Цель: формирование знаний о отрасли сельского хозяйства - производстве основных тонизирующих культур, их значение и роль в жизни человечества.
Задачи:
- характеристика чайной и кофейной отраслей, выявление главных районов производства и потребления в мире
- ознакомление с основными технологическими процессами, лежащих в основе получения тонизирующих культур
- расширение навыков в работе со статистическим материалом, умения анализировать карты, отражающие явления сельскохозяйственного производства.
- использовать интегрированный подход, развивать у учащихся умение находить межпредметные связи и использовать их в своей практической деятельности
- способствовать формированию экологической культуры подрастающего поколения,стремления к здоровому образу жизни;
Средства обучения:
- атласы по географии для 10 класса,
- таблицы и картограммы,
- тесты
- м/м презентация
Опорные знания и умения:
- Размещение природных зон на материках.
- Происхождение культурных растений.
- Агроклиматические ресурсы.
Литература:
- В.П.Максаковский “Экономическая география мира”, 10 класс (2011 г.)
- А.П.Кузнецов “Страны, хозяйство, люди”.
- Ю.Н.Гладкий “Экономическая и социальная география мира”, 10 класс.
- Дж. Расин «Большая книга чая»
- Т.Стивенсон «Большая книга кофе»
Ход урока
Организационный момент – 1-2 мин.
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости.
Сегодня наш урок посвящен с/х культурам, которые занимают важное место в жизни людей. Определите первую культуру по следующим высказываниям:
- занимает второе место в планетарном товарообороте после нефти;
- у этой культуры есть праздничные дни в разных странах мира. Например, в Коста-Рике - это 12 сентября, в Ирландии - 19 сентября, в Японии - 1 октября;
- в знак особой признательности Бразилия воздвигла на площади города Сан-Пауло ему памятник;
- по боснийским обычаям, оказывается, пришедшим в дом сватам, выслушав их речи про «лисицу – красну девицу» и «охотника – добра молодца», не говорят ни «да», ни «нет». Им просто подносят по чашечке напитка из этой культуры. Сваты чинно его выпивают и, не сказав ни слова, уходят, точно зная ответ. Если он был с сахаром – пора готовиться к свадьбе, если без – попытать счастья в другом месте…
- многие выдающиеся люди были преданными поклонниками этого напитка: Наполеон, Кант, Флобер, Гюго, Золя, Мюссе, Мопассан, Жорж Санд... «Как только он попадает вам в желудок, — писал Оноре де Бальзак, — весь ваш организм тут же оживает. Мысли выстраиваются и начинают двигаться подобно батальонам великой армии на поле битвы»
О втором растении известно, что
- Обычай пить этот напиток зародился более 5700 лет назад. Легенда гласит, что буддийский монах по имени Дарума как-то заснул во время молитвы. После пробуждения, разгневанный на собственную слабость, он отсек себе веки, чтобы глаза больше не могли закрыться. А из отрубленных век выросли кусты, напиток из листьев которых помогает монахам не спать во время молитвы. Что это за напиток?
(ответы учащихся)
Учитель: Вы правильно определили - это чай и кофе.
Тема нашего урока «Тонизирующие культуры» или «Чайная и кофейная кантата». Почему именно кантата?
Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
(звучит музыка)
В 1732 г. И.С.Бах, любивший веселую шутку, создает кантату №211. Однако это не кантата в обычном смысле слова, а скорее всего, одноактная оперетта. Сюжет ее прост. Строгий отец пытается отучить свою дочь от кофе. Ни угрозы, ни посулы успеха не имеют, и только обещание выдать дочь замуж, как будто действует на упрямицу. Но стоит только отцу уйти на поиски жениха, как дочь тут же торжественно провозглашает: "Ни один жених не войдет в этот дом, пока не даст слова и не запишет в брачном контракте, что разрешит мне варить кофе, когда я захочу!"
Это первое произведение искусства, посвященное кофе. Одной из причин написания Бахом этой шутливой кантаты стало движение в Германии на запрет кофе для женщин Ключевая ария кантаты: «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!»
История
В начале XVIII века кофе только начал приобретать популярность среди среднего класса, а посещение кофейных домов было сродни посещению клубов в более поздние времена. Многие немцы с недоверием относились к новому напитку: они предпочитали ему традиционное пиво и вообще плохо воспринимали всё, что не было немецким. Во многих местах продажа кофе облагалась высокими налогами, а в некоторых землях была и вовсе запрещена. Владелец кофейни, заказывая Баху юмористическое произведение о кофе, хотел популяризовать этот напиток.
Учитель: XXI век. Самый необходимый напиток на планете – вода, а чай и кофе самые популярные напитки XXI века. Сотни миллионов чашек потребляется землянами ежегодно. И в вашем классе есть почитатели этих напитков. Давайте проведем маленький социологический опрос
- Кто из вас предпочитает кофе?
- Кто является поклонником чая?
(подсчитать и сделать выводы)
Класс мы разделим на две группы: любители кофе и любители чая. Перед вами листы с текстами про данные культуры. Ваша задача поработать с ними, а затем мы обобщим результаты работы в таблицах.
- Приложение 1 - Индивидуальный лист учащегося или запись в тетради
- Приложение 2 – ЧАЙ
- Приложение 3 - КОФЕ
Учитель: Ребята, давайте проверим вашу работу, т.е. заполнение таблицы по вашим текстам. Итак,
- Родина с/х культур: чая и кофе
- Основные производители чая. Какая страна по производству кофе вас приятно удивила?
- Климатические пояса. В пределах каких климатических поясах культивируется чай? Кофе? (ответы учащихся)
- Какие факторы влияют на размещение чайной культуры? Кофейной культуры?
- Получение чая из чайного листа — процесс длительный и сложный. Какие этапы включает в себя производство чая? Кофе?
- Разновидности чая и кофе?
