Использование диалога культур во внеурочной работе по химии. Химический вечер на тему: "Металлы на перекрестке культур"

Разделы: Химия


Создание методики использования диалога культур во внеурочной работе по химии при изучении темы “Металлы” обусловлено тенденциями развития современного культуросообразного образования, и методики химического образования, направленного на:

  • формирование ценностного отношения учеников к различным культурам как к наследию всего человечества,
  • участие каждого школьника в процессе продуктивно-творческой мотивированной учебной деятельности,
  • на получение знаний, умений и навыков при изучении темы “Металлы”.

Диалог предполагает встречу двух культур, каждая из которых видит в оппоненте иное. Цель диалога – не переубеждение, не поучение, а взаимопонимание, проникновение в иную культуру посредством взаимного раскрытия взглядов и позиций. Завязкой диалога, который предполагает включение учителя и учащихся, выступает проблема. Очень часто это предполагает перевоплощение педагога или специально подготовленных учеников в представителей иной эпохи, носителей другой культуры.

В качестве основной организационной формы реализации диалога был проведён вечер на тему: “Металлы”.

В качестве методов были выбраны:

  1. Самостоятельная подготовка учащихся по теме;
  2. Химический демонстрационный эксперимент;
  3. Дидактическая игра;
  4. Анкетирование, семантический дифференциал.

Основное внимание мы сосредоточили на тех химических явлениях, которые способны вызвать удивление у учащихся, побудить их к включению в культурологический диалог. Обязательным условием реализации этих “точек удивления” в учебном процессе Школы диалога культур является наличие “культурологического собеседника”: средневекового алхимика, современного ученого.

В обучении учащихся химии особую роль могут сыграть алхимические тексты. Они характеризуют представления о природе людей средневековой культуры.

Диалог возможен лишь тогда, когда есть единый предмет, о котором говорят. Поэтому мероприятие строится вокруг 2-3 "точек" диалога. Одна из точек – опыт (выделение слоя меди на железе в опыте с раствором медного купороса). Вторая точка – история из истории алхимии. Каждая команда должна объяснять опыт или трактовать текст со своих позиций.

Для упрощения ограничились сопоставлением только современной и алхимической точек зрения. Сценарий мероприятия: алхимические аргументы буду приводить я, а учащиеся будут отстаивать современную точку зрения и персональные точки зрения (для этого нужно предоставить им возможность). В итоге должен получиться диалог современной – алхимической и личностной культур учащихся. Для контроля результатов можно будет использовать анкетирование и семантический дифференциал.

Что будут говорить и делать действующие лица, расписано в сценарии. Я и кто-то из подготовленных учеников должны задавать направление дискуссии. Все учащиеся должны иметь возможность высказывать собственные мнения (Приложение1).

Семантический дифференциал. Дать таблички заполнить ученикам (каждому с указанием фамилии) до мероприятия, потом собрать. Затем в конце мероприятия выдать новые таблички, когда заполнят снова собрать. Потом сделать анализ результатов (Приложение 2).

Предусмотрела наводящие вопросы, которые нужно было задать, если учащиеся не дадут ответов. Дала большую возможность детям фантазировать по поводу разных точек зрения (в этом суть диалога культур). Мы не должны были доказать ложность алхимической и правоту современной точек зрения, а сопоставлять их и давать возможность школьникам самим рассуждать.

Что может изменить это занятие в учениках? Отношение к изучению химии,

Отношение к теме "Металлы", отношение к алхимии... Это можно выяснить с помощью вопросов анкеты (Приложение 3).

Химический вечер на тему: “Металлы на перекрёстке культур”

Действующие лица: Ведущий, Алхимик и Учёные.

1. Подготовка к вечеру.

В кабинете химии на столе учителя создаётся интерьер лаборатории алхимика: размещают колбы с разноцветными растворами, весы, реторты и т.п. Из бумаги сделан макет печи – необходимого атрибута алхимической лаборатории. Печь подсвечена изнутри красным фонарём. Для создания атмосферы таинственности поставить скелеты животных, зашторить окна и зажечь свечи.

2. Вступление.

Ведущий:

Сегодня мы с вами присутствуем на съезде крупных ученых, научные труды которых посвящены металлам и производству на их основе.

Необычность нашего мероприятия в том, что с минуты на минуту к нам должен присоединиться ученый, вызванный из далекого прошлого.

В истории химии был период, который отличался таинственностью и мистичностью. В 8-м веке, в завоеванных арабами европейских странах, эта наука распространяется под названием “алхимия”.

