Урок химии в 8-м классе по теме: "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений"

Разделы: Химия


Цели урока: опираясь на знания учащихся

  • обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении классов неорганических соединений;
  • установить прямые и обратные связи (генетические) между классами веществ; проверить умения учащихся составлять уравнения химических реакций с участием представителей классов неорганических соединений;
  • совершенствовать культуру организации эксперимента; установить связь теории с практикой на примере перехода одного класса в другой.

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Оборудование: раздаточный материал (карточки); ТСО (мультимедийная приставка); реактивы для проведения эксперимента.

Методы: обобщение, систематизация, эксперимент, поиск, беседа, соревнование.

Этапы урока

Учитель

Ученик

Временные затраты

I. Организационный

Называет тему и цели урока.

Тема: “Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений”.

Цель: “Актуализировать, систематизировать и обобщить знания и умения по теме”

Записывают в тетрадь тему урока.

1 мин.

II. Систематизация знаний.

Вопросы:

– Вспомните, на какие две группы делятся все химические элементы?

– Посмотрим, каковы же их отличительные физические свойства соответствующих простых веществ. (Демонстрация схемы на эпипроекторе №18 из учебника Рудзитис Г.Е.-8).

– Могут ли металлы и неметаллы отличаться по химическими свойствами?

Открываем первую страничку схемы на доске

– Что означает взаимообратная стрелка?

Ответ: металл или неметалл.

Анализируют таблицу вместе с учителем.

Ответ: металлы и неметаллы отличаются по химическим свойствам, так как они по разному относятся к воде. Металлы взаимодействуют с кислотами, а неметаллы с основаниями

Запись в тетради.

Металл и неметалл взаимодействуют между собой.

24 мин.

Подтвердите это экспериментом.

КАРТОЧКА №1

Открываем вторую строчку схемы

Оксид металла Оксид неметалла

– Что нужно сделать, чтобы превратить Ca и P в оксиды?

– Подтвердите уравнениями реакций.

– Какие оксиды вы получили, дайте их определения.

– Почему мы поставили взаимообратную стрелку между оксидами в схеме?

КАРТОЧКА №2

– Закончите уравнения химических реакций:

3Mg O + P2O5 =

CO2 + Ca O =

Проводят реакцию между Fe и S.

 

 

Запись в тетради.

Соединить с кислородом.

Записывают уравнение самостоятельно.

Кислотные и основные. Дают определения.

Они взаимодействуют между собой.

Самостоятельно работают в тетради по написанию уравнений.

 

Открываем в схеме следующую строчку:

– Объясните происхождение каждой стрелки.

Запись в тетради.

Из оксида металла получаем основание, из оксида неметалла кислоту: оксиды металла взаимодействуют с кислотой, оксид неметалла взаимодействует с основанием.

 

Проведем соревнование. На доске написаны 2 столбика уравнений химических реакций, двое учащихся на время записывают продукты реакции и проставляют коэффициенты.

 

SO3 + H2 О =

Na2O + H2O =

Cu(OH)2 + H2SO4 =

K2 O + 2HCl =

CaO + H2O =

N2 O5 + H2O =

Fe (OH)3 +HCl =

SO3 + Ba (OH)2 =

2 учащихся выходят к доске и по команде начинают писать продукты реакции.

Подведение итогов, выставление оценок.

 
Открываем последнюю строчку в схеме

Задание: КАРТОЧКА №3

Работа на листочках: осуществить следующие превращения: (указанные в карточке).

Ba (OH)2 -> BaCl2 -> Ba SO4

H2 SO4 -> K2 SO4 -> Ba SO4

Мы рассмотрели связь между различными классами неорганических соединений.

– Глядя на схему, карандашом проведите стрелки: “Какие ещё связи между классами неорганических соединений вы можете предложить”.

По предложенным схемам дома написать уравнения химических реакций.

Запись в тетради.

Выполняют самостоятельно.

Металл -> соль,

неметалл -> соль

оксид металла -> кислота,

оксид неметалла –>основание,

оксид неметалла -> соль и др.

III. Эксперимент

КАРТОЧКА №4

Получите гидроксид магния исходя из металлического магния. Подтвердите уравнениями химических реакций.

Проводят эксперимент, записывают в тетрадь уравнения химических реакций

10 мин

IV. Обобщение.

Итог урока.

Обобщение темы урока: (задание на карточке №5).

Подведение итогов, выставление оценок.

Делают самостоятельно вывод.

Существует ряд генетических связей между отдельными классами неорганических соединений. Это доказывает прямую и обратную связь между классами веществ.

3 мин.

V. Домашнее задание

Повторить п-ф. 32,33. Кислоты и кислотные остатки. Доделать задание по генетической связи (в тетради).

Записывают домашнее задание.

2 мин.

Индивидуальные задания у каждого учащегося.

КАРТОЧКА №1

Смешайте порошкообразное железо и серу в пробирке. Подогрейте на спиртовке. Что наблюдаете? Сделайте вывод, напишите уравнение химической реакции.

КАРТОЧКА №2

Закончите уравнение химической реакции.

MgO +P2O5 =

CO2 + CaO =

КАРТОЧКА №3

Осуществите следующие превращения:

КАРТОЧКА №4

Получите гидроксид магния исходя из металлического магния. Подтвердите уравнениями химических реакций.

КАРТОЧКА №5

Подумайте, какие основные выводы вы можете сделать по материалу сегодняшнего урока.