Методическая разработка урока по теме: "Мы в мире химии. Пища, которую мы едим". Форма проведения – устный журнал

Разделы: Химия


Моему любимому педагогу Михайловой Зинаиде Михайловне посвящается...

Об уроке

Предлагаемый урок – один из методических приёмов реализации прикладной направленности преподавания химии и развития социализации личности школьника.

Проблема питания - очень актуальна в жизни каждого человека, поэтому учащиеся с интересом воспринимают содержание доклада “Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу” и проводят анализ этикеток знакомых продуктов. В настоящее время наш рынок заполнен множеством продуктов, которые вредны для здоровья. И одной из причин ухудшения здоровья школьников является неправильное питание, употребление веществ, которых нет в природе - химикатов, к ним относятся многие пищевые добавки. Реализация задач урока по теме: “Пища, которую мы едим” способствует формированию у школьников мотивации на здоровый образ жизни, решая тем самым некоторые задачи здоровьесберегающей технологии, а учитель химии вносит свой вклад в развитие валеологической культуры школьника.

Подготовка к уроку развивает у учащихся общеучебные умения и навыки: учащиеся учатся извлекать информацию прикладного характера из различных источников, перерабатывать её, выделять главное и применять знания в повседневной жизни. Как известно, основная задача прикладной химии: изучать вещества, чтобы их правильно применять, а данный урок направлен на реализацию этой задачи по вопросам рационального питания.

Устный журнал – интересная форма проведения учебных занятий. Она позволяет ненавязчиво, в занимательной форме решать важнейшие задачи обучения и воспитания на современном этапе, способствует развитию социализации личности школьника и даёт возможность развивать их творческие способности. Урок проходит живо, интересно и не вызывает утомления учащихся. С методикой устного журнала меня познакомила мой преподаватель педагогики Михайлова З.М, я ей очень благодарна, так как применяю устный журнал до сих пор, хотя прошёл уже не один десяток лет.

Применение презентации оживляет урок, делает его более интересным и современным.

Устный журнал по теме: “Пища, которую мы едим” можно провести в рамках элективного курса, в 11кл. по программе Л.С.Габриеляна по теме: “Химия в нашей жизни”; по программе Н.Кузнецовой по теме: “Химия пищи”, по программе Л.С.Гузея в 9 кл. можно использовать презентацию (слайды 11-18) по теме “Нитраты”; а так же во внеклассной работе: в рамках недели химии или можно провести классный час на эту актуальную тему.

Через две недели после проведения урока было проведено анкетирование. Учащимся были предложено ответить на ряд вопросов, среди которых: “Был ли данный урок интересен для тебя? Считаешь ли ты, что материал урока был полезным для тебя?” - все учащиеся ответили утвердительно.

На вопросы: “Где ты сможешь применять полученную информацию? Обсуждал ли ты информацию, полученную на уроке, со своими близкими: одноклассниками, родителями, родственниками?” - учащиеся ответили, что содержание урока заинтересовало их, учащиеся обсуждали информацию с родителями, и взяли под контроль покупки. На вопрос “Хранишь ли ты табличку “Пищевые добавки” или она уже потерялась?” были ответы: – “табличку прикрепил к холодильнику, ношу с собой в кошельке, взял под контроль питание младших сестер” и др. 100% учащихся изъявили желание проводить подобные уроки в дальнейшем. Всё это говорит о том, что урок не прошёл впустую.

Тема: “Пища, которую мы едим”

Цель: убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, формировать умения заботиться о своём питании.

Задачи урока:

  • расширить знания учащихся по проблеме питания;
  • изучить классификацию пищевых добавок, раскрыть их значение и обсудить возможные нежелательные последствия их применения;
  • привлечь внимание учащихся к составу продуктов, которые мы покупаем в магазине, вызвать желание учащихся контролировать потребление нежелательных и вредных пищевых добавок с целью сохранения своего здоровья;
  • развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты обучения. В ходе занятия учащиеся будут знать:

  • определение понятий: пищевые добавки, ароматизаторы, консерванты, пеногасители, стабилизаторы, синтетическая пища;
  • о нежелательных последствиях применения некоторых пищевых добавок;
  • о сущности процессов, происходящих при варке овощей;
  • о содержании нитратов в овощах и о способах их уменьшения при варке.

Учащиеся будут уметь:

  • используя таблицу, расшифровывать коды некоторых пищевых добавок;
  • уменьшать содержание нитратов при использовании овощей.

