Применение метода проектов для создания образовательных ресурсов по литературе и литературному краеведению

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность.

Б. Шоу

XX век обострил проблему инновационности жизни. Большое количество открытий, стремительность развития знания и науки требует от человека развитого исследовательского, творческого мышления. Изменяется позиция человека в образовательном пространстве: он становится субъектом образования. Такая смена тянет за собой смену смысла и целей образования, высшей ценностью которого становится образованность, осознание собственной индивидуальности через личностный опыт.

В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более десяти лет так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. Сами по себе проектные идеи не новы и представляют собой свободное исследование предмета учениками.

Проектный метод обучения обеспечивает реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве, так как позволяет интегрировать знания в различных научных областях, а также помогает построить процесс взаимодействия между учеником и учителем на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития. Для выполнения проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам. Современные открытия в области информационных и телекоммуникационных технологий послужили толчком для широкого внедрения проектного обучения в образование. Очевидно, что телекоммуникации проникли во все сферы современной жизни, и мы, хотим того или нет, должны учитывать и использовать их возможности в своей работе.

Применение такого метода обучения позволяет по-новому организовать дополнительную, внеклассную работу по литературе и литературному краеведению, заинтересовать ребят. Одним из таких бинарных проектов, выполнявшихся на факультативных занятиях учащимися 9-11-х классов, стал проект “Образовательный Web-ресурс “А.С. Пушкин в Оренбурге. Творческая история повести “Капитанская дочка”,посвящённый 260-летию г. Оренбурга (заложен в 1743 г.) и 170-летию пребывания поэта в Оренбургском крае (1833г.) и получивший диплом 1 степени в X открытой конференции “Интеллектуалы XXI века” в 2003 году в г. Оренбурге.

Основная часть ресурса посвящена путешествию А.С. Пушкина по пугачёвским местам Поволжья и Урала и его пребыванию в Оренбуржье. Продолжалась поездка недолго – всего полтора месяца (с 17 августа по 1 октября 1833 года), но занимает очень важное место в жизни Пушкина последних лет, так как в 1833 году внимание поэта всё больше интересует личность предводителя восстания, “мужицкого царя” Емельяна Пугачёва. Пушкин стремился в Оренбург – город-крепость на границе Европы и Азии, героически выдержавший осаду пугачёвцев зимой 1773-1774 годов.

В своем путешествии Пушкин находит ещё один замечательный сюжет, который мог послужить основой знаменитой комедии Н.В. Гоголя. Нижегородский военный и гражданский губернатор М.Н. Бутурлин, с которым поэт встречается во время поездки, принял его за ревизора, прибывшего с “секретным предписанием” собирать “сведения о неисправностях”, и поспешил поделиться своими подозрениями с оренбургским губернатором В.А. Перовским. Письмо пришло в Оренбург, когда поэт гостил у Перовского, и доставило несколько весёлых минут и Перовскому, и Пушкину.

Кроме того, в ресурсе представлены материалы о Владимире Ивановиче Дале, чиновнике особых поручений при военном губернаторе В.А. Перовском, который приобрёл мировую славу как создатель “Толкового словаря живого великорусского языка”. Литератор и петербургский знакомый, он показывал Пушкину все городские достопримечательности Оренбурга.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя и определяется принципом педагогической поддержки развития ученика в ходе проектной или исследовательской работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности.

Работа над любым проектом включает определенные ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

Организационный этап включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом. Появляется ядро группы, определяются сферы интересов.

Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта включает определение целей и задач (зачем затеваем проект, что узнаем и чему научимся по завершении работы); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие конкретно темы помогут моим ученикам узнать то-то и научиться тому-то, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.

Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов начинается с составления общего простого плана, который позже становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов (например, подбор исторического, литературного и краеведческого материала, подбор иллюстративного материала, обработка иллюстрации, оформление ресурса, редактирование, перевод на английский язык – в соответствии с возможностями и интересами каждого участника), определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

Собственно работа над проектом включает тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и позволяет учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя функции консультанта или участника проекта на равных основаниях с другими. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами. Работа над проектом создаёт для учителя возможности формирования в атмосфере сотрудничества и сотворчества новых отношений с учениками, позволяющих самим ученикам не только увидеть равного человека, но и осознать свои права и, что важнее, ответственность.

Подведение итогов состоит в рассказе о проделанной работе, анализе успехов и неудач в работе над проектом.

Кроме того, очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Проект может быть разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.). Материалы, составившие ресурс, могут быть использованы на уроке – литературной экскурсии в 8-м классе по теме: “Творческая история повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, в качестве фрагмента урока объяснения материала по теме: “История создания комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, а также как информационная поддержка учебных занятий по литературному краеведению и занятий литературного и краеведческого кружков. Web-ресурс содержит информацию и иллюстративный материал по названной теме, поэтому может быть полезен также для самостоятельной работы учащихся. Краеведческий материал, представленный в ресурсе может быть, по нашему мнению, интересен широкому кругу пользователей для организации туристических и познавательных экспедиций.

Ресурс опубликован в сети Интернет по адресу: http://site2003.pochta.ru

Система телекоммуникаций и информационные технологии есть и технология, и отражение информационного единства мира. В свою очередь, появление компьютеров и информационных технологий в школе спровоцировали появление метода проектов в педагогической практике как метода, позволяющего обучать деятельности в условиях реальной действительности, воспитывать граждан открытого общества: деятельных, инициативных, знающих и уважающих законы мирового сообщества, стремящихся к миру, прогрессу и процветанию человечества.