Химия
-
Использование диалога культур во внеурочной работе по химии. Химический вечер на тему: "Металлы на перекрестке культур" 2007
Процесс внеурочной работы по химии, направленный на развитие интереса учащихся к предмету и повышение их творческой активности, станет более эффективным, если образовательный процесс будет базироваться на методических основах Школы диалога культур. Практическая значимость моей работы заключается в создании и апробировании методической системы формирования элементов культуры во внеурочной работе по химии, базирующейся на концепции Школы диалога культур, на примере темы "Металлы".
-
Интегрированный урок по теме: "Наркотическое действие этилового спирта и правовая ответственность граждан" 2007
В предложенной разработке интегрированного урока химии и обществознания в 10–11-х классах рассматриваются вопросы разрушающего действия этилового спирта на организм, история борьбы общества с алкоголизмом, юридическая ответственность за правонарушения в нетрезвом состоянии.
-
Опыт проведения интегрированного урока: естествознание + химия + биология – французский язык по теме: "Французский химик с русской фамилией" 2007
Представлена разработка интегрированного урока. В ходе данного урока решаются следующие задачи: формируется представление об истории становления биохимической науки и практическом применении знаний о витаминах в период блокады Ленинграда; развивается чувство патриотизма; развиваются коммуникативные умения на французском языке; формируются целостные знания учащихся об объекте изучения на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных методов познания окружающего мира.
-
Урок по химии на тему: "Типы химических реакций. Реакции замещения". 8-й класс 2007
Тип урока – урок усвоения новых знаний. Технологии: сотрудничествоа, проблемного обучения. Образовательная цель урока – экспериментально установить, какие реакции являются реакциями замещения, научиться записывать их и уравнивать. Урок включает демонстрационный и лабораторный эксперимент, оценку эмоционального состояния учащихся в начале и в конце урока. Разнообразие вносят игры: "Крестики-нолики", "Третий – лишний". Учащиеся ведут самопроверку и взаимопроверку. Также в ходе урока: опыт Генри Кавендиша, "лающий" взрыв и "глухой" хлопок, узаконенная "шпаргалка", два правила электрохимического ряда напряжений металлов, "медный" гвоздь и "серебряная" монета.
-
Урок по теме: "Стиральный порошок, его состав и свойства" 2007
Урок по теме "Стиральный порошок, его состав и свойства" изучается в теме № 6 "Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры" в 10-м классе по двухчасовой программе. Урок проводится с использованием методики проектов (информационный и исследовательский). Данный метод позволяет выйти на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. В результате подготовки к данному уроку учащиеся научатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Содержание данного урока убеждает учащихся в практической значимости химии.
-
Методические рекомендации для подготовки учащихся 8-го класса к проведению химического эксперимента 2007
Химия – наука экспериментальная, поэтому химический эксперимент должен органично вплетаться в ткань урока. В школьной химии, особенно на начальном этапе её изучения, визуальные наблюдения, органолептические исследования веществ приобретают порой решающее значение в возбуждении интереса учащихся к химии. Эксперимент – важный путь связи теории с практикой при обучении химии, путь превращения знаний в убеждения. Прочность и осознанность знаний возрастает, если эксперимент осуществляют сами ученики. В связи с этим учащимся в начале обучения необходимо привить экспериментальные умения и навыки.
-
Урок по органической химии на тему: "Амины" 2007
Основная цель занятия – познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами аминов предельного ряда; установить причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами; обратить внимание на значение органических веществ в жизни человека; способствовать дальнейшему развитию общеучебных и предметных умений.
-
Урок химии в 8-м классе по теме: "Аморфное и кристаллическое состояние вещества" 2007
Урок дает понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых веществ, знакомит с типами кристаллических решеток, их взаимосвязью с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ, дает представление о законе постоянства состава веществ.
-
Урок химии в 8-м классе по теме: "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений" 2007
Приводится пример урока, завершающего тему "Классы неорганических соединений", – урока, который, будучи последним в теме, должен выполнить задачи повторения и обобщения материала. Урок учитель проводит, опираясь на знания учащихся.
-
Программа элективного курса "Металлы побочных подгрупп" 2007
Ключевым элементом профилизации школы призвана стать система элективных курсов. Учащиеся профильных классов с профилирующим предметом – химией испытывают потребность в предметно ориентированных элективных курсах, которые будут способствовать расширению и углублению знаний по профильному предмету, помогут лучше подготовиться к поступлению в вуз, а затем продолжить образование в соответствии с выбранным профилем.