Форма проведения занятия: устный журнал.

Подготовка устного журнала.

1. Распределение ролей (редакционная коллегия):

  • ведущие устного журнала;
  • главный редактор;
  • художественный редактор;
  • редактор отдела писем;
  • редактор отдела ЗОЖ (здорового образа жизни);
  • консультант;
  • зав. компьютерным отделом.

Главный редактор – готовит доклад на тему: “Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу”.

Художественный редактор – готовит оформление устного журнала, выставку или альбом этикеток от готовых продуктов.

Редактор отдела писем – составляет письма с вопросами читателей журнала. Это могут быть вырезки из газет и журналов по вопросам правильного питания.

Редактор отдела ЗОЖ (здорового образа жизни) – готовит материал по вопросам сохранения здоровья, рекомендации приготовления пищи или употребления полезных продуктов.

Консультант - разрабатывает и проводит викторину или кроссворд на тему: “Пища, которую мы едим”.

Заведующий компьютерным отделом – готовит презентацию и в подарок каждому участнику таблички “Пищевые добавки”.

2. Задания учащимся:

  • Используя различные источники информации, собрать материал о продуктах питания, пищевых добавках, проблеме создания синтетической пищи, проблеме нитратов, содержащихся в овощах и др.
  • Принести этикетки кондитерских изделий, майонеза, маргарина, соусов, консервов и др.

Материалы и оборудование к уроку:

  • этикетки различных продуктов,
  • лупы (которые пригодятся для чтения некоторых этикеток, так как производители используют часто очень мелкий шрифт);
  • выставка продуктов питания, овощей;
  • проектор, презентация;
  • призы для победителей викторины;
  • оформление доски (название журнала и страниц написаны на листах бумаги и прикрепляются магнитами на доску, можно подготовить картинки, этикетки с упаковок пищевых продуктов).

Структура устного журнала.

Ведущий 2. Внимание! Внимание!

Ведущий 1. Открываем наш устный журнал “Мы в мире химии”.

Сегодня мы работаем под девизом: “Химики это те, кто действительно понимает мир!”

Ведущий 2. Представляем вам редколлегию нашего журнала:

Главный редактор – кандидат химических наук, доцент, создатель и главное лицо нашего журнала …. (ведущие представляют членов редколлегии по имени-отчеству)

Ведущий 1. Художественный редактор – ФИО. Следует отметить, что перед вами талантливый молодой художник, он успешно сотрудничает со многими научными издательствами. Специально для нашего журнала он нарисовал картину и подготовил тематическую выставку.

Ведущий 2. Редактор отдела писем – ФИО, ответит на ваши письма.

Ведущий 1. Редактор отдела ЗОЖ научит вас заботиться о себе, он расскажет, как правильно мыть овощи и фрукты, как правильно очистить их, чтобы не травить себя химикатами.

Ведущий 2. Заведующий компьютерным отделом – ФИО, подготовил для вас в подарок таблички “Пищевые добавки”, мы уверены, что они будут вам необходимы.

Ведущий 1. Наш журнал состоит из четырёх страниц. На первой странице мы расскажем вам о том, что нужно знать о продуктах питания. В действительности “проблема питания” - это обширная и очень важная тема, как для человечества в целом, так и каждого отдельного человека. Сегодня мы поговорим, уважаемые слушатели, о пищевых добавках и некоторых продуктах питания и дадим вам несколько полезных советов, которые, я надеюсь, вам пригодятся.

Ведущий 2. На второй странице нашего журнала мы проведём практическое занятие по расшифровке кодов пищевых добавок, поговорим о нежелательном воздействии пищевых добавок на организм.

Ведущий 1. Третья страница нашего журнала называется “Вы нам писали”. В нашу редакцию приходит много писем, и мы постараемся ответить на некоторые из них.

Ведущий 2. Четвёртая страница – занимательная.

Мы составили для вас кроссворд и обещаем, что тот, кто первым его разгадает, получит приз!

Ведущие говорят вместе: “Открывает первую страницу!”

Ведущий 1. Слово для доклада предоставляется главному редактору нашего журнала (ФИО).