3. Основная часть вечера.

Ведущий:

Вопрос: Чем занималась данная наука?

– Основной задачей алхимиков было найти “философский камень”, якобы превращающий любой металл в золото. Несмотря на обширные знания, полученные в результате экспериментов, теоретические воззрения алхимиков отставали на несколько веков. Но поскольку они проводили различные опыты, им удалось сделать несколько важных практических изобретений. Стали использоваться печи, реторты, колбы, аппараты для перегонки жидкостей. Алхимики приготовили важнейшие кислоты, соли и оксиды, описали способы разложения руд и минералов.

В начале XVI века в алхимии начинается новая эра. Её возникновение и развитие связано с учениями Парацельса(1493-1541 г.) и Агриколы (1494-1555 г.). Парацельс утверждал, что основной задачей химии является изготовление лекарств, а не золота и серебра. Это побудило многих врачей заинтересоваться химией, что послужило мощным толчком для её развития. Агрикола же изучал горное дело и металлургию. Его труд “О металлах” более двухсот лет являлся учебником по горному делу.

(Появляется алхимик).

Алхимик:

Я очень рад, что меня пригласили, уж кто как не мы алхимики, можем рассказать вам о металлах и все, что с ними связано.

Например, если смешать медь, ртуть и олово, то в результате получается серебро.

Ученый 1:

Да стыдно нести такой бред в XXI веке! Ведь даже школьник знает, что при смешивании металлов получается сплав. Просто в данном случае этот сплав цветом и твердостью похож на серебро. Да Вы вообще знаете, что такое металлы?

Алхимик:

Конечно, что за вопрос.

Металл – тело сложное и составлено из трех “основных элементов” – ртути, соли, связанных между собой в разных соотношениях.

Ведущий:

Давайте вести себя корректно и если суждения нашего гостя кажутся вам нелепыми и не научными, то опровергать её спокойно и достойно нашего ученого общества.

Ученый 2:

Современная формулировка металлов – это простые вещества, обладающие сходными физическими свойствами: металлическим блеском, тепло- и электропроводностью, высокой плотностью, ковкостью, пластичностью и.т.д.

Ведущий:

Алхимики детально описывали способы получения и очистки металлов, особенно их интересовало золото. Почему именно этот металл привлекал алхимиков?

Алхимик:

Железо и свинец не что иное, как больное золото или серебро. Его надо вылечить, но для этого нужно лекарство “медикамент”. Этот медикамент и есть философский камень, одна часть которого, может превратить два миллиона частей неблагородного металла в совершенное золото. Ведь золото это совершенное тело, каждый металл уже содержит золото в потенции. С помощью соответствующих манипуляций, но главным образом с помощью чуда, несовершенный тусклый металл может быть претворён в совершенное, блестящее золото.

Ученый 3:

Безусловно, золото очень ценный металл. Ведь золото – царь металлов и металл царей. Но ни один металл, не играл столь зловещей роли в истории человечества. За право владеть им велись кровопролитные войны, уничтожались целые города и народы, совершались и до сих пор совершаются тяжкие преступления. Сколько горя, страданий и мук принес людям этот красивый желтый металл.

Ученый 4:

Возвышая золото над всеми другими металлами не надо забывать какую роль играют остальные металлы в жизни человека.

Например, медь-это самый древний металл. Каменный век сменился именно медным. Это произошло около 6000 лет до н.э. Из меди делали орудия труда, а также использовали в строительстве. Древние египтяне строили медные водопроводы, позже стали покрывать крыши церквей и замков медными листами. Сплав меди и олова – бронза используется скульпторами для изготовления памятников.

Ученый 5:

Академик Ферсман о железе сказал: “этот металл не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, он основа культуры и промышленности, он орудие войны и труда... ”.

У некоторых народов железо ценилось дороже золота. Так, один из египетских фараонов (2-е тыс. до н.э.) обращался к царю хелтов с просьбой дать ему железа в обмен на золото. В египетских гробницах находили ожерелья, в которых железные бусины чередовались с золотыми. А в древнем Риме из железа даже делали обручальные кольца. О большой значимости железа очень красочно в форме грустной сказки рассказал академик Ферсман. Что было бы если бы вообще железо исчезло и на Земле не осталось ни единого грамма этого элемента? “...на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей... не оказалось бы: даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без живительного металла.Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой.

Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо, лишившись тех граммов железа в своём теле и крови, он бы прекратил своё существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события”.

