При рассмотрении исследовательско-познавательной деятельности в детском коллективе, прежде всего необходимо отметить её характерные черты и отличия от деятельности (работы) взрослого коллектива, (объективная и субъективная новизна и пр.)
Определимся с терминами, понятиями. Исходя из общепринятых понятий и определений, данных в общетехнических и философских словарях - познание рассматривается как процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение (в той или иной мере) и усвоение знаний. Познание осуществляется посредством познавательных психических процессов, ощущений, восприятий , внимания, представлений, памяти, мышления, воображения, речи. Целью познания является достижение объективной истины.
Процесс познания включает так же такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция.
Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения и преобразования его в интересах общества.
Исследовательская активность – интегральная творческая способность, состоящая в постоянном стремлении личности к экспериментальному (всестороннему и глубокому) познанию все новых и новых предметов, явлений, событий , их свойств и взаимоотношений.
В состав исследовательской активности входят следующие компоненты: любознательность, способность мысленно, перцептивно и практически исследовать все новые и новые объекты, их различные свойства и отношения между ними, способность постигать сущность изучаемой (решаемой) проблемы самостоятельно, а не довольствоваться информацией других лиц относительно её. (Так, мотивация ребенка, приводящего его сюда – хочу это сделать сам).
Каким образом все эти компоненты исследовательской и познавательной деятельности реализуется в учебном процессе ДТО “Электроник” и могут быть реализованы в других объединениях, занимающихся техническим творчеством и сталкивающихся с подобными проблемами?
При вовлечении в познавательную и исследовательскую деятельность обучаемых ДТО “Электроник” используется многоуровневое обучение. “Рис.1”, где обучаемые проходят три ступени непрерывного образования. При этом каждая ступень рассматривается как трехуровневая. На каждой ступени детьми могут быть достигнуты результаты разного уровня. Время прохождения уровня не ограничивается временными рамками ( это может год, два, полгода, месяц ). Так же возможен переход и пропуск уровней, возможно прохождение трех уровней на одной ступени и выход из образовательного пространства.
В какой-то мере процесс технического образования в нашем коллективе основывается на личностно-ориентированном подходе, представляющим симбиоз форм обучения как личностно-ориентированного так и группового.
Одним из средств развития
технического мышления обучаемых в нашем
коллективе служит система творческих заданий и
задач, выстроенная в определенной
последовательности – постепенного перехода от
более простых технических задач к более сложным.
(К примеру – изготовление простого
мультивибратора, превращение его в электронную
сирену.)
Это требует – изучение работы схемы
— сборка навесным монтажом
— разработка монтажной платы (пространственное воображение).( одно из условий – без применения компьютерной технологии –особый разговор )
— изготовление печатной платы
— разработка корпуса, дизайн, эргономика.
И все это должно быть не в тягость обучаемых, а в увлечение.
При этом используется нами в процессе исследований ряд эффективных методов таких как:
-Манипулятивное конструирование (моделирование) радиоэлектронных устройств. Оно связано не только с решением творческой задачи, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данной конструкции ( пайка, монтаж, изготовление корпуса, т.д.). Этот процесс неразрывно связан с формированием и развитием технических знаний и умений, а также творческих компонентов этой деятельности (пространственное воображение и восприятие, техническое мышление, конструкторская смекалка, мануальная (ручная) ловкость, умение оперировать имеющимися знаниями и пр.).
-Самостоятельное конструирование - можно сказать, что это прекрасная и ни чем не заменимая школа для будущего конструктора, инженера и творческого работника. Его главное достоинство в том , что оно не только дает прочные начальные знания, но и воспитывает в человеке своеобразный психологический комплекс – настойчивость, сознательное стремление к достижению цели, умение взяться за дело, способность к усвоению знаний и переработке самой разнообразной информации на собственном опыте.
Мы на самодеятельное конструирование смотрим как на один из способов прививания умения обращаться с инструментом и материалами, обучения познавать и ощущать физические величины – килограммы, метры, ускорение, силу, инерцию, прочность, упругость и т.д.
