Технологические карты уроков химии по теме: "Предельные углеводороды"

Разделы: Химия


Тема № 2. Предельные углеводороды.

Урок № 1. Строение алканов

Основные цели:

  • формирование основополагающих понятий о видах химической связи в органических веществах, электронном строении и геометрии молекул алканов, явлении гомологии;
  • выработка умений составлять молекулярные, структурные и электронные формулы алканов, отличать их от представителей других гомологических рядов; навыков работы с набором шаростержневых моделей молекул.

Оборудование: наборы шаростержневых моделей, рис. 20.2, рис. 32.4, рис. 32.5.

ХОД УРОКА

Основное содержание

Формы обучения

Методы и методические приемы

Средства обучения

I. Актуализация опорных знаний.
  • Предельные (насыщенные) углеводороды.
  • Явление гомологии, гомологическая разность.
  • Химическая связь в органических соединениях.

Общеклассные (фронтальные)

Методы стимулирования и мотивации учения.
Перцептивные методы (словесные, наглядные)
Рис. 32.1;


Рис. 32.2.
II. Изучение нового материала.
  • Гомологический ряд алканов.
  • Электронное строение алканов:
    • тип гибридизации;
    • геометрия молекул.

Общеклассные

Перцептивные

Рис. 32.4;
Рис. 32.5;
Рис. 20.2;
Рис. 33.1.
III. Закрепление знаний, умений, навыков.

Составление шаростержневых моделей молекул и электронно-пространственных формул гомологов метана.

Индивидуальные

Практические методы (моделирование)

Наборы шаростержневых моделей молекул

Самоанализ урока.
Информация о домашнем задании: § 33.1, стр. 31-33; повторить § 20.4; § 20.10 (понятие радикал).

Урок № 2. Изомерия и номенклатура алканов

Основная цель: формирование знаний учащихся о видах изомерии на примере углеводородов гомологического ряда алканов, умений определять названия веществ по структурным формулам, навыков составления формул (молекулярных, структурных) алканов.

Оборудование:

  • Наборы шаростержневых моделей молекул,
  • Табл. 33.1, рис. 33.2.
  • Форзац учебника « Химия-11 класс» .
  • Учебное пособие для учащихся «Проверь свои знания по органической химии» В. М. Потапов, И. Н. Чертков.

ХОД УРОКА

Основное содержание

Формы обучения

Методы и методические приемы

Средства обучения

I. Актуализация опорных знаний.
  • Гомологический ряд алканов.
  • Изомеры.
  • Радикал.

Общеклассные (фронтальные)

Методы стимулирования и мотивации учения.
Перцептивные методы (словесные, наглядные)

 
II. Изучение нового материала.
  • Конформеры.
  • Виды изомерии алканов.
  • Номенклатура.

Общеклассные

Перцептивные методы (словесные, наглядные), гностические (практические) методы.
Прием алгоритмизации учебной деятельности.
Наборы шаростержневых моделей молекул.
Табл. 33.1.
Форзац учебника « Химия-11 класс»
III. Закрепление знаний, умений и навыков.

Упражнения в нахождении и составлении формул изомеров, номенклатура алканов.

Индивидуальные, парные

Практические методы: самостоятельная работа с пособием.
Приемы самоконтроля и рефлексии.
Пособие В.М.Потапова, И.Н.Черткова « Проверь свои знания по органической химии»

Самоанализ урока.
Информация о домашнем задании: § 33.1, повторить § 20.10, § 32.6.

Лекция № 3. Физические и химические свойства алканов

Основные цели:

  • формирование знаний учащихся о физических и химических свойствах алканов, умений составлять уравнения химических реакций;
  • закрепление навыка составления формул алканов, пользования систематической номенклатурой, определения типов химических реакций и их механизма.

Оборудование: табл. 33.2, таблица 20.2, химический стакан.

Вещества: коллекция галогенпроизводных алканов, парафиновая свеча, раствор известковой воды.