Ведущий:

Я думаю, что настала очередь следующего вопроса, так если мы будем слушать о достоинствах каждого металла (а их в таблице больше 80 элементов) то нам не хватит и года!

Итак, мой следующий вопрос нашему гостю:

Что же такое “философский камень” и из чего его готовят?

Алхимик:

Что ж придется раскрыть вам наши секреты.

Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень надо взять философской ртути и накаливать, пока она не превратится в зеленого льва.. После этого прокаливать сильнее и она превратится в красного льва. Потом надо дигедрировать этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом и выпарить жидкость…

Ведущий:

Довольно трудно догадаться, о чем вы говорите. Может быть кто-то из ученых поможет нам перевести этот рецепт на современный язык?

Ученый 6:

Давайте я попробую:

Философская ртуть-свинец. Прокаливая его, получают желтовато-зеленый оксид свинца(2) РbО – “зеленый лев”. При дальнейшем прокаливании оксид свинца(2) превращается в красный сурик (Рb2Рb)О4 “красный лев”. Затем алхимик дигедрирует, т.е. нагревает сурик с уксусной кислотой “кислым виноградным спиртом”, превращая его в ацетат свинца Рb(СНЗСОО)2 и диоксид свинца РbО2. Конечно, никакого философского камня по предложенной рекомендации не получить никогда.

(На плакате):

“Вещества для получения философского камня”

  1. “Философская ртуть” – свинец.
  2. “Зелёный лев” – PbO.
  3. “Красный лев” – сурик (Pb2Pb)O4.
  4. “Кислый виноградный спирт” – уксусная кислота CH3COOH.

2Pb + O2 = 2PbO.

6PbO + O2 = 2(Pb2Pb)O4.

(Pb2Pb)O4 + 4CH3COOH = PbO2 + 2Pb(CH3COO)2 + 2H2O.

Ведущий:

Так как же тогда можно получить золото?

Алхимик:

Главная составляющая часть любого из металлов – ртуть, а вторая часть – сера, и меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие. Изменение ртути и серы предполагает превращение (трансмутацию) одного металла в другой.

Ученый 7:

Превращение металлов в золото возможно только в случае ядерной реакции. Ядерные реакции – это реакции, при которых происходит превращение ядер одних элементов в другие, при бомбардировке их такими частицами как: протоны, нейтроны или альфа-частиц.

6329Cu + 11 H = 6330 Zn + 10 n.

2412Mg + 21H = 2211Na + 42He.

4119K + 21H = 4219K + 11H.

Золото в исчезающе малых количествах можно получить из ртути только в ядерных реакциях.

19780Hg(K,e-,y) = 19779Au.

p+ + e- = n0 + y.

Образец такого золота хранится в Чикаго в музее науки и промышленности.

Превратить любой металл в золото ещё можно изменением поверхности металла действием химикатов из тонкой пленки благородного металла; окраской специальными лаками и красками; изготовлением сплавов, похожих по внешнему виду на золото.

Учёный 8.

Проведём такой опыт:

В химический стакан нальём 200 мл. концентрированного (лучше насыщенного) раствора медного купороса и подкислим его 1 мл. серной кислоты. Хорошо почистим нож наждачной бумагой и опустим его на несколько секунд в раствор медного купороса. Затем вынем его, быстро сполоснём водой и насухо протрём полотенцем.

Алхимик:

Вот видите! Я был прав! Нож стал “золотым”! Железо трансмутируется в золото. Изменяются отношения двух начал в металлах. Изменяется и их цвет.

Учёный 9.

Нож становится “золотым”? Этому есть верное доказательство: он покрылся ровным блестящим слоем меди. Атомы железа замещают атомы меди в её сульфате, медь выделяется в свободном состоянии:

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.

Ученый 10:

В природе золото встречается почти всегда в чистом виде: в самородках, в виде мелких зерен и чешуек, вкрапленных в твердые породы или рассредоточенных в золотоносных песках. В наши дни основным источником золота служат руды, в которых на тонну пустой породы приходятся считанные граммы драгоценного металла.

 Ведущий:

Нельзя сказать, что алхимики – бесполезные люди, которые всё время направляли химию как науку в другое русло! Ведь они провели различные опыты и сделали ряд важных практических изобретений. Стали использоваться печи, реторты, колбы, аппараты для перегонки жидкостей. Алхимики приготовили важнейшие кислоты, соли и оксиды, описали способы разложения руд и минералов. И вообще, химия как наука не сформировалась бы без начальных знаний химии, пусть даже ошибочных!