Тема выступления:

“Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу”

( В.М.Назаренко, “Химия в школе”, №5-1997)

Выступает главный редактор. “Человек - существо странное. Сначала он, вопреки здравому смыслу, разрушает собственное здоровье, а затем, прилагая неимоверные усилия, стремится его поправить. Понять это очень трудно. Посудите сами. Человек сознательно пренебрегает условиями, предоставленными ему природой для здорового образа жизни: он заточает себя в “каменный мешок”, служащий ему жильём, окружает вещами, употребляет продукты питания, по большей части не просто вредные, но и опасные для здоровья. Люди создали мощную индустрию, которая призвана сохранять продукты питания, перерабатывать и значительно видоизменять всё то, что человек вырастил сам или взял у природы. А именно: консервировать, рафинировать, вялить, сушить, стерилизовать, разрыхлять, превращать в желе и студни, ароматизировать, коптить, жарить, замораживать, подкрашивать, насыщать углекислым газом, смешивать в самых невероятных сочетаниях, каких никогда не встретишь в естественных условиях.

Создается впечатление, что человек патологически ненавидит не только всех, кто его окружает, но и самого себя, поскольку одержим произвести как можно больше несъедобных продуктов и накормить ими весь мир, а взамен получить деньги и …болезни.

В последние годы нашу страну захлестнула волна импорта продуктов питания. Основными поставщиками продовольственных товаров стали Голландия, Дания, Германия, США, Франция, Израиль. Известно, однако, что в каждой экономически развитой стране, существуют три категории продуктов питания:

  • для внутреннего рынка,
  • для экспорта в другие развитые страны,
  • для экспорта в страны “третьего мира” и, к сожалению, в Россию.

Товары с опасными добавками очень дешевы в странах производителях и не предназначены для продажи на внутреннем рынке.

Вот почему в наших магазинах часто можно увидеть продукцию, которая не отвечает международным стандартам качества: она изготовлена из второсортного сырья, содержит патогенную микрофлору, личинки, токсины, а так же специфические наполнители и всевозможные добавки, вредные для здоровья человека. Кроме того, поставщиков не всегда заботят сроки хранения этих продуктов. Наши производители так же научились насыщать продукты всевозможными добавками. Предполагается, что покупатель сам решает, приобретать ему данный продукт или нет.

Как же в такой ситуации обезопасить себя?

Что нужно знать каждому, кто идёт в магазины за продуктами? Как следует мыть фрукты и овощи, поступившие к нам из-за рубежа? Каким продуктам питания следует отдавать предпочтение, а о каких следует забыть навсегда?

Информация первая. Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке кондитерских изделий, напитков, маргарина и другой продукции (смотрите там, где написан состав продукта). Обратите внимание на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок.

Добавки классифицируют согласно Европейской цифровой системе (Е).

При ООН и Всемирной организации здравоохранения существует комитет по пищевым добавкам. Туда поступают документы о побочных эффектах пищевых добавок. При необходимости их могут запретить. Известны коды некоторых пищевых добавок, они внесены в таблицу 1, которая перед вами. (Работа с таблицей, см. приложение 1)”.

Недавно английские учёные из Исследовательского центра по изучению астмы и аллергии пришли к выводу, что некоторые красители и пищевые добавки могут негативно влиять на настроение и поведение детей. Трёхлетним ребятишкам две недели давали фруктовый сок, в котором было растворено 20 мг различных красителей и 40 мг консерванта Е 211 (бензоат натрия). В следующие две недели дети получали сок без этих добавок. При кормлении “химией” дети хуже концентрировали внимание, были склонны к вспышкам гнева, с трудом засыпали. Многие из “гиперактивных” добавок не только влияют на психику, но вызывают аллергические реакции. По данным тех же учёных, почти все газировки содержат бензоат натрия (Е 211). Красители используются в 78% детских десертов, 93% конфет, 24% детских сыров, 32% чипсов.

Редакция нашего журнала исследовала состав некоторых пищевых продуктов по их этикеткам, и установила, что некоторые из них опасны для здоровья, например:

Задумайтесь, нужны ли вам эти продукты, а может быть, следует заменить их на безвредные?

Ведущие: “Открываем вторую страницу!”.

 

Практическое занятие. Тема: “Пищевые добавки”

Цель: научиться расшифровывать коды пищевых добавок (с индексом Е).

Задачи: провести расшифровку кодов предложенных вам этикеток пищевых продуктов и сделать вывод о целесообразности применения данного продукта, учитывая сведения о их влиянии на организм.