Учитель: Ребята, мы выяснили, в каких странах и регионах получило развитие производство чая и кофе. Используя тексты, давайте выясним, совпадает ли география производства и потребления чая?
- Почему чай получил широкое распространение в странах Содружества наций?
Ответы учащихся
Действительно, чай получил широкое распространение в странах Содружества Наций, а также в Китае, Японии, странах СНГ.
Европа: время пить чай
Чай – самый популярный напиток в мире после воды. Европа импортирует почти 282 тыс. т чая в год, объем европейского чайного рынка превышает 2 млрд евро. Около 60–70% чая поступает в Старый Свет через порт Гамбурга (German Tea Association). Продажи в основном идут через ритейл: во всех странах лишь 5% чая потребляется в ресторанах. Крупнейшие потребители – Великобритания, Германия, Польша и Франция: на эти четыре страны приходится 86% потребляемого в Европе чая. В последнее время наблюдается рост продаж холодного чая в таре (ready-to-Drink/RTD), особенно у тех производителей, кто позиционирует свой продукт как натуральный и здоровый. Крупнейшие чайные бренды Европы – Lipton (Unilever), PG Tips (Unilever), Tetley (Tata Tea), Twinings (Associated British Foods) и Teekanne (Teekanne).
Ключевые тренды в чайном сегменте:
- В континентальной части Европы чай воспринимается как сезонный продукт: продажи достигают пика с октября по май, тогда как в Великобритании и Ирландии он популярен круглый год.
- Больше всего в Европе пьют черный чай. Тем не менее существуют значительные региональные различия. Например, в Великобритании на зеленый чай приходится всего 2% продаж, а в Германии – 7%. При этом в Австрии, Германии и Швейцарии травяные и фруктовые чаи по популярности превосходят черный.
- По мере того как все больше европейцев становятся приверженцами здорового образа жизни, зеленые и травяные сорта чая продолжают набирать популярность. Именно им чайная индустрия обязана своим ростом, тогда как продажи черного чая в большинстве стран из года в год остаются на прежнем уровне.
- Во всех европейских странах продажи чая через предприятия фуд-сервиса составляют в среднем 5% общих продаж. По мнению экспертов, у сегмента, особенно у его премиальной части, есть потенциал для роста. Кофейни активно эксплуатируют эту возможность, продвигая чай латте, который уже стал популярным в Германии, Швеции и Великобритании.
- В Великобритании чай реже пьют вне дома, чем в других странах. Многие потребители считают, что лучше знают, как заваривать чай, чем любой ресторан, и что чайный ассортимент в точках общественного питания слишком узок.
- Немецкий фуд-сервис активно ищет новые способы подавать чай. Листовой чай в более крупных, красиво оформленных пакетиках таких брендов, как Ronnefeld Tee Gschwendner, становится популярным, так как позволяет совместить удобство и утонченный вкус напитка.
- Франция считает чай премиальным продуктом, поэтому 50% рынка приходится на чайные смеси. Чайные комнаты, такие, как Marriages Frеres и Laduree, являются отличительной чертой парижского ресторанного рынка.
- Продажи RTD чая растут за счет газированных напитков. В Германии на них приходится почти 50% всех продаж чая, в Швейцарии – 40%, в Польше – 35%.
- У холодного чая огромный потенциал в Центральной и Восточной Европе. В Польше этот сегмент за последние два года увеличился вдвое, и растущий средний класс обещает напитку дальнейший рост популярности.
Учитель: География производства кофе мало совпадет с географией потребления. Кто же в лидерах по потреблению?
(ответы учащихся)
География потребления кофе мало совпадает с географией его производства. Из регионов-производителей, пожалуй, только в Латинской Америке широкая популярность кофейного напитка среди местного населения общеизвестна. Другие обильно пьющие кофе страны расположены за пределами ареала плантаций кофейного растения. В первую очередь — это страны Арабского мира и Турция, там кофейни служат не просто точками общепита, а настоящими мужскими клубами, где обсуждаются серьезные проблемы. Трудно представить без кофейного этикета южно-европейские страны и Францию. В каждом маленьком ресторанчике или кафе может существовать свой способ заваривания и подачи кофе. Многие и многие литры кофе в год потребляют и американцы с канадцами. Кто-то на бегу в «Макдональдсах», кто-то на пикниках в уик-энды, а кто-то и в уютной гостиной дома. Однако, согласно статистике, больше всего кофейного напитка в расчете на душу населения выпивают скандинавы. Возможно, свою роль в этом играет сырой и прохладный климат Северной Европы, а может быть, «повинен» неспешный северный ритм жизни (кофе помогает взбодриться малоэмоциональным флегматикам-северянам).
Учитель: Мы тоже с вами являемся потребителями чая и кофе.
Как вы думаете, можно ли по рекламе данной продукции выяснить предпочтения потребителей той или иной страны? Внимание на рекламу!
Какому чаю отдают предпочтения наши потребители? Японские? А кофе?
(ответы учащихся)
Учитель: Мы с вами, ребята, выявили главные районы производства и потребления этих культур. Возникает закономерный вопрос: А как правильно выбрать чай? В чайных пакетиках для одноразового заваривания, весовой, или в больших упаковке? Какой полезнее черный или зеленый? Какой кофе лучше, вкуснее? Как влияют эти напитки на здоровье людей? На эти вопросы мы постараемся сегодня найти ответы.
Группа учащихся - экспертов будет работать за столом, используя инструкцию. Они проведут дегустацию чая в пакетиках, кофеи сделают свои собственные выводы.
(учащиеся работают с чаем и кофе, рассматривают в лупы содержимое чайных пакетиков, заваривают, дегустируют)
Учитель: Пока они работают, мы с вами отправляемся в магазин за покупкой чая и кофе. Можно использовать слайд «Витрина с различными сортами чая».
