
Всего 34 часа, из них 8 часов - практические занятия, 4 часа - зачетные уроки.
Введение 1 час.
Тема 1. Речевые ошибки и их действие на слушателей (9 час)
- Нормы языка и речевые ошибки.
- Нормы ударения и их нарушения.
- Выбор слова.
- Лексическая сочетаемость.
- Стилистическая окраска слов.
- Фразеологизмы.
- Нормы грамматики и их нарушения.
- Морфологические нормы. Нормы синтаксиса. Практикум. Зачет.
Тема 2. Что, значит, владеть своим голосом (7 час)
- Темп речи, сила и высота голоса.
- Ясность и четкость произношения.
- Можно ли с помощью голоса выражать различные чувства?
- Практикум. Зачет.
Тема 3. Взаимодействие оратора и слушателей (9 час)
- Монолог особого типа.
- Скрытая форма диалога.
- Открытый диалог.
- Языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи. Синтаксические средства контакта.
- Практикум. Зачет.
Тема 4. Риторика в России XVII-XIX веках (6 час)
- Ранние риторики.
- Риторика М.В. Ломоносова.
- Общая и частная риторика.
- “Опыт риторики” И.С. Рижского.
- “Краткая риторика” А.Ф. Мерзлякова.
- “Теория красноречия...” А.И. Галича.
- “Правила высшего красноречия” М.М. Сперанского.
- Практикум. Зачет.
- Резервные уроки - 2 часа. Заключение. Итоги 7 класс - 1 час.
8 класс
Всего 34 часа, из них 6 часов практикум, 2 часа зачет.
Тема 1. Ораторская речь: ее роды и виды (6 часов)
Академическая речь — 1 час
Судебная речь — 1 час
Социально-политическая речь — 1 час
Социально-бытовая речь — 1 час
Духовная / церковно-богословская / речь — 1 час
Практикум — 1 час
Тема 2. Композиция речи. 9 часов Начало речи (1 час)
Вступление — 1 час
Главная часть /содержание / — 2 часа
Конец речи — 1 час
Свободная композиция — 1 час
Способы связи речи — 1 час
Практикум — 1 час
Зачет — 1 час
Тема З. Как работать над устным выступлением? (10 часов)
Готовится к речи или выступать экспромтом? — 1 час
С чего начинается подготовка к речи? — 1 час
Предварительный план, работа над фактами и теоретическим материалом — 2 часа
Писать или нет полный текст речи — 1 час
Как репетировать речь? — 1 час
Читать или говорить? — 1 час
Ученые ХХ века о языке и речи — 1 час
Практикум — 1 час
Зачет — 1 час
Тема 4. Словесная наглядность; что это такое? (5 часов)
Что такое ассоциация? — 1 час
Тропы-средства сознания наглядности речи — 1 час
Оценочность тропов — 1 час
Использование и создание оратором литературно-художественных образов — 1 час
Практикум — 1 час
Тема 5. Искусство спора (2 часа)
Практикум — 2 часа
Основные знания и умения
Учащиеся должны знать:
- нормы литературного русского языка;
- виды общения и речевой деятельности;
- требования к построению и произношению речи;
- виды словесной наглядности;
- истоки красноречия на Руси.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать первичный текст и на его основе составлять вторичный;
- видеть речевые ошибки и исправлять их;
- владеть своим голосом и передавать им свои чувства;
- работать над устным выступлением, соблюдая его композицию и используя словесную наглядность.
Тема: Языковые средства контакта (урок-исследование)
Цели:
- Развивать умения находить языковые средства для передачи эмоциональности речи и достижения контакта со слушателями;
- Закрепить знания особенностей монолога оратора; воспитывать культуру речи, развивать память.
Оборудование: схемы монолога, тексты для исследования, наглядные пособия для игры.
Ход урока:
Без памяти человек не сможет ничего изобрести, не сможет скомбинировать и двух идей Вольтер
1. Сообщение темы и задач урока.
Вступительное слово: В наше время самообразование принимает иной вид за счет введения новых технологий, личностно-ориентированного направления и развития творческих способностей учащихся. Последнему и в нашей школе уделяется немало времени, школа наша имеет художественно-эстетическое направление, смотр-фестиваль “Мы и музыка” показал, что есть у нас результаты: из 7 номеров, все прошли в финал. Для развития творческих способностей немаловажную роль играет речь школьников. На уроках риторики мы говорим об особенностях речи и голоса оратора, об умении оратора вести монолог и диалог.
Сегодня мы повторим и закрепим имеющиеся умения и продолжим развивать новые.
2. Прежде, чем начать новую тему, мы:
а) Повторим то, что уже знаем, поработаем с опорными схемами. От вас требуется быстро и правильно определить проблему, обозначенную в схеме, составить текст и “озвучить” данную тему. Рис. № 1.
б) - Чем могут отличатся слова, имеющие сходное лексическое значение? (Стилист. окр.)
- Какую оценку они могут нести? + -
- Слова какой части речи наиболее ярко передают + - оц.
+ сила - + душа –
3. Запись темы. Языковые средства контакта.
- Лекция-исследование, в результате которой у вас должна появится опорная схема, подобная данной.
Мы много говорим о контакте оратора со слушателями, чтобы привлечь их внимание, оратор использует:
- эффект живой реакции
- зацепляющий крючок
- нахождение доброжелательного лица, эмоциональную разгрузку.
Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, обеспечивающие обратную связь, когда выступающий по ряду признаков понимает, как аудитория реагирует на его слова.
Каковы же средства языкового контакта?
а) прежде всего местом (1, 2 лицо; см. рис. 2)
Я - означает оратор
Вы - слушатели
Мы - оратор и слушатели - совместное их взаимодействие.
Работа с текстом:
Слово Коломенского Николая, сказанного в Пименовской церкви Москвы (1950):
Вы знаете, дорогие мои, что красота во всех её проявлениях имеет свое обаяние, свое подчиняющее себе влияние на человека.
Вот мы смотрим на ночное звездное небо, стоим у берега бескрайнего моря, любуемся лесом с шумящими верхушками его деревьев или видим расстилающийся перед нами цветущий луг, - мы восхищаемся красотой природы, творением рук Божиих. Это ощущение красоты в нас возникает через посредство нашего телесного зрения.
Мы говорим: красивая музыка, прекрасное пение. Мы говорим так тогда, когда музыка или пение своими звуками, своими мелодиями доходит до глубины нашего сердца, затрагивает сокровенные струны души, поднимает нас над житейской суетой, житейской грязью, уносит ввысь, в надзвездные края. Посредникам к восприятию этой красоты являются наши телесные уши, наш слух.
Но ни с красотой нашего зрения, ни с красотой нашего слуха не может сравнится красота духовная, какую видят очи нашей веры, - красота христоподражательной любви, красота смирения, чистоты и целомудрия бессмертной человеческой души.
- назвать местоимения, что достигается этим?
б) Глаголы 1, 2 лицо. С местоимениями связаны глаголы, т.к. они также активизируют слушателей.
Текст тот же
в) Синтаксические средства контакта
- обращение
- вопросы
4. Анализ схемы, сравнение.
5. Итог: Чем должен обладать хороший оратор? (Речью, голосом, памятью, творческим воображением).