ХОД ЛЕКЦИИ

Основное содержание

Формы обучения

Методы и методические приемы

Средства обучения

I. Актуализация опорных знаний.
  • Положения структурной теории А.М.Бутлерова.
  • Парафины.

Фронтальные

Методы мотивации учения

 
II. Изучение нового материала.
  • Физические свойства алканов.
  • Химические свойства и применение алканов:
    • окисление;
    • термическое разложение:
      • дегидрирование,
      • крекинг;
    • гидратация;
    • галогенирование;
    • нитрование;
    • изомеризация.
  • Октановое число.

Фронтальные

Лекция с элементами демонстрации

Табл. 33.2
Демонстрационный опыт определения продуктов сгорания парафина
Коллекция галогенпроизводных алканов.
Табл. 20.2

Самоанализ лекции.
Информация о домашнем задании: § 33.2, § 33.3

Урок № 4. Циклоалканы. Получение алканов и циклоалканов

Основные цели:

  • формирование целостных представлений о строении, свойствах и получении предельных углеводородов, умений на основании строения прогнозировать свойства веществ и способы их получения;
  • закрепление на примере циклоалканов навыка составления уравнений химических реакций органических веществ.

Оборудование:

  • «Задания по химии для самостоятельной работы учащихся.» Р. П. Суровцева, С. Н. Савицкий, Р. Г. Иванова (пособие 1);
  • «Тематический контроль по химии. Комплект тестов для старшей ступени среднего, общего и профессионального образования.» Туликин Е. И. (пособие 2).

ХОД УРОКА

Основное содержание

Формы обучения

Методы и методические приемы

Средства обучения

I. Актуализация опорных знаний.
  • Предельные углеводороды.
  • Сигма-связь.
  • Гомологи.
  • Химические свойства алканов.

Индивидуальные

Практические методы (проверочная работа)

Пособие 2.
Тема 2. Алканы.
Тесты № 1-15.
II. Изучение нового материала.
  • Циклоалканы:
    • особенности строения;
    • номенклатура;
    • физические свойства;
    • химические свойства:
      • окисление,
      • гидрирование,
      • галогенирование.
  • Получение алканов:
    • гидрированием алкенов;
    • реакцией Вюрца;
    • реакцией Дюма;
    • реакцией Кольбе;
    • с использованием реактива Гриньяра.
  • Получение циклоалканов из дигалогеналканов (реакция Густавсона).

Общеклассные

Перцептивные

Кодоскоп
III. Закрепление знаний, умений и навыков.

Групповые

Инструктаж. Практические методы (самостоятельная работа с пособием).
Приемы самоконтроля и рефлексии.
Пособие 1
Тема «Предельные углеводороды» (три уровня сложности)

Самоанализ урока.
Информация о домашнем задании: § 33.4, § 33.5.

Используемая литература

  1. Дидактический материал по химии для 10-11 классов. Пособие для учителя. А.М.Радецкий, В.П.Горшкова, Л.Н.Кругликова. Москва, «Просвещение» , 1996 г.
  2. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. Р.П.Суровцева, С.Н.Савицкий, Р.Г.Иванова. Москва, «Просвещение», 1981 г.
  3. Проверь свои знания по органической химии. В.М.Потапов, И.Н.Чертков, Москва, «Просвещение», 1986 г.
  4. Тематический контроль по химии. Комплект тестов для старшей ступени среднего, общего и профессионального образования. Е.И.Тупикин, Москва, «Интеллект-центр», 1998 г.
  5. Тесты. Химия 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей, Н.И.Останний, А.О.Татур, Москва, « Дрофа», 1998 г.
  6. Учебник « Химия-9 класс» Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, В.В.Сорокин, Москва, «Дрофа», 1997 г.
  7. Учебник « Химия-11 класс» Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, Г.Г.Лысова, Москва, «Дрофа», 1999 г.
  8. Химия. Методическое пособие. 10-11 класс. Р. П. Суровцева, Л. С. Гузей, Г. Г. Лысова, Москва « Дрофа» 2000 г.
  9. «Я иду на урок химии». Книга для учителя. Библиотека «Первого сентября» под редакцией О.Г.Блохиной. 1999 г.