Биология
-
Учить активному познанию 2008
В работе раскрыты теоретические основы технологии обучения "Урок-мастерская", представлены разные варианты проведения уроков-мастерских. Имеют место разнообразные методические приемы, способствующие самостоятельному добыванию знаний учащимися и развивающие их интеллектуальные способности. Обоснована реальность применения данной педагогической технологии в классно-урочной системе обучения.
-
Фазы образования понятия "Генетический код" в курсе молекулярной биологии для учащихся 10-го класса 2011
Одним из понятий биологии является "генетический код", который способствует формированию у учащихся знаний, которые необходимы для расширения общего научного кругозора.
-
Факторы преобразования опорно-двигательной системы 2009
В разделе "Человек и его здоровье" содержатся основные сведения об организме человека, предусмотренные стандартами. Итоговая аттестация за курс основной школы в независимой форме накладывает большую ответственность за качество знаний учащихся. Методическая разработка может быть использована в теме "Опора и движение", во внеклассной работе в рамках методической декады "Мой выбор – здоровье".
-
Факторы среды и их влияние на биоценозы 2011
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн.
-
Факультатив "Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять" 2010
Проблема российских школьников – несформированность общих навыков работы с несплошными текстами (диаграммами, графиками, схемами, таблицами). Необходима целевая комплексная программа, охватывающая все аспекты образовательной деятельности учащихся, развивающая ключевые компетенции в работе с различного рода информацией.
-
Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса" 2007
Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края.
-
Факультативное занятие: "Определение профиля функциональной асимметрии" 2006
Данное занятие может быть использовано в качестве факультативного или использоваться при выполнении исследовательской работы с учащимися по выявлению особенностей функциональной асимметрии. Данное задание легло в основу исследовательской работы учащихся "Профиль функциональной асимметрии и предметная дифференциация старшеклассников".
-
Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека" 2010
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией.
-
Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов" 2010
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой.
-
Фауна моего дома 2012
В статье описана роль животных в жизни человека. Характеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания.
-
Фенотипическая изменчивость 2011
Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей.
-
Ферментативная функция белка 2018
Цели исследования: изучить действие фермента каталаза на пероксид водорода и условия, в которых он функционирует.
-
Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма 2012
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы.
-
Фестиваль естественно-математических наук 2009
Работа адресована учителям естественно-математических дисциплин. Фестиваль естественно-математических наук мы проводим в нашей небольшой школе пятый год. В работе представлены оригинальные методические рекомендации по организации и проведению фестиваля, а также готовые сценарии интеллектуальных мероприятий интегрированного характера.
-
Физика в белом халате 2022
Цель творческой работы: выявить, как физика и медицина связаны между собой, суммировать знания, полученные на уроках физики и биологии.
-
Физика в живой и неживой природе 2009
Цель: введение в урок элементов занимательности и познавательных моментов, повышение интереса к изучению физики и увеличение кругозора школьников, привлечение к поиску и побуждение учащихся к чтению дополнительной литературы. Представленные материалы могут быть использованы на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении нового материала; в качестве коротких сообщений по теме, занимательных задач, материала развивающего характера, для составления вопросов и задач самими школьниками.
-
"Физика в живых объектах". Межпредметный вечер (физика + биология) 2007
Физико-биологический вечер позволяет совершить увлекательное путешествие в мир природы и познакомиться с законами физики, составляющими их основу. Разработка содержит богатый материал, позволяющий расширить представления учащихся о физических явлениях в мире природы. Вечер проводится в форме театрализованного представления с занимательными физическими и биологическими опытами, что вызывает интерес у учеников.
-
Физика и медицина. 11-й класс 2013
Урок проводится в форме «круглого стола», в ходе которого работа медицинских приборов объясняется законами физики.
-
Физика и физики для Великой Победы 2011
В данной статье приводится пример использования проектных и исследовательских работ учащихся и преподавателей на уроках с целью развития творческих способностей, готовности к коммуникациям, развития воображения учащихся. Проектные работы используются не только в качестве иллюстративного материала, но и для создания ассоциативного ряда, запоминающейся эмоции, связанной с материалом проекта. Все это помогает воспитывать у учащихся чувство гордости и патриотизма.
-
Физическое развитие детей через подвижные игры и средство профилактики правонарушений 2023
Цель работы: выявить влияние использования подвижных игр на подвижность детей и заинтересованность предметом физическая культура, а также выявить взаимосвязь изучения и применения подвижных дворовых игр и частотой правонарушений среди учащихся начальной школы; определить эффективность использования подвижных игр на уроке физической культуры среди учащихся начальных классов.
-
Философия науки и философия жизни в романе В.Дудинцева "Белые одежды" 2009
На примере героев романа В. Дудинцева "Белые одежды" учащиеся рассматривают, как проблемы генетики отражаются в литературе. В ходе конференции обращается внимание на анализ процессов деления клетки, строение хромосом. Ребята пытаются осмыслить основные проблемы произведения, учатся анализировать и делать выводы, а также работе с различными источниками информации.
-
Флористический КВН 2010
Познавательное игровое занятие «Флористический КВН» необычно информативно, знакомит детей с миром растений, и многое рассказывает ребенку о нем самом, развивает навыки коллективного взаимодействия. Занятия с использованием игровых педагогических технологий широко применяются в практике работы педагогов дополнительного образования.
-
Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе 2008
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.
-
Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации 2008
В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание практического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода.
-
Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта 2011
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы.
-
Формирование допрофессиональной исследовательской культуры обучающихся через реализацию целевой программы "Одаренные дети" 2012
Обзорно-аналитическая статья по теме, основанная на опыте работы автора в детском эколого-биологическом центре.
-
Формирование естественнонаучной грамотности в процессе преподавания предмета биологии 2024
Для формирования естественнонаучной грамотности наиболее полно подходит технология развивающего обучения. Технология развивающего обучения позволяет пробудить в каждом школьнике природную любознательность, способствует формированию у учащихся потребности самостоятельно и успешно действовать в различных проблемных ситуациях, применять освоенные знания и умения для поиска новых способов деятельности. Уровень функциональной грамотности учащихся можно выявить при систематическом мониторинге личных их достижений по результатам анализа анкетирования, контрольных и практических работ, четвертных и годовых оценок учащихся, итоговых экзаменов, творческих и проектных работы Высокий уровень функциональной грамотности проявляют учащиеся принимающие активное и успешное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
-
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии и биологии через составление экологических контекстных задач 2022
Для того чтобы изученные естественнонаучные законы и теории воспринимались учащимися, необходимо как больше решать, а еще лучше создавать самим приближённых к реальным ситуациям контекстных задач, для объяснения или описания которых надо применять полученные знания на уроках химии, биологии, физики. Более активное включение этих видов деятельности в учебный процесс может обеспечить повышение уровня ЕНГ. Контекстная задача – это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное). Контекстные задачи - задачи, целью решения которых является разрешение стандартной или нестандартной ситуации посредством нахождения соответствующего способа решения с обязательным использованием практических знаний. Контекстная задача - это практико-ориентированная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, отнесенная к субъектному опыту учащегося и осознаваемая им как личностно значимая. Пример контекстной задачи по материалам проводимых исследований в 8-м классе. Задача разбита на блоки для более комфортного восприятия и формирования алгоритма ее разбора и решения учениками, кроме того мы можем использовать такой принцип для дальнейшей работы с учениками на уроках при самостоятельном составлении задач после изучения информационного блока.
-
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии 2010
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях.
-
Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии 2007
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и неблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.