Проблема пищи всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Однако простое увеличение потребления пищи не может решить всех проблем, связанных с питанием. Оно должно быть рациональным, соответствовать основным положениям науки о питании. Данная программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса строится на следующих принципах:
- во-первых, в программе представлена современная химия и биология. При этом авторы не ставят своей задачей изложение основ науки химии и биологии, а считают необходимым обеспечить биологическую грамотность в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни;
- во-вторых, содержание курса определяется с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира, к самому себе, жизни в целом, а также с учетом психолого-педагогических закономерностей обучения и формирования химико-биологических знаний и видов познавательной деятельности;
- в-третьих, применяется опережающее обучение, основанное на знаниях других, более ранних и одновременно школьных курсов (природоведение, физика, технология и др.).
Цель программы: пропаганда естественнонаучного профиля, привлечение учащихся к овладению профессий этого направления.
Задачи программы:
- образовательные: подготовить фундамент для практической деятельности человека; дать понятие взаимосвязи строения и функций органов и систем; заложить основы понятия “экология организма”; определить важность знаний о строении. Функциях человеческого тела, о факторах благоприятствующих и нарушающих здоровье.
- развивающие: овладение методами самоконтроля и способности выявить возможные нарушения здоровья для своевременного обращения к врачу; развитие навыка работы в группе.
- воспитательные: решить задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников; привести к осознанию целесообразности отказа от вредных привычек, как важнейшего шага на пути сохранения здоровья и работоспособности; подтолкнуть к осознанному выбору между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезням.
Доминирующим методом преподавания в данной программе является проблемно-диалогический метод. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассниками имеют проблемные вопросы. Являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному “открытию” школьниками различных аспектов химико-биологических явлений и фактов. Курс по выбору “Еда по науке и наука о еде” представляет собой систему взаимосвязанных лекций, практических работ, творческих заданий и ролевых игр, в ходе которых школьники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Делать выводы и принимать решения, работать над проектом, готовить отчеты, доклады и публичные выступления. Интеграция курса: курс связан с биологией, химией, экологией, медициной, культурологией. Итогом усвоения программы является итоговая конференция, выставка творческих работ, общественный смотр знаний. Курс завершается мероприятием, связанное с презентацией проекта.
Тематический план
№ | Раздел | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов теорет. | Практические |
1 | Введение | Эволюция пищеварительной системы | Лекция | 1 | |
2 | Расщепление пищевых продуктов | Пищеварение в ротовой полости Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Влияние эндокринной системы на пищеварение |
Беседа с элементами рассказа Комбинированный урок Лекция Лекция |
1 1 1 1 |
|
3 | Основные химические вещества пищи | Белки Жиры Углеводы Минеральное меню. Витамины. |
Комбинированный урок Лекция Комбинированный урок Лекция |
1 1 1 1 |
1 1 1 |
4 | Пищевые добавки | Пищевые красители и консерванты Антиокислители и ароматизаторы “Обнаружение в продуктах питания крахмала, жира, поваренной соли, красителей” |
Семинар Лекция с элементами рассказа Практическая работа |
1 1
|
1 |
5 | Природные токсиканты и загрязнители | Природные токсиканты Токсичные загрязнители Пищевая аллергия |
Лекция Лекция Семинар |
1 1 1 |
|
6 | Химические основы приготовления пищи | Почему в хлебе много “дырочек”? Или всё
о химических процессах происходящих при
тепловой кулинарной обработке. “Химчистка на дому” |
Лекция Практическая работа |
1
|
1 |
7 | Питаемся правильно | Питание и группы крови Вегетарианцы и мясоеды Совместимость продуктов Составление карты рационального питания Диеты. Плюсы и минусы Считаем калории Анорексия и булимия Питание народов мира |
Лекция с элементами рассказа Диспут Лекция Практическая работа Семинар Практическая работа Лекция Игра |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
8 | Гигиена органов пищеварения | Вредные привычки и пищеварение Предупреждение желудочно кишечных инфекций. Хранение продуктов. Сервировка стола Культура поведения за обеденным столом Итоговая конференция. Презентация и защита творческих работ учащихся Итого |
Беседа с элементами рассказа Лекция Урок – игра Урок - диалог |
1 2 1 1 1 34 часа |
Содержание программы курса
Эволюция пищеварительной системы (1 час). Цели и задачи курса. Пищеварительная система является одной из наиболее древних систем. Строение от примитивно устроенных многоклеточных животных до млекопитающих.
Пищеварение в ротовой полости (1 час). Как распознается качество пищи? Строение и уход за зубами. Какая зубная паста лучше? Слюнные железы.
