«Учебная мотивация — это процесс, который
запускает, направляет и поддерживает усилия,
направленные на выполнение учебной деятельности.»
А.Н.Леонтьев
Одними из требований ФГОС являются требования по формированию мотивации и метапредметных понятий у детей.
Как повысить мотивацию у детей, если дети стали меньше интересоваться окружающим миром? Д.Дидро призывал к чтению: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Н.И. Пирогов писал: «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.» Г.Остер в детской песенке «38 попугаев» отмечал роль загадки, секрета в вызывании интереса у детей и взрослых:
«Когда секрета вовсе нет
Скучают все на свете
Но почему? Да потому, что!..
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно»
Стремление познать окружающий мир в человеке заложено природой. Биологам это хорошо известно, так как этот процесс необходим для выживании в окружающей среде.
Когда мы что-то узнаём новое или овладеваем новыми видами деятельности, мы получаем удовольствие. В это время выделяются так называемые «гормоны счастья» — дофамин, эндорфин. Поэтому методы обучения должны вызывать радость познания и желание узнать.
Наиболее интересный метод, повышающий мотивацию к учебной деятельности – ознакомление учащихся с интересными фактами и их анализ. В фактах кроется загадка или секрет.
Во время работы с фактами учащиеся выдвигают гипотезы, записывают вопросы, на которые хотели бы найти ответ. Именно на свои вопросы, которые они выбирают сами. Задача учителя дать такую возможность, направить учебный процесс в нужное русло.
Примерный план работы с текстом может быть следующий: зачитывается текст, учитель задает три вопроса по содержанию, затем учащиеся определяют тему урока и записывают интересующие их вопросы.
Рассмотрим несколько примеров подобной работы с текстом на уроке.
6 класс
Тема: «Минеральное питание растений»
Вода из почвы поднимается на много метров вверх до листьев дерева. Секвойя иногда вырастает высотой 100 метров, и вода транспортируется до самой верхушки без насосов и моторов в корнях, и всё против силы тяжести.
- Как вы думаете - для чего вода поднимается вверх?
- Какие вещества содержатся в воде?
Основной состав минеральной воды:
- в воде содержатся ионы:
- кальция – 30 мг/л;
- магния – 20 мг/л;
- хлоридов – 150 мг/л;
- гидрокарбонатов – 200 мг/л;
- калия – 40 мг/л;
- сульфатов – 250 мг/л
- Какое влияние оказывают минеральные вещества на рост растения?
Дети формулируют тему урока: Минеральное питание растений и записывают вопросы, на которые хотели бы найти ответ. Учитель помогает сформулировать вопросы.
- Как это возможно, чтобы вода против силы тяжести поднималась вверх без насосов и мотора?
- Какой опыт можно провести, чтобы доказать - движение воды вверх?
- Как по внешнему виду определить недостаток минерального элемента?
Тема: «Фотосинтез»
- Растения всей Земли ежегодно образуют примерно 150 млрд. тонн органического вещества.
- Ежегодно растения выделяют в атмосферу 200 млрд. тонн кислорода.
- Какую роль растений можно отметить по данным фактам?
- Что вам известно о том, как образуется кислород?
- Почему именно растения могут создавать питательные вещества?
Учитель сообщает, что данный процесс называется – фотосинтезом. Он выполняет важную «космическую роль». Дети формулируют тему и записывают интересующие их вопросы:
- Почему процесс образования органических веществ называется «фотосинтез»?
- Кто из ученых открыл процесс фотосинтеза у растений?
- Из чего растения образуют органические вещества?
- Как образуется кислород?
7 класс
Тема: «Отдел Моховидные»
Торф - уникальное промышленное сырьё XX века незаслуженно забытое в век нефти и газа. Однако с истощением нефтегазовых месторождений интерес к торфу в будущем возрастёт. Образуется торф в результате естественного отмирания и неполного распада болотных растений в условиях избыточного увлажнения и затруднённого доступа воздуха. Этот процесс приводит к накоплению органических остатков, которые со временем превращаются в торф
- Как вы думаете, почему в настоящее время интерес к торфу возрастает?
- Почему образование торфа связано с болотами?
- Какие растения в большом количестве встречаются на болотах?
Учитель сообщает, что торф образуется в основном из торфяного мха. Дети формулируют тему и записывают вопросы.
- Как выглядит мох?
- Как мох развивается и размножается?
- Какие виды мха существуют?
Тема: «Отдел Папоротниковидные»
Старинные легенды гласят, что люди станут счастливыми, если увидят цветок папоротника, который цветет раз в году, в полночь, накануне дня Ивана Купалы.
- Почему до сих пор найти этот цветок никому не удалось?
- Что вам известно о строении папоротника?
- Как размножается папоротник?
Тема: «Голосеменные растения»
Если бы существовал рай для белок, он располагался бы в кронах сосны Ламберта. Эту реликтовую сосну также называют сахарной. Диковинное дерево производит огромные 60-сантиметровые шишки, равных которым в мире нет. Сосна Ламберта растёт в горах Мексики и США, достигая 80 м в высоту. Её ствол в диаметре составляет 1,5 м.
- Зачем растениям шишки?
- Что собой представляет шишка?