Ведущий 2. Мы предлагаем вам, используя таблицу 1, провести расшифровку кодов предложенных вам этикеток пищевых продуктов. [Далее: учащиеся расшифровывают коды пищевых добавок и делают вывод о целесообразности их применения. Работу можно оформить в виде таблицы (см. приложение, табл.4). Ведущие заслушивают выводы о результатах исследований учащихся].

Ведущий 1. Мы надеемся, что теперь вы будете внимательны при покупке продуктов, и всегда сможете использовать табличку, которую мы дарим вам. Проанализируйте дома те продукты, которые вы любите и часто покупаете, и определите, нет ли в них вредных веществ. Обращаемся к вам с просьбой: присылайте этикетки от упаковок пищевых продуктов к нам в редакцию, мы будем вам благодарны за это. (Домашнее задание)

Ведущий 2. Мы продолжаем говорить о важном!

Выступает редактор отдела ЗОЖ (ФИО). Я расскажу вам как обезопасить себя от вредных веществ в обычной жизни.

Информация вторая. Обратите особое внимание на обеззараживание поверхности фруктов, некоторых овощей, которые проходят особую обработку перед отправкой потребителю. Сначала промойте водой из-под крана, затем опустите на 0,5-1 мин в воду, содержащую 2-3 капли настойки йода. Для полной безопасности добавьте в воду в качестве сорбента одну чайную ложку крахмала. И снова ополосните водой, лучше кипячёной.

Информация третья. Активным противоядием против тяжёлых металлов служат витамины А, С, Е и группы В.

Информация четвёртая. Важно знать, какие продукты препятствуют образованию злокачественных опухолей, и какие продукты способны выводить токсины из организма. Постоянное употребление витаминов А, Е, С, а так же овощей семейства крестоцветных (капуста кочанная, брюссельская) в значительной степени снижают риск заболевания раком. Все жёлтые и зелёные фрукты и овощи обогащены каротином (предшественник витамина А), витамином С и Е и хорошо выводят токсины из организма. Источником витамина Е служит растительное масло, капуста, зёрна злаков, салат, печёнка, яйца, отруби. Надеюсь, что эта информация полезна для вас, ведь, здоровье - самое главное богатство человека. Позаботьтесь о себе и своих близких и будьте здоровы!

Ведущие говорят вместе: “Открываем третью страницу!”

Ведущий 1.Она называется “Вы нам писали…” Эту страницу ведёт редактор отдела писем.

Отвечаем на письма наших читателей.

Письмо № 1 написала нам ученица 9 б класса Лена К: “Мой брат обожает всякие сухие супы и кубики, которые разводятся кипятком, а мама говорит, что они вредны для здоровья. Что же в них такого привораживающего, и права ли мама?”

Ответ: “Бульонные кубики – не более чем вкусовая добавка: вкус обеспечивает глутамат натрия – аминокислота, содержащаяся во многих натуральных продуктах. Что касается сухих супов, то в них входят вещества, как положительно, так и отрицательно влияющие на организм. Так, в состав большинства включено пальмовое масло, которое нарушает обмен липидов и увеличивает риск развития атеросклероза. И вообще, это не еда, а скорее корм для человека. Всегда предпочтительнее потратить 20 минут и сварить, например, вкусный и питательный овощной суп.

Письмо № 3. “Говорят, что спортсмены, выпившие бутылку кока-колы, не проходят тест на допинг. Неужели она так вредна? А ведь её пьют маленькие дети” - спрашивают нас учащиеся 9 в класса МОУ СОШ № 7 г.Ноябрьска.

Ответ: “Спортсмены не любят кока-колу из-за кофеина, который до 1 января 2004 г. считался допингом. Спортсменов действительно снимали с соревнований, если содержание кофеина превышало норму. Например, Международная федерация лёгкой атлетики отобрала золотую медаль у Натальи Садовой, чемпионки по метанию диска. Уровень кофеина в её моче соответствовал трём чашкам кофе или литру кока-колы. По данным института питания чрезмерное увлечение напитком повышает давление, может стать причиной гастрита, язвы желудка”.

Письмо № 4. “Дорогая редакция журнала!

Очень просим вас рассказать о том, как отличить настоящий шоколад?”, - пишут нам девочки из г.Сургута.

Ответ: “Дорогие девочки!