Ребята, какой чай и кофе будем выбирать, почему? (ответы учащихся)
Учитель: Что скажут наши эксперты? (ответы учащихся)
Ребята, давайте посмотрим сюжет из передачи «Контрольная закупка».
В магазинах продают несколько видов кофе - порошковый, гранулированный, сублимированный. Что лучше?
- Качество и цена растворимого кофе напрямую зависят от способа его производства. Самый дешёвый - порошковый, самый дорогой - сублимированный.
Порошковый получают путём дробления зёрен на мелкие частицы, из которых под давлением извлекают растворимые вещества. Гранулированный кофе делается так же, только в конце полученный порошок сбивают в мелкие комочки с помощью пара. Сублимированный кофе готовится по-другому: кофейный отвар замораживают, обезвоживают в вакууме и дробят. Такая сложная технология позволяет сохранить больше полезных веществ.
Порошковый
Порошковый - самый дешевый способ производства растворимого кофе. Обжаренные зерна мелко размалывают, затем в течение нескольких часов обрабатывают под давлением струей горячей воды.
Полученный настой фильтруют, и экстракт распыляют в камерах , заполненных горячими инертными газами. На лету капельки экстракта сворачиваются и высыхают, превращаясь в порошок.
Гранулированный
Изготовление гранулированного кофе почти не отличается от производства порошкового. Разница лишь в том, что готовый кофейный порошок под давлением паром сбивают в мелкие комочки, и кофе выглядит уже не как порошок, а как гранулы.
Тем, кто предпочитает растворимый кофе, нужно знать, что интенсивное давление изменяет молекулярную структуру зерна – и полезные свойства, а также удивительный аромат и вкус кофе утрачиваются.
Сублимированный
Для производства сублимированного (такой метод еще называют freeze dry) кофе кофейный экстракт замораживают при очень низкой температуре. Затем его обезвоживают в вакууме при низком давлении.
Обезвоженную массу дробят и получают кристаллы неровной формы, которые мы и видим в кофейных баночках. Это самый дорогой способ производства растворимого кофе, но он позволяет максимально сохранять полезные свойства кофейных зерен, их вкус и аромат
Учитель: Внимательно прочтите статьи про влияние чая и кофе на здоровье. Пользу или вред приносит употребление данных напитков? (работа учащихся с текстами)
Кофе взбодрит лишь на 2 часа, а энергетики вызывают привыкание. Веселиться всю ночь напролет, а утром быть как огурчик – это ли не мечта? И ведь...
Приготовив «правильный кофе», мы получаем не только удовольствие от его вкуса и аромата, но и в полной мере пользу, которую дает этот напиток нашему организму.
Всем известен его тонизирующий эффект и почти магическое действие на вялого человека. Это заслуга основного компонента – кофеина.
Влияние кофеина изучали еще в лаборатории академика И. П. Павлова, и выяснилось, что он стимулирует процессы возбуждения в коре головного мозга. А это, в свою очередь, ведет к ускорению обмена веществ и повышению жизнедеятельности тканей.
Кофе эффективно влияет и на желудочно-кишечный тракт – таково действие кислот, а также ароматических веществ, образующихся при обжарке. Удивительно, но желудочная секреция, которую вызывает напиток, равносильна действию… мясного бульона!
Увеличивая выделение желудочного сока, он способствует повышению усвояемости съеденного – наверное, поэтому во многих странах кофе подают после еды.
Кофе – самое вкусное и наименее вредное из всего, что дает человеку искусственную бодрость. Основным веществом, из-за которого люди полюбили этот напиток, является кофеин – раздражитель, возбуждающий нервную систему. Он способствует лучшей работе мозга и усиленному обмену веществ, усиливает активность отдельных желез внутренней секреции.
Что содержится в каждом кофейном зерне?
- Железо, которое обеспечивает формирование гемоглобина крови
- Хлористый натрий, который входит в состав плазмы крови человека
- Натрий и калий, отвечающие за нормальный ритм сердечной деятельности
- Фосфор и кальций, формирующие костную ткань
- Азот и сера - основа аминокислот белков, для функционирования мышечной и других мягких тканей организма.
О кофе спорят, пожалуй, с тех самых пор, как его изобрели, то есть уже более 1200 лет. Впрочем, за это время учёные всего мира успели изрядно изучить свойства напитка. Мы предлагаем вашему вниманию самые занятные результаты их изысканий.
Факт 1. Кофе может быть полезным
Чтобы ни говорили о вреде этого напитка, умеренность — вот ключ к успеху, утверждают врачи. Исследование американских биологов показало, что двух-трёх чашек в день более чем достаточно, чтобы обеспечить защиту своему сердцу, немного ускорить метаболизм и даже притупить аппетит — если у вас есть проблемы с лишним весом. К тому же, кофе не менее богат антиоксидантами, чем так разрекламированный зелёный чай, то есть теоретически защищает организм от раковых заболеваний и замедляет старение.
Факт 2. Кофе может вас убить
За что ругают кофеин? В основном, за его способность повышать кровяное давление, провоцируя сужение стенок сосудов. Особо ярые критики утверждают, что от чрезмерного кофеманства можно словить даже разрыв сердца или инфаркт — и, надо сказать, своя доля правды в этом есть.
Но только доля. Американские эксперты подсчитали, что смертельная единоразовая доза кофеина составляет от 10 до 13 граммов, а значит, чтобы умереть, вам нужно выпить около 23 литров кофе (!) за раз. В пересчёте на стандартные чашки получается больше сотни; причём, при таком объёме, вас скорее, убьёт сама жидкость, которая вымоет из организма жизненно важные электролиты, — а не вечно ругаемый кофеин.
Факт 3. Кофеин — лучший друг фитнеса
Две чашки кофе в день помогают справиться с мышечными болями после интенсивных спортивных тренировок, утверждают учёные из Университета Джорджии (США). Причём постоянно налегать на кофе любителям фитнеса не обязательно: перетрудился на тренажёрах — выпей пару чашек, и будешь готов к новым подвигам, говорят врачи.
