Методическая разработка открытого лекционного занятия "Экологические проблемы отходов"

Разделы: Биология


Дисциплина: ОУДб.11 ЭКОЛОГИЯ

Продолжительность: 45 минут.

Место проведения: лекционная аудитория.

Цели учебного занятия:

Цель урока: показать прямую взаимосвязь между повседневными действиями человека и экологической ситуацией на Земле, а также привлечь как можно больше людей к конкретным действиям по сохранению окружающей среды — на осознанное разделение мусора.

  • Образовательная: способствовать формированию знаний о группах отходов и способов их утилизации;
  • Развивающая:способствовать формированию навыков распределения бытовых отходов по фракциям; стимулировать познавательную активность обучающихся; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • Воспитательная: способствовать формированию бережного отношения к природе; воспитание экологической культуры, понимания единства с окружающим миром, через изучение одной из глобальных экологических проблем; формирование экологически активной личности.

3адачи:

  • интегрировать разрозненные экологические представления и понятия;
  • обобщить, расширить и углубить знания по теме;
  • определить проблемы утилизации мусора и возможные пути их решения.

Тип лекции: информационно-объяснительная, лекция-визуализация с элементами проблемного обучения и опорным конспектированием.

Педагогические технологии: коллективно-мыслительной деятельности, проблемные технологии.

Методы и приемы обучения: обобщение материала лекции, развивающее обучение, репродуктивные, наглядно-демонстрационные, объяснительно-иллюстративные.

Средства обучения: Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал; презентация.

Технические средства обучения:компьютер, проектор.

Электронные ресурсы: мультимедийная презентация.

Литература

Основные учебные издания:

  1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО, М., 2017.

Дополнительная литература:

  1. Блинов, Л.Н. Экология учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Н.Блинов, В.В.Полякова, А.В.Семенча; под общей редакцией Л.Н.Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 208 с.
  2. Хван, Т.А. Экологические основы природопользования: учебник для среднего профессионального образования / Т.А.Хван. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 253 с.
  3. www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
  4. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
  5. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

Хронологическая карта занятия

Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент.

1 мин.

2.

Вступление, мотивация изучения темы:
- формулировка темы занятия, характеристика значимости, новизны и степени изученности;
- постановка целей;
- изложение плана занятия, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;

9 мин.

3.

Актуализация имеющихся знаний, связь их с новым материалом.

5 мин.

4.

Основная часть учебного занятия (изложение содержания в соответствии с планом).

25 мин.

5.

Обобщение и систематизация изученного материала.

2 мин.

6.

Подведение итогов.

3 мин.

7.

Домашнее задание.

1 мин.

1. Организационный момент

Преподаватель приветствует студентов.

Обращает внимание на внешний вид. Обращает внимание на санитарное состояние лекционной комнаты наличие у студентов планов-конспектов для записей, ознакомление с темой, планом и целями занятия. Проверяет готовность студентов к занятию. Отмечает отсутствующих.

2. Вступление, мотивация изучения темы

Земля моя, планета – мать, родная;
Изрытая, избитая, больная…
Ты то горишь, то в грохоте разрывов,
То содрогаешься от ядерных нарывов.
Горят, гниют и вырубаются леса,
В дыму пожарищ меркнут небеса.
Могильники и свалки лик твой ясный,
Как оспой, увенчали черно-красной.
Морские шельфы в мусоре и стали,
Озера высохли, а реки мельче стали.
Война и злоба гибельной рукой
Тебя терзают, унося покой…

Сегодня мы собрались здесь на нашем медико-экологическом уроке для того, чтобы обсудить и найти пути решения очень важной экологической глобальной проблемы, которая нависла над человечеством, которая касается каждого из нас.

Просмотрите мультфильм и подумайте, о какой глобальной экологической проблеме мы будем говорить сегодня на уроке? А затем сформулируем тему нашего урока (просмотр видеоролика 2 мин.).

Итак, тема нашего урока «Экологические проблемы отходов».

Сегодня здоровье планеты Земля, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибнет? Многие специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли - асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и «легкие» планеты — леса. «Полысении» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» земли - озера, моря и океаны. Наша планета - планета океанов. Три четвертых части поверхности ее занято морями и океанами. Известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымараться в грязи...».

В мире каждый год образуется свыше 2 млрд тонн твердых бытовых отходов, а к 2050 году их объем вырастет до 3,4 млрд тонн. Согласно данным Всемирного банка, треть из них не утилизируется экологически безопасным способом, а свозится на полигоны и свалки, загрязняя воздух, воду и почву и провоцируя распространение инфекций. В России, по данным Минприроды, ежегодно образуется около 70 млн тонн твёрдых коммунальных отходов, каждый год — на 3 % больше. Перерабатывается всего 5-7 % мусора, остальное захоранивается.

3. Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция:

План лекционного занятия включает следующие вопросы:

Сегодня на нашем уроке мы попробуем провести обследование нашей планеты.

План обследования планеты Земля:

  1. Общие сведения
  2. Этиология (причины и условия возникновения болезней), патогенез (механизм возникновения и развития заболеваний и отдельных их проявлений)
  3. Осложнения
  4. Классификация
  5. Диагностика
  6. Лечение
  7. Прогноз
  8. Профилактика

4. Основная часть лекции

1. Общие сведения о планете Земля

I. ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ.

Фамилия, имя, отчество – Земля (от лат. Terra -Терра)

Возраст - 4,54 миллиарда лет

Постоянное место жительства - Галактика Млечный путь Солнечная система Планета №3 Земля

II. ЖАЛОБЫ

На увеличивающиеся объемы мусора и загрязнений, на уменьшение чистых природных ресурсов.

III. ДИАГНОЗ: Загрязнение биосферы

2. Этиология и патогенез (причины и условия возникновения болезней и механизм возникновения и развития заболеваний и отдельных их проявлений)

Чем же вызваны основные причины загрязнения биосферы? Планета не стала справляться с объемами производимого мусора, разрушительные последствия использования недр и возобновляемых источников стали пагубно отражаться на здоровье людей. Давайте выясним, что же такое отходы и мусор?

Отходы - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые перерабатываются, утилизируются или захораниваются.

Мусор - твердые отбросы растительного, животного и минерального происхождения, накапливающиеся в домашнем и коммунальном хозяйстве, торговле и промышленности. Он легко подвергается процессам гниения, загрязняет почву, воздух, почвенную воду и потому подлежит обычно немедленной вывозке и ликвидации или утилизации.

Изучением всех видов мусора («мусорной археологией») и способов его утилизации занимается наука гарбология. Слово «гарбология» происходит от английского слова «мусор» (garbage).Эта отрасль науки является ответвлением в экологии и изучает мусорные отходы и то, как они влияют на жизнь планеты и людей. Также она исследует методы утилизации отходов. (Запишите определения в конспект)

3. Осложнения

Опасность отходов определяется их физико-химическими свойствами, а также условиями их хранения или размещения в окружающей среде. Мусор на земле опасен как для людей, так и для животных. Токсичные соединения попадают в еду и воду, вызывая серьёзные отравления. Птицы часто запутываются в полиэтиленовых пакетах и не могут взлететь. Не является редкостью увидеть запутавшуюся птицу в выброшенных рыболовных сетях.

Кроме того, стихийные свалки опасны для маленьких детей, которые часто подбирают мусор с земли.

4. Классификация

Отходы очень разнообразны, поэтому принята их классификация.В российской Федерации принят Федеральный классификационный каталог. Давайте вместе с вами попробуем привести примеры отходов, принадлежащих к соответствующему классу опасности (до предложения правильных вариантов в последней колонке таблицы студенты называют свои примеры, затем открывается правильный ответ для сравнения). (Слайды с открывающимися по очереди последними колонками)

Классы опасности отходов

Класс опасности отхода

Степень наносимого вреда

Параметры принадлежности веществ к классу

Примеры материалов, веществ, товаров

1. Чрезвычайно опасные

Очень высокая

Окружающая среда непоправимо повреждена. Нет восстановительного периода.

Ртутьсодержащие приборы (градусники, люминесцентные лампы)

2. Высокоопасные

Высокая

Окружающая среда повреждена сильно. Восстановительный период не менее 30 лет.

Батареи аккумуляторов, материалы из свинца, щелочи и кислоты, вторсырье нефтяной промышленности.

3.Умеренно опасные

Средняя

Окружающая среда повреждена. Восстановительный период не менее 10 лет.

Ацетон, отработанные моторные масла и фильтры, дизельное топливо, пыль от цемента, помет животных сельского хозяйства.

4. Малоопасные

Низкая

Окружающая среда повреждена. Восстановительный период не менее 3 лет.

Строительный и бытовой мусор, покрышки, бумага, картон, асфальтовые отходы, древесные отходы с пропиткой.

5. Практически не опасные

Очень низкая

Окружающая среда почти не повреждена.

Скорлупа, стружка от дерева, обломки кирпича, керамика, отходы пищи.

Как избавиться от отходов?

(Ответы учащихся – на свалку!).

(Слайд). Вплоть до 1960 года большая часть твёрдых бытовых отходов вывозилась и сжигалась на открытых площадках, но при этом:

  • они дымили, распространяя зловоние, и служили рассадником мух, крыс;
  • продукты сгорания уносились в атмосферу и являлись одной из причин загрязнения воздуха;
  • в воздухе над свалкой образовывались токсины, которые попадали и в почву.

