Урок-соревнование в 9-м классе по теме: "Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать знания по теме ПЗ И ПСХЭ Д.И.Менделеева с использованием элементов игры и занимательности;
    • выявить пробелы в знаниях по данной теме;
    • подготовиться к контрольной работе по теме ПЗ И ПСХЭ Д.И.Менделеева;
    • изучение научного наследия великого русского ученого.
  • Развивающие:
    • формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативнуюй, личностную;
    • формировать экологически целесообразное поведение в быту и будущей трудовой деятельности;
    • развивать умения и навыки самостоятельного учебного труда с информационными источниками, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией;
    • развивать чувство патриотизма и гражданского долга перед Отечеством, активизация интереса учащихся к истории России.
  • Воспитательные:
    • воспитывать толерантность к чужому мнению, способность работать в коллективе;
    • формировать адекватную самооценку учащихся;
    • воспитывать потребность в знаниях, повышении познавательных интересов, прививать интерес к химии.

Класс украшен плакатами с мудрыми мыслями Дмитрия Ивановича Менделеева:

  • Главный секрет жизни, вот какой: один человек – нуль, вместе только люди!
  • Жить – это значит узнавать! Жить – это значит мечтать широко и привольно! Жить – это значит творить, трудясь без устали, с неисчерпаемым вдохновением.
  • Ну, какой же я гений? Трудился. Трудился всю жизнь. Искал, ну и нашел.
  • Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает.
  • Посев научный взойдет для жатвы народной.
  • Топить нефтью, все равно, что бросать в печь – ассигнации! Не позволяйте расхищать естественные богатства России! В этом наш главный долг.
  • В завещании своим детям он написал следующее: “Трудитесь, трудясь, вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда – попробуйте еще раз!”

Предварительная подготовка:

  1. В начале изучения темы были предложены 22 теоретических вопроса, вывешенных на стенде в кабинете для подготовки к устному зачету по теме (Приложение №1)
  2. Для участия в конкурсе “За страницами учебника” каждая команда должна найти информацию по теме, которой нет в учебнике, отчет представить в виде электронной презентации Power Point.

ХОД УРОКА

1. Вступление.

– Сегодня у нас не обычный урок, а урок-соревнование по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”, в ходе которого мы будем готовиться к контрольной работе по этой теме и выявлять слабые места в знаниях, чтобы затем перед контрольной вы еще раз повторили и проработали материал. Вы сможете сегодня поработать индивидуально (за это получить личные баллы) и в группах – всей командой. Оценивать вашу работу будут присутствующие на уроке гости: ваши родители, ваш классный руководитель и заместитель директора, курирующий 9-е классы. Класс разделен на 3 равные по количеству участников и по имеющимся знаниям команды Электрон, Протон и Нейтрон.

1 конкурс: Лабиринт “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.”

А.С.Пушкин.

Найти всей командой как можно быстрее наиболее короткий путь от старта до финиша в лабиринте (Приложение № 2). Победившей команде – 5 баллов. Проверить, для этого написать ответ до урока на скрытой части доски.

2 конкурс: За страницами учебника

Посев научный взойдет для жатвы народной.

Д.И.Менделеев.

Отчет команд о проделанной работе, показ презентаций. (5 баллов)

3 конкурс: Характеристика химического элемента

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.

По одному желающему представителю от каждой команды на доске составить характеристики на химический элемент: 1 команда – металл, 2 команда – неметалл, 3 команда – амфотерный элемент. (Приложение № 3 План характеристики химического элемента)
Правильный ответ – 5 баллов.

4 конкурс: Тест ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева

Весь мир большой: жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.

Все остальные в это время выполняют тесты, обязательно указать название команды! (Приложение № 4).
Пока проверяются характеристики элементов на доске, Жюри проверяет по выданным ответам тесты и складывает полученные оценки у команд, количество баллов по количеству оценок.

5 конкурс: Эстафета “Кто больше знает ?”

Главный секрет жизни, вот какой: один человек – нуль, вместе только люди!

Д.И.Менделеев

По очереди все члены команды отвечают на 22 теоретических вопроса (Приложение № 1). Жюри оценивает полноту, правильность ответов. Верный ответ – 1 балл. Так как в командах равное количество детей, то команды могут заработать одинаковое количество баллов. За отказ ученика отвечать на доставшийся ему вопрос с команды снимается 1 балл.

6 конкурс: “Кто быстрее?”

Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст,
Таблицу Менделеева
Учите наизусть.

За 1 минуту на передаваемом друг другу листе бумаги участники команд должны записать как можно больше названий химических элементов, составленных из слова ПРОТАКТИНИЙ.
Каждый названный элемент – 1 балл.

2. Подведение итогов, выставление оценок.

– Многие видные деятели науки, искусства, общественные деятели, поддерживают идею об объявлении 2009 года – Национальным годом Д.И.Менделеева в Российской Федерации. Так как самое выдающееся открытие в истории химии – открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов – было сделано нашим гениальным соотечественником Д.И.Менделеевым.
Воодушевляемый любовью к Родине, всеми силами своего необыкновенного таланта, Дмитрий Иванович стремился приумножить благосостояние и авторитет России. Мы (как потомки) горды и счастливы тем, что можем пользоваться плодами его величайшего открытия.

Заканчивается урок словами Д.И.Менделеева, которые он написал в завещании к свои детям: “Трудитесь, трудясь, вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда – попробуйте еще раз!”