Ещё один плюс состоит в том, что умеренное потребление кофе повышает выносливость и делает тренировки более продолжительными и эффективными. А если вы играете в контактные и командные игры — кофеин для вас тем более незаменим, потому что улучшает внимание и повышает скорость реакции. Но не переусердствуйте: слишком много кофе в сочетании с интенсивными нагрузками может вызвать сбои сердцебиения и тремор, а в дальнейшем приведёт к бессоннице и нервным расстройствам.
Факт 4. Кофе лучше, чем вино
Кстати, существует теория, что доза кофеина поможет активизироваться в постели и мужчинам. Как мы уже знаем, это вещество улучшает общий кровоток, а следовательно, кровь поступает активнее в том числе и к половым органам.
Факт 5. Кофе не хуже, чем зелёный чай
Вокруг кофе ходит много мифов, как хороших, так и плохих, но то, что он бодрит и вызывает бессонницу — абсолютная правда. Стимуляция центральной нервной системы, собственно, и является его основным эффектом на организм, другой вопрос в том, что не один им обладает.
В среднем, чашка растворимого кофе содержит столько же (или незначительно больше) кофеина, чем чашка крепкого чёрного чая. А в зелёном чае концентрация вещества и того больше. Причём заметьте: если количество выпитого кофе мы, как правило, скрупулёзно подсчитываем и стараемся не пить его во второй половине дня, то чай «хлещем» без всяких ограничений, таким образом получая гораздо больше кофеина именно из него.
А вообще, врачи не советуют пить кофе позднее, чем за 6 часов до отхода ко сну. Да и чай тоже: кофеин из него действует мягче, но значительно дольше.
Факт 6. Кофе без кофеина содержит... кофеин
Если на банке кофе написано «Декаф», не думайте, что будете пить простую подкрашенную водичку. По содержанию кофеина такой напиток примерно в 5 раз слабее, чем обычный растворимый кофе, и раза в 3 — чем сладкая газировка типа колы. Но всё же не абсолютно бескофеиновый — это факт.
Факт 7. Кофе без кофеина содержит химикаты
Процесс декафеинизации заключается в ошпаривании сырых кофейных бобов, после чего частицы кофеина выходят на их поверхность. Затем зёрна обрабатывают одним из органических растворителей — как правило, это хлористый метилен, — и отправляют на сушку и переработку. Но в общем, беспокоиться не о чем, заверяют учёные: процесс абсолютно безопасен для конечного продукта и используется в производстве по всему миру.
Факт 8. Вкус кофе зависит от того, как его обжарили и сварили
Эфирные масла, содержащиеся в кофейных бобах, начинают выпариваться при температуре примерно в 200 градусов. Чем больше масел выйдет наружу при обжарке, тем горче и насыщеннее будет вкус и аромат получившегося напитка. Степень обжарки, кстати, можно определить по цвету зёрен: сырой кофе обладает белёсым, даже немного зеленоватым оттенком и, соответственно, темнеет по мере обжаривания до коричневого или чёрного.
Что касается варки, её продолжительность влияет не только на вкус, но и на состав. Если хотите взбодриться и выжать из зерна весь кофеин, варите напиток как можно дольше. И выбирайте тёмные сорта: считается, что они отдают кофеин намного охотнее.
Факт 9. Не так горек кофеин, как его малюют
Как ни странно, за горьковатый вкус кофе ответственен вовсе не кофеин. Как утверждают химики, это, скорее, те самые антиоксиданты, которым кофе обязан некоторыми из своих полезных свойств. Вот так: хочешь быть молодым и здоровым — терпи.
Факт 10. Кофе был открыт... козами
Согласно легенде, кофе был впервые обнаружен и сварен примерно в 800-м году нашей эры в далёкой-далёкой Африке. Некий пастух по имени Калди очень переживал из-за того, что его неугомонные козы не давали ему спать. И решил выяснить, почему же животные не желают успокоиться. Как-то раз он проследил за тем, где они пасутся днём, и увидел, что козы жуют какие-то красные ягоды. Калди отнёс свою находку в ближайший монастырь, и в результате предприимчивые африканские монахи сварили из него первый в мире бодрящий напиток. Который, кстати, пригодился им впоследствии для долгих ночных молитв.
ЧАЙ
Чай — одна из главных тонизирующих культур. Считается, что первые чайные плантации появились в IV в. в Китае. В Японии и Корее чай стали выращивать под китайским влиянием с IX в. А до таких известных современных чаепроизводителей, как Индия и Шри-Ланка, культура чая добралась только в середине XIX в.
Как хорошо видно на картодиаграмме, основные производители чая расположены в пределах влажных областей тропического и субтропического климатических поясов. Для произрастания чайного куста необходим теплый климат с достаточным количеством влаги, не застаивающейся, однако, у корней. Именно поэтому так рельефно на чайной карте выглядят муссонные Южная и Восточная Азия. Пассаты позволяют выращивать чай в Восточной Африке, а западный перенос увлажняет наветренные склоны нагорий Малой Азии, Закавказья и Ирана. Второй фактор размещения чайной культуры — горный рельеф. Чайный куст растет на горных склонах, порой значительной крутизны. Нередко плантации располагаются на издавна созданных человеком горных террасах. В Южной Азии чай возделывается на южных склонах предгорий Гималаев (особенно славятся плантации в штатах Ассам и Западная Бенгалия, где находится знаменитый Дарджилинг), Западных Гатах (известный район Нилгири на границе Тамилнада, Кералы и Карнатаки), горах Шри-Ланки. В Африке — на внутренних плоскогорьях Кении, Уганды, Малави, Танзании. В Восточной Азии — в горах Китая и Японии. В Китае, Южной Азии и Африке, где собирается основная доля чая, возможно получать до четырех сборов в год. Но наиболее ценятся чайные листья первых двух сборов.