Ищите на этикетке три основных компонента – какао тёртое, какао-порошок и какао-масло. Если имеются другие жиры и масла, перед вами – не настоящий шоколад;

в составе настоящего шоколада могут присутствовать: сахар, эмульгатор, (лецитин - некоторые источники утверждают, что добавка Е 322, как ни странно, полезна), ароматизатор (часто это ванилин) и некоторые другие добавки;

настоящий шоколад тает во рту – температура плавления какао-масла близка к температуре человеческого тела. Температура плавления пальмового масла чуть выше. После такого шоколада во рту остаётся привкус растительного жира. Многие любят сладкое, а особенно шоколад. Возможно, вам пригодятся наши советы.

Письмо № 4. Пришло нам из г. Ноябрьска от Андрея К., он пишет: “Хотелось бы узнать, как обезопасить себя от отравления нитратами, ведь овощи и фрукты могут принести не пользу, а вред?”

Наш ответ: “Опасность отравления нитратами действительно существует. Но её не стоит преувеличивать, так как нитраты химически активны и даже при обычном хранении их содержание в плодах уменьшается на 30-50%. При мытье и чистке теряется 10-15%, при варке – 40-70%. Уменьшить вредное влияние нитратов можно с помощью аскорбиновой кислоты. Не стоит увлекаться внесезонными тепличными овощами, например, съедание 2 кг тепличных огурцов, съеденных за один приём, могут вызвать опасное для жизни отравление, часто происходят отравления арбузами и дынями, которые вообще не рекомендуется покупать раньше конца августа-месяца. Известно, что в разных частях растения содержание нитратов различно. Наш корреспондент Вовк Яна основательно изучила этот вопрос и приготовила на эту тему несколько советов”. (Демострация слайдов № 11-18, с комментариями).

 

К сожалению, из-за недостатка времени, мы не можем ответить на все ваши письма, но обещаем вам, что сделаем это в следующем выпуске журнала. Благодарим за внимание!

Ведущие говорят вместе: “Открываем четвёртую страницу!”

Ведущий 2. Эта страничка для любителей кроссвордов. Проводим конкурс на химическую эрудицию. Желающие участвовать разгадывают кроссворд. Победителя ожидает приз! (Это может быть что-нибудь вкусненькое и полезное). Задание - впишите по вертикали слова и дайте определение понятию “витамины”.

Без этого вещества жизнь невозможна. В организме человека содержится 65 % и более. (Вода)

Эти вещества - природные полимеры, во всех живых организмах играют исключительно важную роль: участвуют в построении клеток и тканей, являются ферментами, гормонами, дыхательными пигментами, защитными веществами и др. Важнейшие компоненты пищи человека. (Белки).

Химический элемент, содержится в белках, несправедливо названный “безжизненный”. (Азот)

Углевод, полисахарид - основная часть продуктов питания - в муке его содержится 75-80%, в картофеле 25%. (Крахмал).

Биологические катализаторы. (Ферменты).

Очень полезный молочнокислый напиток. (Кефир).

Кислота, которая вырабатывается в желудке человека. (Соляная).

Питательные вещества, источник энергии в организме, калорийность составляет 3770 кДж/100г. Один из основных компонентов клеток и тканей живых организмов. (Жиры).

Ведущий 2. Победителю вручается витамин С (лимон) !

Ведущий 1. На этом наш устный журнал заканчивает свою работу. Завершить нашу работу хотелось бы словами великого Шекспира: “Здоровье дороже золота”, помните об этом!

Ведущий 2. Ваши письма с вопросами, отзывами и пожеланиями просим направлять по адресу:

г.Ноябрьск,
ул. Витаминная, № 6,02• 1023,
наш телефон - С6Н12О6
Журнал вели: …………

Ведущие говорят вместе: “Благодарим вас за внимание и понимание!

До свидания, до новых встреч!”

Право закрыть журнал предоставляется постоянному нашему слушателю - учителю химии Русецкой О.П. (Демонстрация взрыва гремучего газа).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. /Сост. Н.И. Габрусёва, С.В. Суматохин. – 2-е изд.,доп. – М.: Дрофа. 2001. – 288с.
  2. Энциклопедический словарь юного химика. /Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: “Педагогика-Пресс”, 1999. – 368 с.: ил.
  3. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
  4. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. // Химия в школе. – 5,1997.
  5. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.
  6. Седельников В.П. Заботливая помощница.- Киев: Рад.шк., 1999.- 168с.
  7. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, 2004
  8. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика: Справ. издание. – М.: Высшая школа, 1991.- 288 с.: ил.