-
Технологические карты уроков химии по теме: "Предельные углеводороды" 2006
В работе рассматриваются технологические карты уроков химии по второй теме общеобразовательной программы курса органической химии "Предельные углеводороды", включающие четыре урока с использованием учебных пособий Л.С. Гузей и Р.П. Суровцевой. Каждая технологическая карта определяет тему урока, его основную цель, перечень необходимого оборудования, а также структуру урока, элементы содержания, формы, приемы и методы, средства обучения. Таким образом, данные карты призваны оказать методическую помощь учителю в подготовке к уроку, обеспечивая научную организацию его труда.
-
Методическая разработка урока по теме: "Мы в мире химии. Пища, которую мы едим". Форма проведения – устный журнал 2006
Предлагаемый урок – один из методических приёмов реализации прикладной направленности преподавания химии и развития социализации личности школьника. Проблема питания – очень актуальна в жизни каждого человека, поэтому учащиеся с интересом воспринимают содержание доклада "Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу" и проводят анализ этикеток знакомых продуктов. В настоящее время наш рынок заполнен множеством продуктов, которые вредны для здоровья. И одной из причин ухудшения здоровья школьников является неправильное питание, употребление веществ, которых нет в природе, – химикатов. К ним относятся многие пищевые добавки. Реализация задач урока по теме "Пища, которую мы едим" способствует формированию у школьников мотивации на здоровый образ жизни, решая тем самым некоторые задачи здоровьесберегающей технологии, а учитель химии вносит свой вклад в развитие валеологической культуры школьника.
-
Сочетание обучения и воспитания при организации проектной деятельности учащихся 2006
Проектная деятельность... Что это – дань моде или необходимость? В статье приводится анализ проектной деятельности на примере проекта, выполненного учениками 11-го класса.
-
Интегрированный урок: биология + химия по теме: "Щелочные металлы – химические и биогенные элементы". 8-й класс 2006
Предлагается разработка учебного занятия по химии и биологии. Материал такого урока дает возможность учащимся прогнозировать токсичность действия ионов некоторых металлов, а также применять знания для раскрытия химизма действия важнейших лекарственных препаратов. Компьютерные технологии (презентации, виртуальная лаборатория) помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения, повышают интерес к предмету.
-
Тема урока: "Липиды. Жиры" 2006
Урок по теме "Жиры. Липиды" включен в раздел "Кислородсодержащие вещества". Проводится 46-й по счету при изучении химии по двухчасовой программе урок с использованием ИКТ. На уроке проводится лабораторная работа по исследованию свойств жиров, которая позволяет увидеть, осмыслить и применить полученные знания в реальной практической деятельности. Содержание данного урока убеждает учащихся в практической значимости химии.
-
Внеклассное мероприятие по химии: "Химическая елка" 2006
Предложенное мероприятие проводится для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, которые только начали изучать курс химии, но на него также приглашаются учащиеся 7-х классов, чтобы развить у них интерес к дальнейшему изучению предмета. Мероприятие проводится в конце II четверти перед Новогодними праздниками; мы украшаем синтетическую ёлку, используя вместо игрушек предметы, привычные в каждом доме, что также преследует цель призвать не использовать живые деревья ради нескольких дней праздника и беречь лес как национальное богатство.
-
Схема "Кислородная восьмерка" и ее применение при изучении темы "Влияние среды раствора на протекание окислительно-восстановительных реакций" 2006
Схема "Кислородная восьмерка" может быть использована при изучении влияния среды раствора на протекание окислительно-восстановительных реакций. Данная схема является опорной при составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций. С помощью этой схемы обучающиеся в профильных биолого-химических и физико-математических классах могут прогнозировать продукты реакции и подбирать коэффициенты в уравнениях.
-
Обобщающий урок по теме: "Важнейшие химические понятия". 8-й класс 2006
Данный урок является первым обобщающим уроком в 8-м классе после изучения темы "Важнейшие химические понятия". Очень важно не только, чтобы знания, умения и навыки, полученные учащимися, были обобщены, систематизированы и скорректированы, но и чтобы это прошло в необычной форме. Ведь интерес к предмету закладывается именно в 8-м классе. Предлагаемый урок-обобщение по теме помогает решать эти задачи.
-
Авторская программа элективного курса "Нестандартные физико-химические задачи по некоторым разделам школьного курса химии как средство развития творческих способностей старшеклассников" 2006
Автор программы элективного курса – учитель химии с многолетним стажем работы – предлагает свой вариант подачи интегрированного материала физической и химической дисциплин в рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся в 9–10-х классах в виде особого курса по решению разноуровневых усложнённых задач. Программа составлена в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к материалам подобного рода, апробирована и успешно используется уже третий год в повседневной практике преподавания дисциплин в средней школе.