Пищеварение в желудке ( 1 час.) Как пища попадает в желудок ? Почему в желудке перевариваются белки, но стенки желудка не страдают? Как работают пищеварительные ферменты?
Пищеварение в кишечнике (1 час) Где происходит всасывание? Каково строение ворсинок кишечника? Барьерная роль печени. Аппендицит.
Влияние эндокринной системы на пищеварение (1 час.) Нервная и гуморальная регуляция пищеварения, как действуют гормоны, что происходит при их недостатке или избытке.
Белки (2 часа). Наша пища состоит из большого числа различных химических веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Вся деятельность организма связана с белковыми веществами. Учащиеся узнают о классификации белков, что такое аминокислота, свойства белков и т.д.
Жиры (2 часа). Растительные жиры и масла являются обязательным компонентом пищи и структурно – пластическим материалом для организма человека, поставщиком ряда необходимых для него веществ.
Углеводы (2 часа.) Группа органических соединений имеющих жизненно важное значение. Сведения о них позволяют хоть в какой то мере представить те сложные превращения, которые происходят в организме при получении пищи.
Минеральное меню (1час). В нас можно найти все, вплоть до золота. А также, к сожалению, и элементы радиоактивного распада, которые мы сами себе и “подарили”. И все таки мы не можем жить без “таблицы Менделеева” в нашем организме, не можем существовать без минеральных веществ, которые нам известны по урокам химии.
Пищевые красители и консерванты (1час). В пищевой промышленности применяется большая группа веществ, объединяемая общим термином “пищевые добавки”. Применение пищевых добавок допустимо только в том случае, если они даже при длительном использовании не угрожают здоровью человека. Что скрывается под маркировкой буквы “Е” на продуктах питания? (приложение 1).
Антиокислители и ароматизаторы (1час). Все о веществах усиливающих вкус и аромат пищевых продуктов. Специи.
Обнаружение в продуктах питания крахмала, жира, поваренной соли, красителей (1час). Практическая работа (приложение 2)
Природные токсиканты (1час). В пище всегда имеются микрокомпоненты, которые в относительно повышенных количествах вызывают неблагоприятный эффект.
Токсичные загрязнители (1час). Нитраты и нитриты попадают на наш стол с растениями, их используют для обработки и консервирования многих пищевых продуктов, в том числе ветчины, бекона, солонины, некоторых сортов рыбы и сыра. Микотоксины. Ртуть и хищные рыбы. Откуда в консервах свинец?
Пищевая аллергия (1час). Непереносимость некоторых пищевых веществ и непереносимость продуктов питания - в чем различие?
Почему в хлебе много “дырочек”? (1час). Правильная организация питания требует знаний о превращениях, которые происходят при кулинарной обработке продуктов.
Химчистка на дому (1час). Практическая работа по выведению пятен органического и неорганического происхождения (крови, вина, чернил, ржавчины и т.д.)
Питание и группы крови (1час). Характеристика групп крови их влияние на характер человека, а значит и питание должно быть разным.
Вегетарианцы и мясоеды (1час). Мы вышли из животного мира и подчиняемся его законам. Хищники - это же типичные мясоеды. Они сильны, агрессивны, жестоки, изобретательны в своих способах добыть питание. И наоборот, травоядные животные спокойны, добры, легко поддаются дрессировке. А это значит, что они более восприимчивы ко всему новому, так же, как люди с гармонично уравновешенным питанием - к культуре и цивилизации.
Совместимость продуктов (1час). Умеренность в еде, немного о правильном сочетании продуктов, раздельное питание по Н.А.Семеновой и др. специалистов.
Составление карты рационального питания (1час). Практическая работа.
Диеты. Плюсы и минусы (1час). Похудение – это единственная потеря, о которой все без исключения женщины, девушки говорят с гордостью. Да, это трудно. Но можно, а нужно ли?
Считаем калории (1час). Практическая работа
Анорексия и булимия (1час). Заболевания связанные с психикой человека. Выступление психолога школы.
Питание народов мира (1 час). Азиатская и средиземноморская пирамиды питания. Особенности национальной кухни.
Вредные привычки и пищеварение (1час). Необходимо рассказать учащимся о правилах приема пищи, углубление знаний полученных в школе и вне школы о курении, алкоголе, наркотиках и их влиянии на пищеварение. Выступает медицинский работник с анализом заболеваемости в школе.
Предупреждение желудочн- кишечных инфекций (1 час). Учащиеся узнают как уберечься от кишечных инфекций, о мерах профилактики, причинах заражения
Сервировка стола (1 час) Знать правила раскладки столовых приборов, умение пользоваться ими.
Культура поведения за обеденным столом (1 час). Правила этики и эстетики питания.
Итоговая конференция (1 час). Защита творческих работ в виде выступлений и докладов. Демонстрация опытов.