Тип урока – урок изучения нового материала, изучение нового материала организовано как самостоятельная работа в парах постоянного состава (вариация индивидуально-групповой познавательной деятельности).
Задачи урока – развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого проблемные ситуации; развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности; воспитывать умение работать в коллективе; формирование ценностного отношения к окружающему миру посредством реализации принципов субъектности и ценности.
Цели урока - Дать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых веществ. Познакомить с типами кристаллических решеток, их взаимосвязью с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ. Дать представление о законе постоянства состава веществ.
Оборудование и реактивы - Модели кристаллических решеток разных типов (металлов, углекислого газа, поваренной соли, алмаза и графита). Образцы жевательной резинки, пластмасс, пластилина, металлов, льда, графита и кристаллов поваренной соли.
бензойная кислота, стеклянный колокол или 3-х литровая банка, фарфоровая чашечка, горелка, образцы пластмасс и изделий из них, пластилин, жевательная резинка, смолы, воск и т. д.
Ход урока
1. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель спрашивает, какие агрегатные состояния веществ известны учащимся.
Ребята называют три состояния: твердое, жидкое и газообразное. Иногда эрудиты называют и четвертое состояние — плазму, но учитель отвечает, что это область изучения физики высоких температур. Для нас важны три агрегатных состояния, т. к. любое вещество может быть газом, жидкостью и твердым веществом. Например, хорошо всем известная при обычных условиях жидкость — вода, может быть паром или льдом. Твердый натрий легко плавится и может испаряться, то есть быть газообразным. Газ кислород при низких температурах сначала превращается в жидкость, а при еще более низких — затвердевает в синие кристаллы.
Демонстрация
Образцов жевательной резинки, образцов пластмасс, пластилина, металлов, льда, графита и кристаллов поваренной соли.
На этом уроке, продолжает учитель, мы рассмотрим твердое состояние вещества. Спрашивает, какие два вида твердых веществ различают?
Ответ: аморфное и кристаллическое.
2. Формулирование и запись на доске темы урока
В результате обсуждения с классом ответов на поставленный выше вопрос учитель формулирует и записывает на доке тему урока: “Аморфное и кристаллическое состояние вещества”
3. Актуализация знаний
Актуализация знаний, полученных при изучении предшествующих разделов курса химии, актуализация опыта учащихся организуется, как самостоятельная работа учащихся с дидактическими карточками на которых дано 12 утверждений. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают данные утверждения. Затем, в ходе совместного обсуждения утверждений, на доске фиксируются все ответы по каждому утверждению. По некоторым утверждениям нет единого мнения. Следует отметить, что учащиеся довольно свободно оперируют такими понятиями, как ионная и ковалентная связь.
Вопросы:
Тема: Аморфное и кристаллическое состояние вещества.
- Три агрегатных состояний вещества?
- Два агрегатных состояния твердых веществ?
- Аморфное состояние вещества это
- Кристаллическая решетка это
- Узлами КР называют
- Типы КР
- Какая КР в хлориде натрия и какие свойства у этого вещества?
- Какие КР у алмаза, кварца, горного хрусталя и какие свойства у этих веществ?
- Какие КР у льда, “сухого льда” и какие свойства у этих веществ?
- Какая КР у железа и какие свойства у этого вещества?
- Какие КР у нафталина, твердого кислорода, меди, графита и какие свойства у этих веществ?
- Закон постоянства состава вещества.
- Для веществ какого строения справедлив данный закон?
4. Формулирование цели и организация самостоятельной познавательной деятельности
Учитель ставит перед классом задачу: изучить текст учебника параграфа 22. Параграф делится на шесть частей, которые в свою очередь имеют два пункта: А и Б. Над каждой частью учащиеся работают по двое. Учитель сообщает о последовательности работы, характере работы на каждом этапе и форме отчетности. План работы записан на доске:
1. Чтение и организация текста
2. Докладчик – оппонент
3. Презентация.
5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. В ходе работы происходит первичное восприятие и осмысление материала
Учащиеся работают в парах над общей частью. Каждый ученик изучает и конспектирует свой вопрос, заполняя таблицу.
Таблица: “Аморфное и кристаллическое состояние вещества”
№ | Тип состояния вещества | Тип ХС | Рисунок | Свойства и примеры веществ |
1 | Аморфное | |||
2 | Ионная | |||
3 | Атомная | |||
4 | Молекулярная | |||
5 | Металлическая |
Затем они излагают по очереди друг другу свою часть статьи, по очереди выступая в роли докладчика и оппонента. В ходе совместного обсуждения своего вопроса они готовят его презентацию пред классом: иллюстрированное рисунками и схемами сообщение. Учитель направляет и корректирует работу класса.
6. Отчет о результатах работы над текстом. Обсуждение результатов
Учащиеся выступают, причем к доске выходят оба ученика, даже если рассказывает один, по каждой из четырех статей, остальные при необходимости вносят дополнения и коррективы. По ходу презентаций учащиеся на местах заполняют таблицу ( см. выше)
Учитель демонстрирует по ходу рассказа учеников модели кристаллических решеток и для веществ с молекулярной решеткой — явление возгонки или сублимации (вспомните магазинные упаковки с сублимированными пищевыми продуктами) на примере бензойной кислоты (предпочтительнее, она продается в аптеках) или нафталина. На треножник ставится подставка с дырочкой для фарфоровой чашечки. В нее насыпают немного бензойной кислоты, рядом помещают игрушечные домик и скамейку, веточки растений. Все это сверху накрывается стеклянным колоколом. Чашечку с бензойной кислотой снизу подогревают: под колоколом начинается “метель, буран”. Через некоторое время после прекращения нагревания все предметы под колоколом оказываются покрытыми красивым искристым инеем. Произошла возгонка — бензойная кислота из твердого перешла в газообразное состояние, минуя жидкую фазу, а затем снова выкристаллизовалась в виде инея.
Учитель направляет работу класса и по окончании выступления по статье предлагает вернуться к утверждениям, предложенным в начале урока. В результате совместного обсуждения всех выдвинутых гипотез, подтверждаются только те, которые обоснованы с помощью знаний, полученных в результате работы над текстом.
7. Подведение итогов. Рефлексия
Литература:
- Химия – 8, О. С. Габриелян
- Изучаем химию в 8 классе, О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов