Статья "Меры по повышению качества образования учащихся"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Управлять – значит предвидеть,
организовать, распоряжаться,

координировать и контролировать.
А. Файоль.

Согласно постановлению Правительства “О мерах по повышению качества образования выпускников школ и организации приема в учреждение профессионального образования” в целях реализации конституционного права граждан на получение бесплатного образования высокого качества нами была разработана “Программа управления качеством образования”.

Современная действительность вызывает необходимость замены формулы “образования на всю жизнь” формулой “образование - через жизнь”. Объективная необходимость непрерывного образования и адекватного ему управления исходит из противоречия между лавинообразным возрастанием объема необходимых человеческих знаний и умений с одной стороны и ограниченными возможностями для овладения ими - с другой. Таким образом, встает проблема создания адаптивной образовательной среды и соответствующей системы управления, целью которых является обеспечение условий и помощи школьнику в получении образования в соответствии с его способностями и с учетом его потребностей, интересов в учебе.

После проведения диагностики, выявившей причины низкого качества знаний в отдельных классах, нами была составлена “Комплексная круглогодичная образовательная программа “Эндемики””, которая включает в себя:

  1. Спецкурс “Введение в научно-исследовательскую деятельность”;
  2. Занятие по психологии “Я и Они”;
  3. Основы библиографических знаний.

Было принято решение о введении “горизонтального” обогащения содержания образования, т.е. в дополнение к традиционному учебному плану были введены специальные интегрированные курсы, ориентированные на решение проблемы развития ребенка в трех основных направлениях - “социальная компетенция”, “обучение мышлению”, “физическое развитие”.

В результате комплексного подхода качество знаний улучшилось на 17% по сравнению с предыдущим годом, возросла мотивация к обучению, повысился общий уровень развития творческого мышления на 12%.

Кроме того, в учебный план гимназии включен широкий спектр предметов дополнительного образования, в процессе которого учащийся овладевает системой интеллектуальных практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности. В процессе такого образования ученик накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, другим людям, что дает ему возможность с одной стороны совершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, с другой - поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.

  • Курс эстетических предметов: преподавание отдельных видов искусств через уроки музыки, рисования, хореографии с 1-7 классы, литературы с 1 – 11 кл. Цель уроков литературы - пробудить творческие склонности к литературе, ощущение поэзии слова и образа. Система обучения изобразительному искусству направлена на развитие творческого цвета, восприятия мира в красках, способность передавать свое эмоциональное отношение к миру. Музыка развивает слух ребенка, гармонирует, оздоровляет личность. Танец, ритм, пластика имеют целью не только научить красиво танцевать, но и оказывает психотерапевтическое воздействие на ребенка, раскрепощая его, формируя навыки невербального общения.
  • Факультативный курс по английскому языку: “Пой и изучай английский”. Цель программы – повышение (5-9 кл) мотивации к изучению иностранных языков, развитие дополнительного итереса с предмету. В результате учащиеся сами сочиняют стихи на известную мелодию.
  • Спецкурс “Литература Древнего Мира” для 5-7 классов. Данная программа предполагает изучение литературы Древнего Мира в единстве с историей, живописью и музыкой. Такой подход помогает воспринимать мир как единое целое.
  • Факультатив по психологии “Я и мой выбор”, целью которого является формирование социальных навыков взаимодействия с другими людьми.
  • Образование должно быть непрерывным, поэтому была организована на базе гимназии № 5 летняя школа-лаборатория “Эндемики”. Цель лагеря - через конкретную практическую деятельность создать условия   для развития у подростков системного мировоззрения, реальной компетентности, образованности, готовности к осознанному выбору и ответственности за свои поступки перед собой, сегодняшними и будущими поколениями россиян.
  • Французский язык: овладевая им, учащиеся расширяют страноведческие знания, знакомятся с историей и культурой Франции.
  • Спецкурс по математике для 10 – 11 классов: обеспечивает овладение учащимися знаниями, умениями и навыками на высоком уровне, развивает способность решать сложные нестандартные задачи.

Наконец, в ходе такого образования человек накапливает опыт творческой деятельности, необходимый для решения разнообразных проблем жизни, усовершенствуется процесс поиска и усвоения учащимся определенной системы знаний, навыков и умений. Результат этого усвоения выражается в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки, что напрямую связано с повышением качества образования.

Управлять качеством образования, – значит осуществлять все функции управления для достижения заданных показателей как в узком, так и в широком смысле и иметь гарантированный результат.