Получение чая из чайного листа — процесс длительный и сложный. Он включает вяление, неоднократное скручивание вручную или на специальных устройствах-роллерах, ферментативное окисление (более окисленный чайный лист становится черным чаем, неокисленный или слабоокисленный — зеленым), сушку при высокой температуре, резку, сортировку по размерам чаинок, упаковку. Соотношение массы готового черного чая и сырого чайного листа — примерно 1:4, то есть для изготовления 1 кг чая требуется собрать 4 кг листьев. Норма ежедневной выработки для сборщиков обычно составляет 30—35 кг листа в день, при том, что необходимо соблюдать стандарты качества и брать с кустов только нужные листья. Работа сборщиков тяжела: им нужно целый день трудиться под палящим солнцем на крутых горных склонах, таская на себе корзину с собранными листьями. Высокосортные чаи культивируются на небольших плантациях площадью около 0,5 га. Промышленные плантации делают, как правило, довольно крупными для того, чтобы обеспечить непрерывность сбора и поднять производительность. Собранный на этих плантациях лист идет на чай массового производства.
Необходимость ручного сбора ограничивает возможности культивирования чая: оно рентабельно только в регионах с достаточно высокой природной продуктивностью и достаточно низкой стоимостью ручного труда сборщиков. Именно поэтому культура чая получила наибольшее развитие не просто в горных тропических странах, а в тех, где высока плотность сельского населения (см. картодиаграмму численности сельского и городского населения в № 10/2010). Попытки механизировать сбор и сортировку чайного листа предпринимались неоднократно (в 1958 г. был создан механизированный чаеуборочный агрегат), однако собранный машиной лист имеет невысокое качество, главным образом из-за большого количества посторонних включений (побеги, засохшие листья, мусор и т.д.). В Японии и Китае как источник масла используют семена чая. Очищенное масло употребляют в пищу, неочищенное идет на технические нужды.
Более четверти мирового производства чайного листа приходится на Китай. Он производит зеленый и черный чай, это единственная страна, производящая белые и желтые чаи. Все китайские чаи — листовые, резка листа не применяется. Производится целый спектр ароматизированных сортов чая.
Основная масса индийского чая относится к черным разновидностям. Большинство индийских чаев выпускаются резаными или гранулированными. Широко применяется купажирование чая — торговый сорт представляет собой смесь из 10—20 чаев разной сортности. Собственное потребление чая в Индии, в отличие от Китая, невелико, производство ориентировано на экспорт. Индийский чай особенно популярен в Велико-британии и странах Содружества.
На Шри-Ланке производится черный и зеленый чай, называемый чаще всего цейлонским по прежнему названию острова. Культивируется только ассамская разновидность чайного растения. Наилучшее качество имеет, как считается, чай с высокогорных плантаций южной части острова (с высот более 2000 м над уровнем моря).
Япония производит исключительно зеленый чай из китайской разновидности чайного куста. Основная часть производимого чая потребляется внутри страны, несколько известных сортов экспортируются в Европу и США.
Основные производители чая в Юго-Восточной Азии — Вьетнам и Индонезия. Производятся как черные, так и зеленые чаи, культивируются китайская, ассамская и камбоджийская разновидности.
Африканские производители чая — как правило, бывшие английские колонии, где культура была введена в XIX в. В Африке выпускаются только черные резаные чаи среднего и низкого качества, имеющие резкий вкус. Европейский потребитель встречается с ними, главным образом, в составе купажированных чаев (кенийский чай смешивается, например, с индийским и/или цейлонским).
В Турции производят резаный черный чай, большей частью среднего или низкого качества, требующий для приготовления напитка не заваривания, а кипячения. В России он известен, главным образом, по непродолжительному периоду массовых закупок на рубеже 80-х и 90-х годов.
В Америке культура чая не получила широкого распространения. Сборы невысоки, качество низкое. Лидером региона выступает Аргентина, но средняя стоимость здешнего чая составляет всего 738 долл. за тонну.
Самый дорогой чай, согласно статистике ФАО, производится в развитых европейских странах. Но климат Европы не позволяет культивировать чайное растение; страны этого региона являются реэкспортерами чая, как правило, кенийского, индийского и цейлонского. На чаеразвесочных фабриках Великобритании и Франции, Германии и Бельгии проводится купаж сортов чая, добавление разнообразных ароматических веществ и растений (жасмин, бергамот и др.). Полученный чай стоит дороже необработанного сырьевого, его средняя стоимость достигает нескольких тысяч долларов за тонну: британского — 12 133, французского — 16 958, бельгийского — 8 611, германского — 7 190 (данные ФАО за 2007 г.). Получается продукт «высоких» чайных технологий, требующий наценки за «бренд». Чуть дешевле готовые к употреблению чаи из таких нетрадиционных для чаеводства стран, как США (5 767 долл. за тонну), ОАЭ (5 330) и России (5 845 долл.за тонну). В последней это «Майский чай», «Беседа» (принадлежит англо-голландскому концерну «Юнилевер») и многие другие торговые марки, вырабатываемые, как правило, из чайного листа южноазиатского происхождения.
Самый северный ареал промышленно выращиваемого чая в мире — российский Краснодарский край. На плантациях в пределах городской территории Сочи собирают не более 1 тыс. т чая в год. В советский период предпринимались попытки культивирования чая еще севернее: в 1949 г. чайные плантации были заложены в Закарпатье. В конце 50-х — начале 60-х годов производство чая там осуществлялось в промышленных масштабах, но впоследствии было признано неперспективным и прекращено. Главной «чайной» республикой в СССР была Грузия. Выращиваемый здесь чай реализовывался на громадном рынке ₁⁄₆ части суши. Чайные плантации были заложены в горах Черноморского побережья в конце XIX в. русскими промышленниками. Среди самих грузин чайный напиток непопулярен, поэтому после распада СССР сборы чая в стране резко сократились.
