Наставничество как форма работы с учащимися

Разделы: Биология

Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник


«Победителю - ученику от побежденного учителя...» такие слова начертал на листах первой поэмы Александра Пушкин «Руслан и Людмила» Александр Жуковский в 1820 году.

Наставничество – явление, которое несет в себе общечеловеческую традицию передавать опыт мастерства. Вложение сил, знаний, развитие потенциала творчества, дают свои плоды со временем. Результат виден не сразу, но роль наставника очевидна. Очень многие великие люди имели наставника. Чарльз Дарвин воспитан родным дедом-натуралистом Эразмом Дарвином, который уделял огромное количество времени своему проблемному внуку, который выглядел посредственностью среди ровесников из-за отметок в учебных заведениях. Александра Македонского воспитал великий Аристотель, а самого Аристотеля взрастил великий философ Сократ. Зная увлечения своего педагога, привозил и передавал из военных походов своему любимому учителю коллекции экземпляров животных и растений. Александр Пушкин воспевал свою няню в стихах. Простая русская женщина вложила в своего воспитанника умение чувствовать родное слово, обогатила его мировоззрение жизненными мотивами.

Наставником может быть тренер, педагог, родитель. Наставники часто совмещают функции психолога, тьютора и помощника, поэтому, наставник учащимся в современной школе помогает развивать личность ребенка, поддерживает его в его начинаниях и выстраивает совместно с окружением ребенка его собственную траекторию развития. Целью наставничества с детьми с ОВЗ является повышение мотивации учебной и общественной деятельности такого ребенка. Помощь в выборе направления своего развития,в выборе профессии, а порою выбор хобби несомненно дают ему чувство значимости в этом мире. Так же пример наставничества может быть определяющим в развитии социального поведения такого обучающегося. На данный момент у наставника имеется огромный инструментарий навыков работы с детьми с ДЦП, РАС, нарушением слуха и зрения. Велика роль современного наставник в развитии мотивации обучения и социализации у обучающихся с ОВЗ. Чувствуя поддержку, ребенок с ОВЗ учиться справляться с неудачами, разбирается в себе, умеет во время побороть страх, развивает свои коммуникативные навыки. Обучающийся ребенок с ОВЗ имеет широкий диапазон выражения своих способностей и их применения. Наставник обучает, где то смириться со своими неудачами, а где то укажет на верный путь развития. Индивидуальная траектория развития ребенка, созданная наставником, помогает развить его как личность социализированную, успешную в современном мире. Составляется траектория с учетом навыков и умений ребенка, с вектором развития на определенный промежуток обучения. Такая форма наставничества поможет ребенку в сложной ситуации получить опыт преодоления неудач, иметь опыт успеха и главное умение верить в себя. Наставник помогает ребенку в выборе профессиональной деятельности, побуждая его принимать участие в различных проектах, олимпиадах, конференциях и т.д. В процессе активной жизни ребенок получая своевременную профессиональную помощь и поддержку, становится более уверенным и чувствует себя значимым в этом мире. Очень важно создавать у обучающегося с помощью наставничества положительную адекватную самооценку.

Хороший наставник – это провод­ник ребенка во взрослую жизнь, поэтому, профессия педагога не позволяет себе стоять на месте, она требует постоянного роста, а это говорит о том, что впереди еще много интересного и нового.

Список литературы

  1. Ахметова С.Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. – 2012. – № 7. – С. 98–104.
  2. Долгушева, А.Н. Наставничество как педагогический феномен: история и современность / А.Н.Долгушева, В.М.Кадневский, Е.И. Сергиенко. – Текст: непосредственный // Вестник Омского университета. – 2013. – № 4. – С. 264–268.
  3. Наставничество в школе. Адрес доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/aleksandra-aleksevnafilina/nastavnik-v-sovremenoi-shkole-navigator-v-mire-profesionalnyhkompetencii.html