Цели:
- овладение доступными методами изучения человека;
- формирование на базе усвоенных знаний и умений научного мировоззрения;
- гигиеническое воспитание;
- формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармонических отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле, с обществом, самим собой.
Задачи: на основе повторения знаний об обмене веществ, функциях и строении системы органов пищеварения, используя компьютерные технологии, сформировать представление о гигиенических условиях здорового питания и его режиме.
Оборудование:
- компьютерный класс
- диск “Открытая биология”.
Человек есть то, что он ест.
Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть
Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас. На всю жизнь вам дается только один организм. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. На этом уроке вы узнаете, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.
Итак, начнем со следующих вопросов. Что такое пища и почему она необходима каждому из нас? Какие главные питательные вещества пищи? Но начнем мы с того, вспомним, как устроена пищеварительная система и как она функционирует.
II. Основная часть
1-й биохимик. Белки – природные
полимеры, состоящие из аминокислот (Приложение, слайд 3).
Аминокислоты – соединения, в
молекулах которых содержится несколько
функциональных групп (слайд 4).
Обратите внимание на мониторы. Там показано
образование пептидной связи, а также гидролиз
полипептида (слайд 5, 6).
Белки – важнейший компонент пищи. От них зависят
жизненные основные процессы в организме: обмен
веществ, раздражимость нервов, способность к
росту, размножению. К белковым веществам
относятся: гемоглобин, ферменты, некоторые
гормоны. Несмотря на то, что белки составляют
одну четвертую часть человеческого организма,
единственным источником их образования в
организме являются аминокислоты белков пищи. Вот
почему белки совершенно необходимы в питании
человека. Равноценны ли для человеческого
организма все белки? Нет. Посмотрите на таблицу
“Содержание незаменимых АК в продуктах
питания” (слайд 7)
Можно сделать вывод, продукты должны быть
разнообразными, только тогда организм будет
получать оптимальное количество АК.
Учитель: Найдите в таблице “Содержание органических веществ в продуктах питания” продукты, особенно богатые белками. Назовите их (слайд 13).
2-й биохимик. Углеводы –
обширный класс органических соединений. В
клетках живых организмов углеводы являются
источниками и аккумуляторами энергии. Они входят
в состав многих важнейших природных соединений,
выступают в роли регуляторов важнейших
биохимических процессов. Соединяясь с белками и
липидами, углеводы образуют сложные
высокомолекулярные комплексы, составляющих
основу живой материи. Давайте вспомним известные
нам группы углеводов (слайды 8, 10, 11).
Особое место среди углеводов принадлежит глюкозе.
Она необходимый компонент пищи, так как при ее
окислении выделяется больше трети используемой
в организме энергии. Нервные клетки и клетки
головного мозга работают только на глюкозе.
Однако мы получаем глюкозу периодически, а
нервным клеткам энергия необходима каждую
секунду. Глюкоза запасается впрок в клетках
печени и мышц в виде полисахарида, называемого
гликогеном (слайд 9).
Учитель: Воспользуйтесь знакомой вам таблицей, определите продукты, наиболее богатые углеводами, назовите их (слайд 13).
3-й биохимик. Жиры
относятся к классу химических соединений,
носящих общее название липиды. Липиды
– это сложные органические соединения с
близкими физико-химическими свойствами, которые
содержатся в растениях, животных,
микроорганизмах. Их общие свойства –
нерастворимость в воде, наличие в молекулах
длинных углеводородных радикалов и
сложноэфирных группировок. Пищевые жиры
являются подлинными концентратами энергии. При
окислении 1г жира выделяется 9,3 кКал, т.е. в 2,25
раз больше, чем при окислении белков и углеводов.
Полное исключение жиров из рациона приводит к
серьезным нарушениям здоровья. Недостаток
жирных кислот приводит к задержке развития
растущего организма, нарушениям структуры и
функции клеточных мембран, воспалению кожных
покровов. При избыточности жирных кислот
возрастает опасность развития атеросклероза (слайд
12).
Учитель: Вновь хочу направить вас к знакомой таблице. Выполните аналогичное задание, связанное с жирами.
Ученики находят в таблице и называют продукты растительного и животного происхождения особо богатые жирами (слайд 13).
Учитель: Основоположники разных школ питания пытаются ответить на извечные вопросы науки о питании: как, когда, сколько и что есть? Помогут разобраться в этих вопросах диетологи. Представляем им слово.