КОФЕ
Культура кофе распространена в жарких и влажных тропических и экваториальных странах. Подрисуйте на картодиаграмме на с. 24—25 Северный и Южный тропики. Вы увидите, что все выращивающие кофе страны обязательно будут иметь часть своей территории между этими значимыми географическими линиями. Исключений совсем немного* — США (но здесь речь идет о плантациях на тропических Гавайях) и Непал (помещенный Гималаями как бы в одну квартиру с тропическими странами). Получается, что культура кофе по ареалу своего распространения более компактна, нежели культура чая (№ 11/2010): кофе образует единый «приэкваториальный» ареал, чай же существует в двух поясах по разные стороны экватора (Аргентина и Сочи).
_______________
* Этому же концерну принадлежат права на известные торговые марки «Брук Бонд» и «Липтон».
Кофейное дерево принадлежит семейству мареновых. Это сравнительно невысокое вечнозеленое растение высотой обычно до 4 м. Плод кофе — ягода, имеющая в зрелом состоянии красный цвет, по внешнему виду она напоминает вишню, только растет крупными гроздьями. Самое ценное в ягоде, с точки зрения потребителя, — кофейные зерна, два полусферических семени, иногда неверно называемых кофейными бобами.
Кофейное дерево в разных регионах плодоносит в разные сезоны, различают периоды основного и малого урожаев. Считается, что чем выше гипсометрический уровень произрастания кофейного дерева, тем более тонкий и ароматный напиток получается из его зерен.
Родина кофе — Эфиопское нагорье, именно там, в первом тысячелетии до н.э. люди впервые заметили тонизирующие свойства этого растения, а заметив, стали использовать. Первоначально употреблялся не отвар обжаренных зерен, а сами кофейные ягоды. Первый народ Евразии, что познакомился с культурой кофе, — арабы Йемена. Не случайно один из сортов кофе — мокко — получил свое название от йеменского порта Моха, расположенного у входа в Баб-эль-Мандебский пролив со стороны Красного моря. Первоначально арабы давили кофейные зерна и смешивали их с животным жиром и молоком. Из получившейся массы делали шарики, которые брали с собой в дорогу в качестве тонизирующего средства, своеобразного универсального энергетика. Лишь с XII в. из сырых кофейных зерен стали готовить напиток, а еще столетия спустя арабы начали срывать плоды с кофейных деревьев, сушить зерна, обжаривать их, измельчать и получившийся порошок заливать кипятком. Посредником между арабо-мусульманским миром и Европой в укоренении культуры потребления кофе довелось стать Турции. Именно после неудачной осады турками-османами Вены в конце XVII в. кофейный напиток стал в Европе доступным и популярным —сначала именно в форме «кофе по-венски».
Но кофейное дерево не может расти за пределами тропиков, поэтому европейцами в колониальных заморских странах стали создаваться первые плантации этого растения. В середине XVII в. мусульманин- паломник завез кофейные зерна из Аравии в Южную Индию. Это положило конец арабской монополии на выращивание кофе. Оттуда в конце XVII в. голландские торговцы тайно вывезли кофе в свои Ост-Индские владения — на Яву и Суматру. С начала XVIII в. кофе стал выращиваться и в Новом Свете, сначала в колониях Нидерландов, а затем и Франции. В 1721 г. появились плантации в Гвиане и на Мартинике. В 1727 г. — в Бразилии, в 1730 г. — на Ямайке, в 1748 г. — на Кубе.
Существует два ботанических вида кофейного дерева — арабика и робуста. Первый вид введен в культуру в Эфиопии, а затем распространился по арабским странам (отсюда название), второй иногда называют конголезским кофе, потому что в диком виде он известен в экваториальных лесах бассейна Конго. Качество напитка из робусты ниже, чем из арабики. Но у робусты есть и преимущества: этот вид более урожайный и более устойчивый к болезням и потому возделывать его проще. На арабику приходится около 70% мирового сбора кофе, на робусту — 30%. Арабику культивируют в Эфиопии, Кении, Андских странах, в Центральной Америке; робусту — в бассейне Конго, на побережье Гвинейского залива, в Южной и Юго-Восточной Азии. В Бразилии — крупнейшем мировом производителе кофе — выращивают оба вида кофейного дерева.
Самая дорогая разновидность кофе — «Копи Лювак», стоимость чашки такого напитка около 750 рублей. Для приготовления этого кофе используются зерна, прошедшие естественную ферментацию в пищеварительном тракте азиатской пальмовой циветты — небольшого хищного зверька семейства виверровых. Этот кофе производится в Индонезии, на Филиппинах и в Южной Индии в промышленных масштабах на специальных зверофермах (зверьки там содержатся в клетках).
Первоначально кофейное дерево выращивали под густым пологом тропических деревьев верхнего яруса. Этот способ, называемый «шейд-гроун» (буквально — «растущий в тени»), максимально походил на существование кофейного дерева в дикой природе. Однако с 70-х годов ХХ в. основная часть кофе стала собираться с открытых плантаций, на которых кофейные растения оказывались под прямыми солнечными лучами. Такой способ приносил бо´льшие урожаи, зерна созревали быстрее, но качество кофейного напитка уступало «теневым» плантациям. В последние годы влиятельные экологические организации пропагандируют возврат к «шейд-гроун», так как этот способ может «бороться» с уменьшением площадей тропических лесов на планете и в наибольшей степени сохраняет природный ландшафт. Кофе, выращенный на подобных плантациях (и без применения химии), теперь называют «органическим».
Кофейное растение очень требовательно к воде. По подсчетам специалистов, для того, чтобы получить то количество зерен кофе, которое нужно для заваривания одной чашки напитка, за весь агротехнический период необходимо истратить 140 литров воды. Поэтому кофейные плантации можно назвать конкурентами людей за доступ к чистой воде, особенно в странах, где нередки затяжные засухи, например, в Эфиопии или Йемене.