-
Урок-конференция в 10-м классе по теме: "Чудо по имени Нефть" 2006
Химия как область знания непосредственно связана с производственной сферой экономики. Летом 2007 г. в Татарстане будет добыта трехмиллиардная тонна нефти. Урок посвящен этой знаменательной дате. Он проводился в 10-м классе после изучения темы "Углеводороды". Такая форма проведения урока с участием нефтяников разных поколений позволяет лучше узнать историю развития добычи и переработки нефти, воспитывает уважение к людям ответственной и трудной профессии – нефтяник.
-
Учебная программа элективного курса по химии и биологии на тему: "Еда по науке и наука о еде" 2006
Проблема пищи всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Однако простое увеличение потребления пищи не может решить всех проблем, связанных с питанием. Оно должно быть рациональным, соответствовать основным положениям науки о питании. Данная программа рассчитана на 34 часа.
-
Применение моделирования на уроках химии 2006
Основной целью данного урока является формирование понятия о систематизации химических элементов и о структуре Периодической системы. Урок посвящен изучению нового материала. Кроме самостоятельной работы, были применены такие дидактические приемы, как беседа, использование наглядно-раздаточного материала – карточек и инструкций.
-
Занятие элективного курса: "Вода. Растворы. Решение задач на растворы и сплавы" 2006
Предлагаемый урок решает следующие задачи: провести анализ состояния проб воды по органическим показателям; исследовать воду на наличие органических веществ, катионов железа, анионов хлора и выявить наличие микроорганизмов; определить кислотность пробы воды.
-
Из опыта работы по методической теме "Химия в стихах и других художественных произведениях" 2006
Предлагаемый опыт работы обладает определенной долей новизны, что выражается через: разработку целых тем с использованием поэзии; проведение поэтических уроков; использование стихов местных поэтов; применение стихов детского сочинения; сочетание поэзии и живописи. Данный урок представляет собой большой объем систематизированного материала с классификацией по темам, классам и рекомендациями по методическим приемам использования. Приведем некоторые из них.
-
Конспект урока химии в 10-м классе по теме: "Концентрированная серная кислота" 2006
Основным дидактическим принципом урока является организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся и самоконтроль. Все задания подобраны с учетом индивидуального подхода и имеют различный уровень сложности, который они могут выбирать самостоятельно. К 10-му классу у учащихся уже довольно хорошо сформированы практические навыки и имеются четкие представления о необходимости соблюдения техники безопасности.
-
Урок-соревнование в 9-м классе по теме: "Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" 2006
Тема "Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" является одной из важнейших в курсе химии. На предлагаемом уроке используются нестандартные дополнительные материалы в содержании урока, создаются условия для активной коллективной творческой деятельности учащихся. Данный урок способствует формированию основных учебных компетенций обучающихся: учебной, коммуникативной, личностной. Урок позволяет внедрить современные инновационные образовательные технологии в практику учебно-воспитательного процесса. Главный акцент на уроке делается на развитие чувства патриотизма и гражданского долга перед Отечеством, активизацию интереса учащихся к истории России, популяризацию имени великого русского ученого, изучение научного наследия нашего соотечественника.
-
Тема урока: "Кумыс" 2006
Урок химии посвящен исследованию полезных свойств напитка кумыс и доказательству его целебного действия.
-
Тема урока: "Рациональное питание" 2006
Обобщающий урок с элементами ролевой игры в классе с повышенным уровнем изучения предметов естественнонаучного цикла. На уроке учащиеся знакомятся со значением белков, углеводов, жиров, витаминов, микроэлементов в питании человека, с особенностями химического строения питательных веществ и значением режима питания для жизни.
-
Уровневая дифференциация на уроках химии (методика и обмен опытом) 2006
Данная статья посвящена уровневой дифференциации на уроках химии как способу улучшения качества образовательного процесса. Ее целью являются вовлечение учащихся в предмет, самореализация личности независимо от способностей и уровня знаний. Благодаря такому подходу у каждого появляется возможность активно участвовать на занятиях и учиться оценивать свои знания. Следует признать результативность данного метода, а также положительную динамику, отмечающуюся у учащихся.
-
Использование алгоритмов на уроках химии 2006
Среди всех предметов учебного плана средней школы химия, пожалуй, один из самых сложных предметов. Задача каждого педагога – обеспечить максимальное усвоение и понимание такого важного и сложного предмета. Предлагаю учителям средней школы некоторые варианты алгоритмов для выработки соответствующих умений и навыков в школьном курсе химии, которые мы используем на уроках.