При выполнении творческих задач нами отдается предпочтение самостоятельному определению способа решения ( разработка монтажной платы, небольших принципиальных электрических схем для электронных блоков). При изготовлении и настройке электронных блоков формируется интерес к познанию субъективно-нового в технике, побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.
При анализе различных принципиальных схем с успехом используется мысленный эксперимент. Он так же важен и для развития творческого воображения и эвристического мышления. Обучаемый оперирует пространственными образами, мысленно ставит тот или иной объект в различные положения.
Для развития у обучаемого творческого воображения дает хорошие результаты прием поиска и устранение неисправностей.
Конструкция собрана или программа составлена.
Запускаем – не работает .
Вот тут то и начинается исследовательская деятельность ( работа).
Зажигаются искорки в глазах, появляется радость открытий, познание субъективного нового.
Так же мы придаем большое значение в развитии творческого мышления - написанию отчетов, рефератов о самостоятельно выполненных исследованиях и др.
Хотя здесь нам приходится сталкиваться с большими трудностями – изложение своих мыслей на бумаге, логическое изложение материала.
Сегодняшние изменения в обществе вносят и изменения в систему подготовки обучаемых и так же выдвигают ряд требований.
В силу объективных условий формирование групп в "Электроник" для занятий техническим творчеством осуществляется детьми разновозрастными (специфика дополнительного образования, - где ученики сами выбирают вид деятельности, занятия по своим интересам, склонностям и способностям, при этом свобода выбора образования дополняется свободой принятия решения, самостоятельностью в его осуществлении. - где происходит взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей, и др.) с разным уровнем знаний и умений, с разной степенью усвояемости. В процессе учебного периода состав групп может меняться, появляются вновь приходящие в течении учебного года.
При этом возникают вопросы (противоречия) при организации занятия при разноуровневом контингенте обучаемых, для решения которых необходимо:
- давать теоретический материал, содержащий новые понятия, термины, обосновываясь с точки зрения его неизбежности в инженерной практике, только тогда у обучаемого вырабатывается потребность в усвоении трудного материала.
- проводить выделение минимума терминов, понятий, навыков, позволяющих обучаемым нормально успевать и достигать комфортного самочувствия.
Разноуровневое распределение учащихся, конечно, не исключает переплетения их интересов, а, наоборот, способствует плодотворному развитию их личных индивидуальных качеств.
Так же не следует забывать, что достичь положительных результатов позволяет применение некоторых приемов, известных из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), например - форма подачи учебного материала от конкретного к абстрактному, т.е. "принцип наоборот", или " принцип объединения " - катушка индуктивности и конденсатор (в отдельности имеют одни свойства, при объединении получаем другие ) и т.д.
При изложении учебного материала мы считаем, что необходимо выделять следующие функции (моменты) - формирование идеи, наглядная иллюстрация идеи, наполнение принципиальной схемы физическим содержанием, материализация идеи, визуализация идеи. Но изложенная последовательность подачи учебного материала рассчитана на подготовленного слушателя, знакомого с основами электричества, хотя бы в пределах школьной программы по физике.
Однако для учащихся, желающих заниматься радиоэлектроникой, но еще не имеющих базовой подготовки по физике, будет полезной другая форма подачи учебного материала - от конкретного к абстрактному. Такой подход позволяет реализовать по отношению к ранее рассмотренной последовательности отдельных этапов обучения известный в теории решения изобретательских задач "принцип наоборот".
Таким образом мы приходим к выводу, что многоуровневое, ступенчатое образование при разновозрастном содержании групп позволяет организовать гибкий, вариативный образовательный процесс путем использования различных организационных моделей организации детской технической творческой деятельности, способствующих развитию исследовательской и познавательной деятельности у обучаемых.
Литература:
1. Б.Т. Войцеховский “ Развитие творчества учащихся при конструировании” из опыта работы, М.:1962г.
2. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы: сост. П.Н.Андрианов – М.: Просвещение 1986. – 128с.
3. Рапацевич Е.С. Словарь – справочник по научно-техническому творчеству. Мн.: ООО “Этонит”, 1995. – 384 с.