Ягоды кофейного дерева традиционно собираются вручную. Сборщики снимают с ветвей все ягоды, независимо от их спелости. В Бразилии применяется частично механизированная уборка: используется пневматический механизм, трясущий ветви, в результате чего ягоды сами падают на землю. Упавшие плоды собираются граблями и, для того чтобы удалить листья, грязь и мелкие веточки, просеиваются — либо вручную, либо механически. Просеянные ягоды моют, попутно отделяя сухие и гнилые. Затем ягоды кофе раскладывают на солнце для просушивания в течение 15—20 дней. Чтобы они хорошо просохли, их постоянно переворачивают. Когда достигнута идеальная влажность (11—12%), зерна механически очищаются от шелухи. Затем их отправляют на предприятия первичной переработки. Там зерна проходят через очистительную машину, сортируются по размеру и весу и расфасовываются в мешки. В мешках хранятся зерна единого размера и качества, которые можно экспортировать. Кофе экспортируется в виде зеленых зерен.
Главный экспортер кофе — Бразилия, где основные кофейные плантации расположены в штатах Юго-Востока — Сан-Паулу, Минас-Жерайс, Парана, Эспириту-Санту. Бразилия вывозит ⅔ произведенного кофе, то есть около 1,5 млн т ежегодно. Немного уступает ей быстро наращивающий объемы сбора Вьетнам, вывозящий на экспорт почти весь свой кофе. Третья в списке — Колумбия с экспортом в 0,6 млн т, а за ней следует Германия, сама кофейное дерево не возделывающая, но занимающаяся реэкспортом чужих кофейных зерен и уже готового обжаренного кофе. Дешевый кофе поступает на мировой рынок из Вьетнама, Уганды и Кот-д'Ивуара (средняя стоимость — около 1,5 тыс. долл. за т), дорогой — из Кении, США и Коста-Рики (2,8 тыс. долл. за т).
Основной импортер кофе — США, ежегодно ввозящие 1,3 млн т«колониального товара». Любовь американцев к кофейному напитку берет свое начало еще во времена борьбы за независимость: настоящие патриоты отказывались потреблять завозимый англичанами и облагаемый высокими пошлинами чай. Среди стран — заядлых кофеманов и другие экономические лидеры современного мира: Германия, Италия, Япония, Франция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Канада, Швеция. Каждая из них импортирует более 100 тыс. т кофе, в основном, как нетрудно догадаться, бразильского. Из этих кофейных зерен производится растворимый кофе в порошке или гранулах, который мы покупаем в фастфудах и в универсамах. Считается, что растворимый кофе был изобретен в 1901 г. Сатори Като — японцем из американского Чикаго. Есть версия, что основным заказчиком и инвестором этой технологии стало министерство обороны, заботящееся о компактности пайков солдат. В 1938 г. появилась первая широко распространенная марка растворимого кофе — «Nescafе`». Она стала результатом совместных усилий швейцарской фирмы «Nestlе`» и бразильского правительства, пытавшегося «пристроить» излишки своего кофе. Ежегодно значительная часть урожая кофе в Бразилии пропадала из-за отсутствия технологии переработки и хранения зерен. Растворимый кофе быстро набрал популярность в США после Второй мировой войны, а затем распространился по всему миру.
География потребления кофе мало совпадает с географией его производства. Из регионов-производителей, пожалуй, только в Латинской Америке широкая популярность кофейного напитка среди местного населения общеизвестна. Другие обильно пьющие кофе страны расположены за пределами ареала плантаций кофейного растения. В первую очередь — это страны Арабского мира и Турция, там кофейни служат не просто точками общепита, а настоящими мужскими клубами, где обсуждаются серьезные проблемы. Трудно представить без кофейного этикета южно-европейские страны и Францию. В каждом маленьком ресторанчике или кафе может существовать свой способ заваривания и подачи кофе. Многие и многие литры кофе в год потребляют и американцы с канадцами. Кто-то на бегу в «Макдональдсах», кто-то на пикниках в уик-энды, а кто-то и в уютной гостиной дома. Однако, согласно статистике, больше всего кофейного напитка в расчете на душу населения выпивают скандинавы. Возможно, свою роль в этом играет сырой и прохладный климат Северной Европы, а может быть, «повинен» неспешный северный ритм жизни (кофе помогает взбодриться малоэмоциональным флегматикам-северянам).
Относительно мало кофе пьют в странах чайной культуры, к которым относят Великобританию и большинство стран бывшего Британского Содружества наций. К традиционно чайным странам можно отнести и Россию с большинством государств СНГ. Культура употребления кофе стала внедряться в нашей стране со времен Петра I. Попробовав и полюбив кофе в Голландии, царь-реформатор издал указ, заставляющий подавать кофе на светских мероприятиях. Палочные методы и мода сыграли свою роль: кофе стал популярен в среде российской аристократии, но простой народ долго относился к барскому напитку с недоверием. Только в заграничном походе 1813—1814 гг., завершавшем Отечественную войну, русские солдаты в Европе массово познакомились с кофепитием и широко распространили эту привычку по своей родине. Потребление кофе в России неуклонно возрастало: в конце XIX в. импорт составлял 8 тыс. т, в начале XX в. — 12 тыс. В начале XXI в. Россия — 19-й импортер кофе в мире, в страну ежегодно ввозится около 50 тыс. т кофе на сумму более 100 млн долл.
______________
* Кофе высажен и под Адлером в Краснодарском крае, но это опытная плантация (считается самой северной в мире). Здесь специалисты, в частности, экспериментировали в процессе интродукции кофе во Вьетнам.