1-й диетолог. Долгое время придерживались мнения, что поесть - значит “заправить” организм порцией “горючего”, не важно, какого и в каком количестве, лишь бы ярко пылало пламя обменных процессов и давало необходимую для жизнедеятельности человека энергию. Поначалу никому и в голову не приходило ограничивать себя в еде, считалось: чем больше съешь, тем больше пользы. Впоследствии выяснилось, что при избыточном питании организм как бы задыхается от обилия пищевых веществ и калорий и аккумулирует их в виде жиров. Кому из нас не знакомо стремление впихнуть в свое чадо как можно больше калорийной пищи? “За папу, за маму…”
Идет в знакомом театре драма,
Спектакль с названием “Обед”,
Играют роли папа с мамой,
Сынишка, бабушка и дед.
Ну, ешь, сыночек. Ты хороший.
Ну, открывай же шире рот.
И папа хлопает в ладоши,
И мама суп сынишке льет.
Дед нарядился Фантомасом,
Устроил целый карнавал,
Чтоб внучек взял кусочек мяса,
Чтоб макаронину сжевал.
С тарелкой папа, с вилкой - мама,
В руках у бабушки салат …
А не назвать ли эту “драму”
Комедией “Кто виноват?”
Перекармливание с детства формирует
устойчивый рефлекс к постоянному жеванию,
насыщению пищей до предела.
Старинная индийская притча гласит: бог при
рождении каждого человека отмеряет ему то
количество пищи, которое он должен съесть. Тот,
кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.
2-й диетолог. Посмотрите на монитор. Вы видите здесь перечень продуктов. Все они содержат различные органические вещества, о которых здесь уже шла речь. Но мы не вспомнили о витаминах. Потребности в них малы, но роль их в нашей жизни велика. Обмен веществ без них не будет проходить нормально. Недостаток витаминов вызывает различные болезни. Рассмотрите таблицу на мониторе (слайд 13). Какие витамины надо принимать, чтобы не заболеть рахитом? (Витамин Д) А что нужно делать, чтобы избежать простудных заболеваний? (Витамин С) В каких продуктах больше всего содержатся эти витамины?
Ученики дают ответы, используя таблицу.
Учитель: для полноценного питания важен не только баланс белков, жиров и углеводов, но и присутствие витаминов, микроэлементов. Только в этом случае еда будет приносить пользу организму.
3-й диетолог. Но и этого недостаточно! Для полноценного питания необходимо учитывать энергетическую ценность продуктов. У различных категорий людей потребности в энергии различны и зависят от рода их деятельности. Для учащихся вашего возраста эта потребность равна 2700кКал в сутки. Эти калории не должны поступать в организм за один-два раза. Принимать пищу следует 4–5 раз в день. Давайте посмотрим на схему распределения калорийности пищи в течение суток. (слайд 14).
Учитель: Проанализировав ваши анкеты, мы выявили главный недостаток в вашем питании. Невысокая калорийность завтрака, прием пищи 2–3 раза в день, поздний ужин.
III. Заключительная часть
Учитель: Все, что мы обобщили на сегодняшнем уроке, подводит нас к мысли о том, что питание должно быть рациональным. Из чего складывается это понятие? Давайте посмотрим на монитор компьютера. (слайд 15). Все три компонента чрезвычайно важны, используя, их мы составим проект “Рациональное питание школьника”.
Учащиеся:
1. Прием пищи не реже 4–5 раз в сутки.
2. Перерыв между приемами пищи не более 6 часов.
3. Тщательное пережевывание пищи.
4. Не ужинать позже, чем за 1,5–2 часа до сна.
5. Разнообразие пищи.
IV. Домашнее задание. Составить и рассчитать калорийность меню обеда школьника. Работу выполнить в текстовом процессоре Microsoft Word.
Учитель: Закончить урок можно словами известного диетолога: “…Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное”.
Всем спасибо!
Список литературы
- Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 1997.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд. – СПб., 1998.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. ср. шк. /Д.К. Беляев, А.О. Рувинский, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
- Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
- Зуйкина Т.Н. Урок “Гигиена питания” // Биология в школе. - №7. – 2000.
- Иллюстрированный мультимедийный учебник “Открытая биология 2.5” ООО ФИЗИКОН, 2003.