О темпераменте с интересом

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Цель: закрепление понятия темперамент.

Обогащение представления о психологических особенностях человека, совершенствование умения оперировать понятиями, применяя различные игровые и практические методы и приемы в работе. Развитие толерантности, взаимопонимания, взаимопринятия.

— На предыдущем занятии мы с вами познакомились с новым психологическим свойством: темперамент.

Темперамент присущ каждому человеку. В совокупности с такими особенностями как характер, способности, склонности темперамент отличает одного человека от другого. И этим нам интересен человек как личность.

Помните как А.С. Пушкин описал дружбу Онегина и Ленского? “Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не так различны меж собой. Сперва взаимной разнотой они друг другу были скучны; потом понравились…” А чтобы сказал психолог по поводу двух друзей? У Онегина и Ленского разные темпераменты. Конечно, двух совершенно одинаковых людей не найти.

Сегодня мы, основываясь на своем жизненном опыте и знаниях, рассмотрим темперамент с различных сторон. Постараемся увидеть, услышать и почувствовать четыре типа темперамента: холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика.

Класс разбивается на четыре группы. Группы рассаживаются на стулья вокруг столов, на столах листы бумаги, цветные карандаши, ручки.

Первое задание выполняем для того, чтобы вспомнить некоторые психологические особенности основных типов темперамента.

У вас на столах лежит список, в котором обозначены некоторые черты и особенности холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика. Вам необходимо записать о ком идет речь.

Список:

  1. Замкнут, трудно сближается людьми.
  2. Говорит живо, быстро, многословен, общителен.
  3. Излишне громкий голос.
  4. Спокойная, несколько замедленная речь, скуп на слова.
  5. Тихая неуверенная речь.
  6. Склонен перебивать, захватывать инициативу в разговоре.
  7. Речь имеет яркую эмоциональную окраску.
  8. Движения экономны.
  9. Осторожные робкие движения.
  10. Движения резкие.
  11. Много лишних движений.
  12. Берется за дело быстро, энергично.
  13. Быстро легко переключает внимание.
  14. Внимание устойчиво, переключается медленно.
  15. Интересуется многим, но не долго.
  16. В работу включается не спеша, но обстоятельно.
  17. Редко проявляет инициативу.
  18. Болезненно и долго переживает неудачи.
  19. Живой взгляд.
  20. Сдержанная неуверенная мимика.

— Проверяем правильность выполнения. Каждая подгруппа говорит ответы на четыре пункта. Участники групп могут давать оценку, комментировать и исправлять ошибки

Основные психологические характеристики вывешиваются на доску: название темперамента, его свойства.

— Когда мы читаем книгу, смотрим кино или спектакль, то невозможно не заметить, что герои отличаются один от другого не только внешними, но внутренними личностными качествами. Это разнообразие и многообразие образов возможно и благодаря и тому, что у них разный темперамент.

Второе задание. Вспомнить и назвать любое литературное произведение, в котором основных героев или действующих лиц можно отнести к тому или иному темпераменту.

Например: “Золотой ключик”. Пьеро — меланхолик, Артемон — флегматик, Арлекино — сангвиник, Буратино — холерик.

“Три мушкетера”. д’ Артоньян — сангвиник, Атос — флегматик, Аромис — меланхолик, Партос — холерик.

Участники называют героев и говорят, почему этот герой соответствует данному типу темперамента.

— Всем людям свойственна та или иная манера поведения в различных жизненных ситуациях. На особенности проявления личности человека большое влияние оказывает тот тип темперамента, который присущ данному человеку.

Третье задание. Придумать историю. Участники этой истории наделены тем или иным темпераментом. И вот эти герои попадают в определенную ситуацию. Как поведут они себя в силу своего темперамент, что будут делать. Помните, что у этих людей разные психологические особенности.

Зачитывают истории.

Например: “Задержка рейса”, “Невеста опоздала на свадьбу”, “Завис компьютер”, “Просмотр нового фильма”.

Конечно, трудно представить, что на внешность человека может влиять то, к какому типу темперамента он относится. Но эти фантастические предположения находят свое подтверждение в различных теория. Взять к примеру конституциональную теорию Эрнеста Кречмера, который разделил людей на три психотипа в зависимости от телосложения.

Как же выглядят наши герои?

Задание четвертое. Нарисовать портрет холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика.

Так чтобы мы посмотрели и сказали: “Да, это действительно они!” (просмотр и анализ рисунков)

В течение урока мы увидели и уточнили внешние, внутренние особенности четырех типов темперамента.

— Сейчас будут звучать музыкальные фрагменты.

Задание: определить к какому типу темперамента можно отнести особенности того или иного музыкального отрывка.

Примеры: А. Иванов “Над колоколами” (меланхолик), К. Арбакайте “Мир мой” (флегматик), “Титаник” (меланхолик), В. Сердючка “Метель” (холерик), “Call me Misha” Hi - Fi (сангвиник), и др.

— Существует много различных классификаций типов темперамента. Сегодня мы с вами оперировали названиями, которые предложил еще Клавдий Гален, основываясь на представлении о том, что в каждом человеке есть определенные жидкости, и вот в зависимости от того, какая жидкость — сок преобладает, таков и человек. Он дал эти названия, исходя от названий жидкостей: кровь, слизь, желчь и черная желчь.

А теперь вы придумайте свою классификацию, опираться можно на любые названия явлений, понятий, объектов и представлений о разнообразии и классификации.

Примеры: зима — холерика, лето — флегматика, осень — меланхолик, весна — сангвиник.

Контрабас — флегматик, свисток — холерик, жалейка — меланхолик, фортепиано — сангвиник.

Той-терьер — холерик, бассет-хаунд — флегматик, дворняжка — сангвиник, болонка —меланхолик; мышь — меланхолик, белка — холерик, медведь — флегматик, дельфин — сангвиник.

В заключительной части нашего занятия.

Первая группа придумывает стихотворение, посвящение, четверостишье — флегматику, вторая - меланхолику, третья - сангвинику, четвертая — флегматику.

(примеры из сочиненного на уроках)

Очень радостно живет
Вечно песенки поет.
Всем поможет, всех простит,
И на праздник пригласит
Добрый, ласковый, смешной
И немного озорной (сангвиник).

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явился ты,
Как реактивное явленье,
Стремлений полный красоты (холерик).

Спокойствие главный мой козырь,
Мне хочется лишь одного:
Уверенно, четко работать.
И верить, и помнить, и ждать (флегматик).

Я хочу себя сдержать:
Не заплакать, не стонать.
Но любое сообщенье,
Вызывает огорченье…
Ведь натура у меня очень хрупкая, о да…(меланхолик)

Для того чтобы лучше понять, чем один тип темперамента отличается от другого, какими особенностями обладает тот или иной представитель, какие плюсы и минусы скрывает в себе и флегматик, и меланхолик, и сангвиник, и холерик мы нарисовали портреты, послушали мелодии, сочинили стихотворения и даже придумали свои личные классификации.

Надеюсь, что этот урок поможет вам лучше замечать особенности другого человека. Внимательнее и глубже понимать плюсы и минусы друг друга. Помнить о том, что каждый человек интересен по-своему. Благодарю за урок.