В последнее время наряду с давно известными формами внеурочной деятельности учащихся, выделилась и оформилась проектная деятельность. Что это – дань моде или необходимость? Проектная деятельность часто включает в себя написание рефератов, подготовка сообщений, подготовка и многое другое, но её особенность состоит в том, что работа ученика или группы направлена на осуществление какой – либо мысли – проекта, конкретной практической задачи, определяемой самими участниками.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
В нашей школе уже несколько лет ведется проектная деятельность учащихся. Свои первые проекты дети делают уже в начальной школе. Очень удалась, например коллективная работа над оформлением школьной рекреации на втором этаже. Дети самостоятельно поставили цель, разработали макет своей мечты, заработали деньги на сборе макулатуры и воплотили свой проект в жизнь.
В старшей школе проекты обычно бывают связаны с учебной деятельностью. Я учитель химии и дети часто делают проекты на экологические темы. При этом супервизорами являются учителя химии, биологии, экологии. Попробую проанализировать проектную деятельность на примере проекта прошлого года, выполненного учениками 11 класса «Какую воду можно пить? Оценка качества воды рек и водоемов Битцевского лесопарка»
Проектная работа, как правило, содержит важную для ученика проблему. Решая которую, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Первоначально ученики пытаются "накопать в Интернете" реферат и сдать его под видом проекта. Но оказывается, что не вся информация подходит под данную тему, не вся достоверна. Приходится начинать работать внимательно и серьезно. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.
Сейчас в средствах массовой информации модно рассуждать об экологической ситуации, о том что "все ужасно и скоро все умрем" или "все хорошо, все очищено, так хорошо и чисто не было никогда". Чему верить? Учащиеся задались целью узнать какова же правда. Насколько загрязнены речки у которых они постоянно находятся? Вот строки из их работы:
"Наш район считается одним из самых экологически чистых районов Москвы и поэтому, многие люди не бояться пить воду из родника в лесопарке (и даже этот родник считается целебным). И зная о плачевном экологическом состоянии на нашей планете, мы обеспокоились, не представляет ли вода лесопарка опасность для людей".
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности в нашей школе, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.
Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса. Проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях – и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных.
Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).
Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности хорошим опытом является работа над учебным проектом.
Обычно в начале учебного года я вывешиваю списки тем предлагаемых проектных работ. Иногда дети выбирают из готовых тем, но обычно мои темы трансформируются в похожие, но другие, более близкие ребятам, часто учащиеся выбирают проблемы не вошедшие в "предварительный список", но по какой-то причине более интересные и близкие будущему автору. На мой взгляд это говорит о заинтересованности и самостоятельности ученика.
Следующий шаг – как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Персональный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
В моем случае дети изучили кучу литературы, статьи в Интернете, опросили родителей, учеников и учителей. Нашли несколько вариантов исследований. Исследования проводились по химическому, биологическому, тепловому загрязнению. Исследовалось наличие различных веществ, солей тяжелых металлов, примесь нефтепродуктов, удобрений, пестицидов, продуктов разложения биологических веществ, наличие различный микроорганизмов. Некоторые исследования оказались слишком сложными – не было необходимой техники и реактивов, некоторые слишком простыми и не интересными. Дети соединили различные методики, составили план действий и приступили к работе.
Первоначально дети рассчитывали провести всю работу "быстренько", но очень скоро столкнулись с первыми трудностями. В ходе экспериментальной работы выяснилось, что необходимо сначала научиться пользоваться различными исследовательскими приборами, понять принцип их действия, приноровиться к капризам приборов, учитывать различные факторы, влияющие на чистоту эксперимента, узнать, что такое допустимая погрешность. Некоторые реактивы оказались слишком старыми и не могли быть использованными в эксперименте. Дети оказались на высоте, не запаниковали, обегали ряд школ и нашли все необходимое.
Оказалось, что в теории все значительно проще чем в жизни. Но в жизни все значительно интереснее, чем на бумаге.
Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора – кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Мы намеренно не употребляем термин «руководитель проекта», подчеркивая тем самым, что инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.
Для выполнения проекта по анализу воды учащимся пришлось пользоваться помощью учителей химии, биологии и экологии. У каждого учителя свой график работы в школе, свои методы исследования, да и характер и стиль общения довольно сильно отличаются. Ребятам пришлось самостоятельно организовывать встречи с нами, отстаивать свое мнение, учиться работать с разными людьми.
Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах – это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.
Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.
Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент – 7–10 минут на выступление и 3–5 минут – ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.
Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает супервизор, но в выпускных классах учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами.
Наши учащиеся неоднократно представляли свой проект как в школе, так и на различных ярмарках идей и проектов. Помимо письменной части проекта были созданы компьютерные презентации, наглядные стенды, огромное число фотографий. Ребята хорошо освоили работу с различными компьютерными программами, цифровой фотокамерой, различными приборами для исследований, освоили технику безопасности, правила и навыки проведения экспериментов, правила утилизации и нейтрализации результатов опытов.
Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.
В школах разработана четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.
Примерный перечень критериев выглядит так:
– Обоснование и постановка цели, планирование
путей ее достижения.
– Полнота использованной информации,
разнообразие ее источников.
– Творческий и аналитический подход к работе.
– Соответствие требованиям оформления
письменной части работы.
– Анализ процесса и результата работы.
– Личная заинтересованность автора, его
вовлеченность в работу.
– Качество проведения презентации.
С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.
Вот уже несколько лет педагоги нашей школы наблюдают, что проектная деятельность может научить детей умению:
- увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
- поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
- оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
- добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
- планировать свою работу;
- выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
- увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность способствует:
- развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
- развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
- решению профориентационных задач.
Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Организация проектной деятельности позволяет гармонично и комплексно решать образовательно–воспитательные задачи, стоящие перед школьным образованием. В ходе работы над проектом учащиеся получают знания, развивают навыки общения и сотрудничества при работе в группах, совершенствуются в практической деятельности, у них воспитывается целеустремлённость и самостоятельность, экологическая культура и ответственное отношение к себе и окружающему миру.