Я хочу Вас познакомить с китайскими наставлениями о чае Сюй Цзэшу:
Время для пития чая
Чай можно пить в такое время:
- когда ты празден;
- когда слушаешь скучные стихи;
- когда мысли спутаны;
- когда отбиваешь такт, слушая песню;
- когда музыка умолкает;
- когда живешь в уединении;
- когда живешь жизнью ученого мужа;
- когда беседуешь поздно ночью;
- когда занимаешься учеными изысканиями днем;
- в брачных покоях;
- принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек;
- когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий;
- в хорошую погоду;
- в сумерки дня;
- когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу;
- среди раскидистых деревьев и бамбуков;
- когда распускаются цветы;
- в жаркий день, у зарослей лотоса;
- возжигая благовония во дворе;
- когда младшие покинули комнату;
- когда посещаешь уединенный храм;
Памятка
- Правило №1. Самый главный ингредиент — чай, должен быть свежим и качественным.
- Правило № 2. Вода — важный фактор, влияющий на вкус завариваемого чая. Она не должна быть жесткой и хлорированной. Если в вашем регионе водопроводная вода с большим содержанием хлора и жесткая, титестеры рекомендуют использовать бытовые фильтры и фильтровать воду для чая.
- Правило № 3. Для идеально заваренного чая вода не должна долго кипеть (вкус чая зависит от содержания кислорода в воде, которое понижается при многократном кипячении), если вы завариваете черный чай, а для зеленых чаев лучше, если вода только начала закипать (а пузырьки подниматься со дна чайника).
- Правило № 4. Количество чая должно быть аккуратно вымерено: 1 чайная ложка (1 пакетик) на чашку чая.
- Правило № 5. Время заваривания очень важно. На всех пачках чая AhmadTea указано время и способ заваривания, которые английские титестеры рекомендуют для того и иного чая.
Советы вдогонку.
- После того, как чай заварен, заварку нужно вынуть.
- Молоко лучше добавить после того, как чай полностью заварился.
- Покупать чай лучше от известных производителей или известных марок.
- Следите за датой упаковывания, чем более свежий чай, тем он вкуснее.
- Именно поэтому, не закупайте чай на полгода вперед: от длительного хранения чай теряет вкус и аромат.
- Храните чай в плотно закрытой коробке или банке. Чай обладает свойством впитывать запахи, поэтому его нужно хранить изолировано от сильно пахнущих продуктов.
- Покупая пачку, ищите состав - его указывать обязательно. Остерегайтесь искусственных красителей и ароматизаторов, у них примитивный вкус. А вот ссылку на ГОСТ искать не стоит - все предпочитают работать по ТУ (так и чаи, прошедшие нашу экспертизу, были изготовлены по ТУ. - Ред.), поскольку старый ГОСТ на чай давно изжил себя.
Как маркируют чай
Производители маркируют чай по международной классификации. Ищите аббревиатуры (обычно - на оборотной стороне упаковки):
- OP (OrangePekoe) - высокосортные цельнолистовые чаи. Делаются только из цельных скрученных листьев. Обычный OrangePekoe не содержит ценных чайных почек (типсов).
- ОР с добавлением типсов более высококлассный, подразделяется на следующие категории:
- FOP (FloweryOР) - верхнелистовой чай (берётся только ближайший к почке лист) с добавлением типсов.
- GFOP (GoldenFloweryOР) - тот же FOP, но с более высоким содержанием типсов.
- TGFOP (Tippy Golden Flowery OР) - ещёбольшетипсов.
- FTGFOP (Finest TGFOP) - чай из одних почек. Самый полезный. Типсы выглядят как желтоватые «реснички».
- (Р) - скрученные грубые цельные листья.
- BP (BrokenPekoe) - чаи из ломаных или резаных листьев.
Система классификации ломаных чаёв полностью соответствует классификации цельнолистовых: BOP, BFOP, BGFOP, BTGFOP, BFTGFOP.
- Гранулированный чай, или CTC (Cut, tear&curl) - листья пропускаются через вращающиеся мелкие зубцы, которые режут и скручивают их. Чай заваривается крепче и имеет более яркий цвет, но менее богатый аромат.
- Fannings (F) - высевка, мелкие частицы чая (для пакетированного чая).
- Dust (D) - «пыль», наиболее мелкие частицы чая (для пакетированного чая).
Приступая непосредственно к процессу заваривания, нужно помнить три основные правила. Во-первых, не заваривать кипятком, чтобы сохранить целебные свойства чая. Черный чай заваривают водой, нагретой до 90 °C, зеленый – до 80 °C, красный – до 70 °C, белый – до 60 °C.
Во-вторых, не гнаться за крепостью в обывательском ее понимании. Крепость не есть темный цвет, который достигается большим количеством заварки и долгим настаиванием. Крепость – это степень концентрации веществ из чайного листа в настое. Крепким настой становится в первые 4–4,5 минуты, а наиболее сильная пигментация (окрашивание) происходит только через 8–10 минут. Но к этому времени уже испаряются эфиры, а через 20 минут начинается процесс окисления ароматических составляющих, фенола, липидов – снижаются целебные качества и появляется горечь. Если вы все сделали правильно – пейте на здоровье! Ведь чай имеет противовирусный и противовоспалительный эффекты, очищает сосуды, снижает холестерин, поддерживает молодость кожи, оказывает еще массу благоприятных воздействий на организм.
Пословицы
- "Выпей чайку — забудешь тоску",
- "С чая лиха не бывает",
- "За чаем не скучаем — по три чашки выпиваем",
- "Чай не пить — на свете не жить",
- "Чай пить — не дрова рубить",
- "Хлебца купить не на что: с горя чаек попиваем!";
Появившись на Руси в 1638 г. стремительно этот напиток становился истинно русским. Как тут не вспомнить А.С.Пушкина, его "Евгения Онегина" и чаепитие в уютном доме Лариных.
Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал...