Тема № 2. Предельные углеводороды.
Урок № 1. Строение алканов
Основные цели:
- формирование основополагающих понятий о видах химической связи в органических веществах, электронном строении и геометрии молекул алканов, явлении гомологии;
- выработка умений составлять молекулярные, структурные и электронные формулы алканов, отличать их от представителей других гомологических рядов; навыков работы с набором шаростержневых моделей молекул.
Оборудование: наборы шаростержневых моделей, рис. 20.2, рис. 32.4, рис. 32.5.
ХОД УРОКА
Основное содержание |
Формы обучения |
Методы и методические приемы |
Средства обучения |
I. Актуализация опорных знаний.
|
Общеклассные (фронтальные) |
Методы стимулирования и мотивации
учения. Перцептивные методы (словесные, наглядные) |
Рис. 32.1; Рис. 32.2. |
II. Изучение нового материала.
|
Общеклассные |
Перцептивные | Рис. 32.4; Рис. 32.5; Рис. 20.2; Рис. 33.1. |
III. Закрепление знаний, умений,
навыков. Составление шаростержневых моделей молекул и электронно-пространственных формул гомологов метана. |
Индивидуальные |
Практические методы (моделирование) |
Наборы шаростержневых моделей молекул |
Самоанализ урока.
Информация о домашнем задании: § 33.1, стр. 31-33;
повторить § 20.4; § 20.10 (понятие радикал).
Урок № 2. Изомерия и номенклатура алканов
Основная цель: формирование знаний учащихся о видах изомерии на примере углеводородов гомологического ряда алканов, умений определять названия веществ по структурным формулам, навыков составления формул (молекулярных, структурных) алканов.
Оборудование:
- Наборы шаростержневых моделей молекул,
- Табл. 33.1, рис. 33.2.
- Форзац учебника « Химия-11 класс» .
- Учебное пособие для учащихся «Проверь свои знания по органической химии» В. М. Потапов, И. Н. Чертков.
ХОД УРОКА
Основное содержание |
Формы обучения |
Методы и методические приемы |
Средства обучения |
I. Актуализация опорных знаний.
|
Общеклассные (фронтальные) |
Методы стимулирования и
мотивации учения. |
|
II. Изучение нового материала.
|
Общеклассные |
Перцептивные методы (словесные,
наглядные), гностические (практические) методы. Прием алгоритмизации учебной деятельности. |
Наборы шаростержневых моделей молекул. Табл. 33.1. Форзац учебника « Химия-11 класс» |
III. Закрепление знаний, умений и
навыков. Упражнения в нахождении и составлении формул изомеров, номенклатура алканов. |
Индивидуальные, парные |
Практические методы: самостоятельная
работа с пособием. Приемы самоконтроля и рефлексии. |
Пособие В.М.Потапова, И.Н.Черткова « Проверь свои знания по органической химии» |
Самоанализ урока.
Информация о домашнем задании: § 33.1, повторить §
20.10, § 32.6.
Лекция № 3. Физические и химические свойства алканов
Основные цели:
- формирование знаний учащихся о физических и химических свойствах алканов, умений составлять уравнения химических реакций;
- закрепление навыка составления формул алканов, пользования систематической номенклатурой, определения типов химических реакций и их механизма.
Оборудование: табл. 33.2, таблица 20.2, химический стакан.
Вещества: коллекция галогенпроизводных алканов, парафиновая свеча, раствор известковой воды.
ХОД ЛЕКЦИИ
Основное содержание |
Формы обучения |
Методы и методические приемы |
Средства обучения |
I. Актуализация опорных знаний.
|
Фронтальные |
Методы мотивации учения |
|
II. Изучение нового материала.
|
Фронтальные |
Лекция с элементами демонстрации |
Табл. 33.2 |
Самоанализ лекции.
Информация о домашнем задании: § 33.2, § 33.3
Урок № 4. Циклоалканы. Получение алканов и циклоалканов
Основные цели:
- формирование целостных представлений о строении, свойствах и получении предельных углеводородов, умений на основании строения прогнозировать свойства веществ и способы их получения;
- закрепление на примере циклоалканов навыка составления уравнений химических реакций органических веществ.
Оборудование:
- «Задания по химии для самостоятельной работы учащихся.» Р. П. Суровцева, С. Н. Савицкий, Р. Г. Иванова (пособие 1);
- «Тематический контроль по химии. Комплект тестов для старшей ступени среднего, общего и профессионального образования.» Туликин Е. И. (пособие 2).
ХОД УРОКА
Основное содержание |
Формы обучения |
Методы и методические приемы |
Средства обучения |
I. Актуализация опорных знаний.
|
Индивидуальные |
Практические методы (проверочная работа) |
Пособие 2. Тема 2. Алканы. Тесты № 1-15. |
II. Изучение нового материала.
|
Общеклассные |
Перцептивные |
Кодоскоп |
III. Закрепление знаний, умений и навыков. | Групповые |
Инструктаж. Практические методы
(самостоятельная работа с пособием). Приемы самоконтроля и рефлексии. |
Пособие 1 Тема «Предельные углеводороды» (три уровня сложности) |
Самоанализ урока.
Информация о домашнем задании: § 33.4, § 33.5.
Используемая литература
- Дидактический материал по химии для 10-11 классов. Пособие для учителя. А.М.Радецкий, В.П.Горшкова, Л.Н.Кругликова. Москва, «Просвещение» , 1996 г.
- Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. Р.П.Суровцева, С.Н.Савицкий, Р.Г.Иванова. Москва, «Просвещение», 1981 г.
- Проверь свои знания по органической химии. В.М.Потапов, И.Н.Чертков, Москва, «Просвещение», 1986 г.
- Тематический контроль по химии. Комплект тестов для старшей ступени среднего, общего и профессионального образования. Е.И.Тупикин, Москва, «Интеллект-центр», 1998 г.
- Тесты. Химия 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей, Н.И.Останний, А.О.Татур, Москва, « Дрофа», 1998 г.
- Учебник « Химия-9 класс» Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, В.В.Сорокин, Москва, «Дрофа», 1997 г.
- Учебник « Химия-11 класс» Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, Г.Г.Лысова, Москва, «Дрофа», 1999 г.
- Химия. Методическое пособие. 10-11 класс. Р. П. Суровцева, Л. С. Гузей, Г. Г. Лысова, Москва « Дрофа» 2000 г.
- «Я иду на урок химии». Книга для учителя. Библиотека «Первого сентября» под редакцией О.Г.Блохиной. 1999 г.