Школа является образовательным центром, в котором главная роль принадлежит учебной функции – обучению. Обучение в школе направлено на конкретную реализацию содержания образования. Именно обучение выступает основным видом деятельности педагогов и учащихся, определяющим фактором высокого качества подготовки выпускников школы. Успешность обучения во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Для достижения наибольшей успешности обучения педагоги школ в процессе преподавания учебных дисциплин используют различные методики и технологии, как уже проверенные в педагогической практике, так и оригинальные, собственной разработки. Однако, прежде чем рекомендовать новые разработки к широкому внедрению в практику, необходимо проверить их работоспособность, то есть оценить их влияние на успешность обучения учащихся.
Традиционно под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Поэтому мерой успешности обучения выступает оценка успеваемости, выраженная в абсолютных показателях, в процентном соотношении или какой-то другой форме.
Наиболее распространенной является балльная оценка успеваемости, однако, субъективность такой оценки общеизвестна. Кроме того, наиболее часто используемая пятибалльная оценка не дает точного представления о степени достижения результата обучения конкретным учеником. Известно, что “тройка” одного ученика может быть “почти двойкой”, или “почти четверкой” другого. Поэтому такой анализ успеваемости не может быть использован для оценки прогрессивности предлагаемой методики или технологии.
Широко используется в настоящее время рейтинговая оценка успеваемости. Считается, что она позволяет оценить успешность учебной деятельности учащихся в целом за семестр. Рейтинг действительно является более объективным показателем, но он мало пригоден, если нужно оценить успешность проведения конкретного урока или успешность изучения темы, раздела учебной дисциплины.
Прежде чем определиться с оценкой успешности обучения, рассмотрим само понятие успешности, которое, по нашему глубокому убеждению, ни в коем случае не отождествляется с понятием успеваемости, так как является более объемным. Обучение признается успешным, если, во-первых, позволяет достигнуть заданных норм, определяемых целями и задачами обучения, то есть достигнуть определенного, заранее заданного результата. И, во-вторых, если этот результат достигается наиболее рациональным способом, а именно, с меньшими временными затратами и трудовыми ресурсами.
Полноту, степень приближения к заданным нормам обучения будем называть результативностью. При этом в широком смысле нормы обучения – это установленные государственными стандартами для соответствующих учебных заведений характеристики. Для проверки работоспособности предлагаемой педагогической методики (технологии) используются нормы обучения в узком смысле, как знания, умения и навыки, которые должны быть получены учащимися в результате изучения предмета в пределах одного, нескольких уроков, или четверти обучения.
Характеристику, связанную с трудоемкостью достижения результата, назовем эффективностью обучения. Поскольку обучение является процессом взаимодействия педагога и обучаемых, то эффективность может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, эффективность может выступать как показатель трудоемкости методики, связанный с временными, материальными, человеческими затратами, осуществляемыми преподавателем в процессе обучения. Во-вторых, эффективность может быть рассмотрена как производительность труда обучаемых, связанная больше с временными затратами учащихся. Для оценки работоспособности методики (технологии) необходимо исследование обеих сторон. Однако когда мы рассматриваем успешность обучения, то достаточно ограничиться эффективностью в форме производительности труда учащихся.
Итак, чтобы оценить успешность обучения учащихся, следует определить их результативность и эффективность. На практике это осуществляется следующим образом. Учащимся в конце урока, или на последнем уроке изучения темы (раздела), или в конце четверти выдается контрольное задание на самостоятельное выполнение. Преподаватель замеряет время выполнения задания каждым учеником. В процессе проверки подсчитывается количество правильно выполненных операций, как в целом, так и по вновь изученному материалу, в зависимости от преследуемой цели.
Для оценки результативности обучения вводится коэффициент, определяемый по формуле: , где – точность обучения, определяемая количеством правильно выполненных операций контрольного задания; – общее число операций в задании. Коэффициент результативности является индивидуальным показателем усвоения, в идеале он должен быть равен единице.
Оценка эффективности обучения осуществляется несколько сложнее. Эффективность рассматривается нами как производительность труда учащихся, то есть точность обучения, приходящаяся на единицу времени выполнения контрольного задания: , где – индивидуальное время выполнения задания. Обучение тем эффективнее, чем больше правильных операций выполнено за меньшее время, то есть чем больше величина . Эффективность определяет среднюю скорость выполнения отдельных операций конкретным учеником, достигнутый им навык выполнения операции.
Но на разных уроках выполняются задания разной сложности. Поэтому сравнивать эффективность уроков между собой не представляется возможным. Для решения этой проблемы вводится идеальная эффективность : , где – наименьшее (идеальное) время, необходимое на выполнение контрольного задания, определяемое преподавателем по лучшей работе учащихся или же с помощью независимых экспертов. А затем определяется коэффициент эффективности обучения по формуле: . Понятно, что чем ближе значение коэффициента к единице, тем большая эффективность достигнута в процессе обучения.
Предложенный подход к оценке успешности обучения позволяет выявить связь между результативностью и эффективностью обучения, так как из формул следует, что Таким образом, при одной и той же результативности эффективность возрастет, если уменьшится время выполнения задания. И, наоборот, при одном и том же времени выполнения задания эффективность будет тем выше, чем больше будет результативность обучения. Если же время выполнения задания совпадает с идеальным временем, то коэффициент эффективности становится равным коэффициенту результативности. Этим объясняется встречающееся в педагогической литературе совмещение понятий успешности с понятием эффективности, под которым, в свою очередь, понимают и результативность обучения.
В обычной практике учитель ограничивает время выполнения контрольного задания. В этом случае замер эффективности не производиться и можно установить соответствие между предложенным коэффициентом результативности и традиционной пятибалльной оценкой, например: значение коэффициента в пределах от 0 до 0,3 означает “неудовлетворительно”; за результат от 0,3 до 0,5 - “удовлетворительно”; от 0,5 до 0,7 – “хорошо”; от 0,7 до 1 – “отлично”.
Для оценки работоспособности методики (технологии) оценивается успешность обучения контрольной и экспериментальной групп. Известными статистическими методами сравниваются достигнутые средние результативность и эффективность учащихся по итогам изучения темы или раздела. Возможно, сравнение роста успешности учащихся относительно самих себя.
Предложенный подход к оценке успешности обучения является универсальным. Он использован нами для проверки работоспособности новых педагогических технологий в преподавании математики и в преподавании иностранного языка. Он может быть успешно использован как в средней, так и в высшей школе.