Цели урока:
- Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по теме ПЗ И ПСХЭ Д.И.Менделеева с использованием элементов игры и занимательности;
- выявить пробелы в знаниях по данной теме;
- подготовиться к контрольной работе по теме ПЗ И ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- изучение научного наследия великого русского ученого.
- Развивающие:
- формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативнуюй, личностную;
- формировать экологически целесообразное поведение в быту и будущей трудовой деятельности;
- развивать умения и навыки самостоятельного учебного труда с информационными источниками, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией;
- развивать чувство патриотизма и гражданского долга перед Отечеством, активизация интереса учащихся к истории России.
- Воспитательные:
- воспитывать толерантность к чужому мнению, способность работать в коллективе;
- формировать адекватную самооценку учащихся;
- воспитывать потребность в знаниях, повышении познавательных интересов, прививать интерес к химии.
Класс украшен плакатами с мудрыми мыслями Дмитрия Ивановича Менделеева:
- Главный секрет жизни, вот какой: один человек – нуль, вместе только люди!
- Жить – это значит узнавать! Жить – это значит мечтать широко и привольно! Жить – это значит творить, трудясь без устали, с неисчерпаемым вдохновением.
- Ну, какой же я гений? Трудился. Трудился всю жизнь. Искал, ну и нашел.
- Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает.
- Посев научный взойдет для жатвы народной.
- Топить нефтью, все равно, что бросать в печь – ассигнации! Не позволяйте расхищать естественные богатства России! В этом наш главный долг.
- В завещании своим детям он написал следующее: “Трудитесь, трудясь, вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда – попробуйте еще раз!”
Предварительная подготовка:
- В начале изучения темы были предложены 22 теоретических вопроса, вывешенных на стенде в кабинете для подготовки к устному зачету по теме (Приложение №1)
- Для участия в конкурсе “За страницами учебника” каждая команда должна найти информацию по теме, которой нет в учебнике, отчет представить в виде электронной презентации Power Point.
ХОД УРОКА
1. Вступление.
– Сегодня у нас не обычный урок, а урок-соревнование по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”, в ходе которого мы будем готовиться к контрольной работе по этой теме и выявлять слабые места в знаниях, чтобы затем перед контрольной вы еще раз повторили и проработали материал. Вы сможете сегодня поработать индивидуально (за это получить личные баллы) и в группах – всей командой. Оценивать вашу работу будут присутствующие на уроке гости: ваши родители, ваш классный руководитель и заместитель директора, курирующий 9-е классы. Класс разделен на 3 равные по количеству участников и по имеющимся знаниям команды Электрон, Протон и Нейтрон.
1 конкурс: Лабиринт “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.”
А.С.Пушкин.
Найти всей командой как можно быстрее наиболее короткий путь от старта до финиша в лабиринте (Приложение № 2). Победившей команде – 5 баллов. Проверить, для этого написать ответ до урока на скрытой части доски.
2 конкурс: За страницами учебника
Посев научный взойдет для жатвы народной.
Д.И.Менделеев.
Отчет команд о проделанной работе, показ презентаций. (5 баллов)
3 конкурс: Характеристика химического элемента
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
По одному желающему представителю от каждой
команды на доске составить характеристики на
химический элемент: 1 команда – металл, 2 команда
– неметалл, 3 команда – амфотерный элемент. (Приложение № 3
План характеристики химического элемента)
Правильный ответ – 5 баллов.
4 конкурс: Тест ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева
Весь мир большой: жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Все остальные в это время выполняют тесты,
обязательно указать название команды! (Приложение № 4).
Пока проверяются характеристики элементов на
доске, Жюри проверяет по выданным ответам тесты и
складывает полученные оценки у команд,
количество баллов по количеству оценок.
5 конкурс: Эстафета “Кто больше знает ?”
Главный секрет жизни, вот какой: один человек – нуль, вместе только люди!
Д.И.Менделеев
По очереди все члены команды отвечают на 22 теоретических вопроса (Приложение № 1). Жюри оценивает полноту, правильность ответов. Верный ответ – 1 балл. Так как в командах равное количество детей, то команды могут заработать одинаковое количество баллов. За отказ ученика отвечать на доставшийся ему вопрос с команды снимается 1 балл.
6 конкурс: “Кто быстрее?”
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст,
Таблицу Менделеева
Учите наизусть.
За 1 минуту на передаваемом друг другу листе
бумаги участники команд должны записать как
можно больше названий химических элементов,
составленных из слова ПРОТАКТИНИЙ.
Каждый названный элемент – 1 балл.
2. Подведение итогов, выставление оценок.
– Многие видные деятели науки, искусства,
общественные деятели, поддерживают идею об
объявлении 2009 года – Национальным годом
Д.И.Менделеева в Российской Федерации. Так как
самое выдающееся открытие в истории химии –
открытие периодического закона и создание
периодической системы химических элементов –
было сделано нашим гениальным соотечественником
Д.И.Менделеевым.
Воодушевляемый любовью к Родине, всеми силами
своего необыкновенного таланта, Дмитрий
Иванович стремился приумножить благосостояние и
авторитет России. Мы (как потомки) горды и
счастливы тем, что можем пользоваться плодами
его величайшего открытия.
Заканчивается урок словами Д.И.Менделеева, которые он написал в завещании к свои детям: “Трудитесь, трудясь, вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда – попробуйте еще раз!”