(Слайд) К началу 1970-х годов открытые горящие свалки запретили. В качестве альтернативы использовались захоронения (могильники). Мусор зарывали в землю или вываливали на неё и засыпали тонким слоем земли. Но при этом возникли более серьёзные проблемы. (Какие?) (Вымывание вредных веществ и загрязнение грунтовых вод токсичными веществами).

Вода с растворёнными загрязнителями называется фильтратом. Когда он проходит через необработанные отходы, образуется особенно ядовитый фильтрат, в котором наряду с разлагающейся органикой находится железо, ртуть, свинец, цинк и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек, причем всё это густо приправлено красителями, пестицидами, моющими средствами и другими химикатами. Неграмотный выбор мест захоронений и отсутствие мер предосторожности позволяет всему этому зелью попадать в подземные водоносные горизонты. Кроме этого происходит: образование метана (ядовитое вещество, взрывается при зажигании); при гниении продуктов постепенно происходит просадка грунта, в образовавшемся углублении скапливается вода, и участок постепенно превращается в болото.

(Слайд) Сроки разложения различных видов мусора.

  • Пищевые отходы – от 10 дней до 6 месяцев.
  • Ксероксная бумага – 2 года.
  • Алюминиевые банки – до 500 лет.
  • Автомобильные аккумуляторы – до 100 лет.
  • Электрические батарейки – до 100 лет.
  • Пластик начинает разлагаться не раньше, чем через 80 лет и может достигать периода до 500 лет!
  • Стекло –1000 лет.

Вопрос: какого вида отходы в мире самые распространённые? (Ответы учащихся)

По мнению учёных самым распространённым и одним из видов опасных отходов является пластик, который стал неотъемлемой частью повседневной жизни человека. (Слайд) От 25 до 60% нашего мусора – пластик разного вида! Оглянитесь вокруг – пластмасса окружает нас всюду! По данным GreenPeace, ежегодно в мире производится более 100 млн тонн изделий из пластика, 10% из них в конечном итоге попадают в мировой океан. Упаковка наших продуктов питания, одежда, компьютеры, мобильные телефоны, канцелярские принадлежности и даже игрушки ребёнка – ВСЁ это сделано из пластмассы! В повседневной жизни мы даже не задумываемся, как влияют эти пластмассовые изделия на наше здоровье, здоровье наших детей и состояние окружающей среды. Некоторые виды пластмасс несут прямую угрозу нашему здоровью.

Седьмой континент планеты. Так окрестили одну из самых больших мусорных свалок на Земле – большое мусорное пятно в Тихом океане. «Великий тихоокеанский мусорный остров» (GreatPacificGarbagePatch) – это фактически самая большая свалка планеты, стремительно разрастающаяся примерно с 1950-х годов. Площадь этого огромного острова отходов уже сопоставима с площадью России. Самый большой остров – 16 тысяч километров квадратных. Это площадь загрязнения. Считается, что основная часть мусора огромного тихоокеанского пятна состоит из пластика. В воде плавают триллионы тонн пластика, которые наносят непоправимый вред окружающей среде.

Представляете, что это? Это одно пятно, которое не дает попадать свету, что губит не только наземную, но и подводную жизнь, начиная от кораллов, заканчивая микроорганизмами и рыбами. Т.е. это тот вид отходов, который мог бы быть переработан и использован повторно.

5. Диагностика

В России в рамках нацпроекта "Экология" в 2020 году была запущена реформа обращения с твердыми коммунальными отходами. Она предусматривала рост доли коммунальных отходов, поступающих на обработку (сортировку), с 12% в 2019 году до 60% к 2024 году. А к 2030 году предполагается запретить захоронение вторичных ресурсов, они все должны будут утилизироваться. С 1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений в ФЗ "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ"

На контейнерных площадках появятся разноцветные баки для разных видов фракций. За каждой категорией закреплен определенный цвет контейнера, а именно (Приложение №1):

  • синий — макулатура, то есть все виды бумаги и картона;
  • оранжевый — пластик, пластмасса и металлолом;
  • зеленый — стекло, включая банки, бутылки, пищевые и непищевые контейнеры;
  • коричневый — органические отходы, то есть остатки пищи за исключением напитков, сигарет и других табачных изделий;
  • желтый — смешанные отходы, которые сочетают элементы перечисленных выше категорий и подлежат переработке;
  • серый — несортированный смешанный мусор.

6. Лечение

А теперь мы с вами сможем стать докторами планеты! Давайте вместе сделаем назначения нашей Земле и поучаствуем в ее лечении! Какие варианты лечения можно предложить нашей «пациентке»? (студенты предлагают свои способы, выбираем вариант с сортировкой мусора)

Но для начала посмотрим небольшое видео с советами как лучше осуществить самостоятельно сортировку отходов (просмотр видеоролика 2,24 мин.).

Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка.

Представим, что нам необходимо разобрать мусор по фракциям и разложить в соответствующий контейнер для дальнейшей переработки.

Для этого мне необходим ассистент из числа студентов.

Итак, перед нами представлены контейнеры для отходов и типичный бытовой мусор. Задача состоит в том, чтобы с учетом полученных знаний рассортировать его по контейнерам.

Перед студентами выкладываются пачка газет или журналов, несколько пластиковых и стеклянных бутылок, кожура от банана или апельсина. Выставляются несколько контейнеров разного цвета с соответствующими надписями.

Несколько студентов рассортировывают мусор по контейнерам.

Все остальные могут тоже поучаствовать в важном деле лечения планеты. Перед вами представлены виды мусора, которые также нужно распределить по соответствующим контейнерам для дальнейшей переработки. (Приложение №2)

Таким образом, проводя раздельный сбор отходов, мы помогаем нашей планете выздоравливать.

7. Прогноз

Ученые предупреждают: если человечество не откажется от одноразовых бутылок, пакетов и стаканчиков, к 2050 году в мировом океане будет больше пластика, чем рыбы. А последствия мы будем расхлебывать еще очень долго.

Эксперты ООН предупреждают: через 20 лет наша планета перейдет климатическую точку невозврата, Так каким же будет мир в 2050 году, если не остановить изменение климата сегодня?

Цена за человеческую расточительность слишком высока: с лица Земли будут стерты целые страны, миллионы людей погибнут от наводнений, невыносимой жары и прочих природных катаклизмов, сотни миллионов будут голодать. Спасти природу и здоровье людей можно, если начать регулировать производство и потребление пластика в мире. И как можно скорее.

5. Обобщение и систематизация изученного материала

8. Лучшее лечение — профилактика!

Сегодня весь мир озабочен вопросами экологии. О них говорят на саммитах и конференциях. Государства принимают законы и программы. Но ни новые технологии, ни современное оборудование, ни дорогие заводы не в силах решить эту проблему, если к этому не подключится сам человек. Так может уже пора прекратить эру потребления и вступить в эру бережного отношения к месту, где мы живем? Мусорные острова растут с катастрофической прогрессией, а остановить это можем только мы с вами. Уже сегодня мы должны постараться:

  • Ограничить себя в использовании пластика и перейти, к примеру, на многоразовые сумки и пакеты из био-разлагаемых материалов.
  • Стараться покупать сок и воду в стеклянной таре или в тетрапакетах,- альтернатива всегда найдется.
  • Использовать аккумуляторы и перезаряжаемые батарейки (приобретите аккумуляторы, которые нужно лишь периодически заряжать).
  • Сортировать мусор.
  • Экономить бумагу (реже распечатывать на принтере документы, использовать цифровые носители информации, оплачивать коммунальные и банковские счета онлайн, сдавать бумагу и картон на вторичную переработку).
  • Уменьшить количество пищевых отходов. (Около трети производимых продуктов выбрасывается. Пищевые отходы при разложении на свалках производят метан. Этот газ не только отравляет атмосферу Земли, но и виновен в негативных изменениях климата).

Но самое главное – мы должны, прежде всего, начать менять свое мышление, ведь, как говорил великий китайский мудрец и философ Конфуций, «Хочешь изменить мир – измени себя». Это первый и очень важный шаг к спасению мира. Необходимо, наконец, осознать, что потребительское мышление, безверие, вседозволенность и сиюминутный комфорт, уже подвели нас к дверям экологической катастрофы. Они вот-вот откроются и уже, возможно, ничего нельзя будет изменить. Это произойдет уже в ближайшие десятилетия, процесс уже начался. Давайте же попытаемся относиться к природе и окружающему нас миру с трепетом и вниманием, ведь все зависит от каждого из нас!

6. Подведение итогов

Рефлексия

Подведение итогов лекции, тема которой сегодня актуальна как никогда ранее. Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

  • Что вы узнали нового?
  • Какие выводы сделали для себя?
  • Что вам было интересно, а что трудно?
  • Чему вы научились на уроке?
  • Оценка своей работы на уроке.

Ваши ответы можете записать на планах – конспектах.

Спасибо вам, ребята! Вы отлично поработали. Я надеюсь, что каждый из нас будет прилагать усилия, чтобы помочь своему городу, стране и планете в целом в борьбе с мусором.

Не обязательно делать всё и сразу, можно начать с малого. Даже самое маленькое действие каждого жителя планеты очень важно. Тогда мы сможем сохранить здоровье людей и здоровье нашей планеты.

7. Домашнее задание

Подобрать публикации в СМИ, фотоматериалы о проблеме накопления и переработке бытовых отходов в вашем населенном пункте.