- Как в шишке образуются семена?
8 класс
Тема: «Класс Птицы»
Белый аист (средний вес 3,4 кг) обычно парит на высоте 2-3 тысячи м. Хищный беркут (средний вес до 6,7 к) с острым зрением, пребывая на расстоянии 4500 м от земной поверхности, может заметить добычу и устроить успешную охоту. Серые гуси (средний вес до 4.1 кг )поднимаются на 8000 м. Известно, что самцы альбатроса(средний вес до 11 кг) облетают Землю за 46 дней
- Что нового вы узнали о жизни птиц?
- Какие особенности строения птиц позволили им освоить воздушную среду, поднять свою массу в воздух?
- Нужны ли сведения о строении птиц?
Тема: «Сезонные явления в жизни птиц»
Факт. Знаете ли вы, что из европейской части России 201 вид птиц улетает зимовать в Африку, 14 – в тропическую Азию, 1 – в Северную Америку.
Из азиатской части России 26 видов отправляется в Австралию, 16 – в Северную Америку, 5 – в Южную Америку, 95 – в Африку. Полярная крачка – единственная, кто летит к берегам Антарктиды, преодолевая при этом 13-15 тыс. км.
- Что нового узнали о жизни птиц?
- Какая причина заставляет птиц совершать такие далёкие перелеты и зачем они возвращаются обратно ?
- Где можно использовать данные знания?
9 класс
Тема урока: «Ферменты»
Притча о ферментах, которую рассказал в 1941 году королю Дании Христиану на церемонии вручения высшей научной награды этой страны биохимик Линдерстрём-Ланг:
Умирал старый араб. Всё его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Перед смертью он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину всех верблюдов, среднему сыну я оставляю треть, а младшему — девятую часть стада». Сказал так и умер.
А братья, похоронив отца, стали делить стадо. Но 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. Помог им старый мудрец. «Выполнить волю отца очень просто, — сказал он. — Я дарю вам своего старого чёрного верблюда, а вы попробуйте разделить стадо».
У братьев оказалось 18 верблюдов. Старший сын получил 9, средний — 6, а младший — 2 из них. Однако, 9+6+2 = 17, чёрный верблюд оказался лишним. Вот этот чёрный верблюд подобен ферменту, он сделал возможным процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Это действительно основное свойство ферментов, да и вообще всякого катализатора. Ферменты- это прежде всего катализаторы.
Вопросы:
- Какие вещества в нашем организме играют роль катализаторов?
- Какое строение они имеют?
- Как ферменты влияют на процессы в нашем организме?
Тема урока: «Строение кожи и ее значение»
История о золотом мальчике
В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой золотой век Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.
Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни ученые считали, что ребенок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желез. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.
Опыт, объясняющий причину смерти ребенка, был проведен только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению ученых, позволил им объяснить причину гибели мальчика.
Вопросы:
- Предположите: какова причина смерти ребенка?
- Какой орган человека был подвержен воздействию?
- Какие функции выполняет кожа?
Тема урока: «Состав крови и значение».
Факт. Количество эритроцитов (из расчета 1 мм3) в крови человека составляет: на уровне моря - 5 млн, на высоте 700 м над уровнем моря - 6 млн, на высоте 1800 м над уровнем моря - 7 млн, на 4400 м над уровнем моря - 8 млн.
Вопросы:
- Что известно об эритроцитах?
- Из-за фактора меняется количество эритроцитов у человека?
- Что вам известно о других клетках крови?
Факт. Потеря крови в 20-25% от общего объема крови может стать критической, так как организм не сможет компенсировать такую потерю самостоятельно, возникает шок. В случае потери 40% или более крови без достаточной медицинской помощи, вероятность смерти увеличивается в несколько раз. Смертельной является кровопотеря более 70% от общего объема крови.
- Что содержится в крови?
- Для чего она необходима?
Тема урока: «Зрительный анализатор»
Факт. Сине-чёрное платье — интернет-феномен, возникший после того, как 26 февраля 2015 года в социальной сети Tumblr была опубликована фотография кружевного платья дизайнера Roman Originals. Фактически сразу развязался горячий спор относительно того, какого цвета платье на фотографии: голубое с чёрными полосками или белое с золотыми. Впоследствии было выяснено, что платье, показанное на фотографии, на самом деле синего и чёрного цветов, однако дискуссии относительно того, какие цвета видят разные пользователи, продолжались на многих форумах.
- Что вам известно о строении глаза человека?
- Почему мы можем различать цвета?
- Где могут пригодиться знания о строении глаза человека?
Список литературы
- Большаков А.П. Биология Занимательные факты и тесты ИД «МиМ» 1998.
- Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии и физиологии, Москва, «Просвещение» 1989.
- Демьянков Е.Н., Соболев А.Н. Сборник задач и упражнений, Москва «Просвещение» 2020.
- Демьянков Е.Н, Никишов А.И. Биология Мир животных Задачи Дополнительные материалы, Москва, Владос 2004.
- Овчинников Ю.А, Шамин А.Н. Строение и функции белков, Москва «Педагогика» 1983.
- Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М., Дымшиц Г.М. Общая биология учебник для 10-11 кл.
- Материалы из Википедии.