Цели урока: опираясь на знания учащихся
- обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении классов неорганических соединений;
- установить прямые и обратные связи (генетические) между классами веществ; проверить умения учащихся составлять уравнения химических реакций с участием представителей классов неорганических соединений;
- совершенствовать культуру организации эксперимента; установить связь теории с практикой на примере перехода одного класса в другой.
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Оборудование: раздаточный материал (карточки); ТСО (мультимедийная приставка); реактивы для проведения эксперимента.
Методы: обобщение, систематизация, эксперимент, поиск, беседа, соревнование.
Этапы урока |
Учитель |
Ученик |
Временные затраты |
|
I. Организационный |
Называет тему и цели урока. Тема: “Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений”. Цель: “Актуализировать, систематизировать и обобщить знания и умения по теме” |
Записывают в тетрадь тему урока. |
1 мин. |
|
II. Систематизация знаний. |
Вопросы: – Вспомните, на какие две группы делятся все химические элементы? – Посмотрим, каковы же их отличительные физические свойства соответствующих простых веществ. (Демонстрация схемы на эпипроекторе №18 из учебника Рудзитис Г.Е.-8). – Могут ли металлы и неметаллы отличаться по химическими свойствами? Открываем первую страничку схемы на доске
– Что означает взаимообратная стрелка? |
Ответ: металл или неметалл. Анализируют таблицу вместе с учителем. Ответ: металлы и неметаллы отличаются по химическим свойствам, так как они по разному относятся к воде. Металлы взаимодействуют с кислотами, а неметаллы с основаниями Запись в тетради. Металл и неметалл взаимодействуют между собой. |
24 мин. |
|
Подтвердите это экспериментом. КАРТОЧКА №1 Открываем вторую строчку схемы Оксид металла Оксид неметалла – Что нужно сделать, чтобы превратить Ca и P в оксиды? – Подтвердите уравнениями реакций. – Какие оксиды вы получили, дайте их определения. – Почему мы поставили взаимообратную стрелку между оксидами в схеме? КАРТОЧКА №2 – Закончите уравнения химических реакций: 3Mg O + P2O5 = CO2 + Ca O = |
Проводят реакцию между Fe и S.
Запись в тетради. Соединить с кислородом. Записывают уравнение самостоятельно. Кислотные и основные. Дают определения. Они взаимодействуют между собой. Самостоятельно работают в тетради по написанию уравнений. |
|||
Открываем в схеме следующую строчку: – Объясните происхождение каждой стрелки. |
Запись в тетради. Из оксида металла получаем основание, из оксида неметалла кислоту: оксиды металла взаимодействуют с кислотой, оксид неметалла взаимодействует с основанием. |
|||
Проведем соревнование. На доске написаны 2 столбика уравнений химических реакций, двое учащихся на время записывают продукты реакции и проставляют коэффициенты. |
||||
SO3 + H2 О = Na2O + H2O = Cu(OH)2 + H2SO4 = K2 O + 2HCl = |
CaO + H2O = N2 O5 + H2O = Fe (OH)3 +HCl = SO3 + Ba (OH)2 = |
2 учащихся выходят к доске и по команде начинают писать продукты реакции. |
||
Подведение итогов, выставление оценок. |
||||
Открываем последнюю строчку в
схеме
Задание: КАРТОЧКА №3 Работа на листочках: осуществить следующие превращения: (указанные в карточке). Ba (OH)2 -> BaCl2 -> Ba SO4 H2 SO4 -> K2 SO4 -> Ba SO4 Мы рассмотрели связь между различными классами неорганических соединений. – Глядя на схему, карандашом проведите стрелки: “Какие ещё связи между классами неорганических соединений вы можете предложить”. По предложенным схемам дома написать уравнения химических реакций. |
Запись в тетради. Выполняют самостоятельно. Металл -> соль, неметалл -> соль оксид металла -> кислота, оксид неметалла –>основание, оксид неметалла -> соль и др. |
|||
III. Эксперимент |
КАРТОЧКА №4 Получите гидроксид магния исходя из металлического магния. Подтвердите уравнениями химических реакций. |
Проводят эксперимент, записывают в тетрадь уравнения химических реакций |
10 мин |
|
IV. Обобщение. Итог урока. |
Обобщение темы урока: (задание на карточке №5). Подведение итогов, выставление оценок. |
Делают самостоятельно вывод. Существует ряд генетических связей между отдельными классами неорганических соединений. Это доказывает прямую и обратную связь между классами веществ. |
3 мин. |
|
V. Домашнее задание |
Повторить п-ф. 32,33. Кислоты и кислотные остатки. Доделать задание по генетической связи (в тетради). |
Записывают домашнее задание. |
2 мин. |
Индивидуальные задания у каждого учащегося.
КАРТОЧКА №1
Смешайте порошкообразное железо и серу в пробирке. Подогрейте на спиртовке. Что наблюдаете? Сделайте вывод, напишите уравнение химической реакции.
КАРТОЧКА №2
Закончите уравнение химической реакции.
MgO +P2O5 =
CO2 + CaO =
КАРТОЧКА №3
Осуществите следующие превращения:
КАРТОЧКА №4
Получите гидроксид магния исходя из металлического магния. Подтвердите уравнениями химических реакций.
КАРТОЧКА №5
Подумайте, какие основные выводы вы можете сделать по материалу сегодняшнего урока.