Пояснительная записка
Питание - одна из главных физиологических потребностей организма, обеспечивающая три важнейшие жизненные функции:
- построение и непрерывное обновление клеток и тканей;
- поступление энергии для восполнения энергозатрат организма;
- поступление веществ, из которых образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия на тему «Основы рационального питания» выполнена преподавателем дисциплины ПМ.07, ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) для специальности 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело. Она может быть использована в качестве методического пособия как для студентов, так и для преподавателей.
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия составлена в соответствии с современными требованиями, содержит три основных блока: методический, информационный и контролирующий блок.
Методический блок включает сведения о методике проведения занятия: цели, технологическую карту, хронологическую карту, необходимые инструкции.
Информационный блок представлен коротким опорным конспектом по данной теме, алгоритмами манипуляций, соответствующими деятельности медицинской сестры. Для закрепления материала использованы методы активного обучения: фронтальные опросы по разным темам.
Контролирующий блок содержит тестовые задания, ребусы, кроссворды, эталоны ответов и критерии оценок, оценочный лист.
Мотивация изучения темы: Рациональное питание - это питание «умное», так как название произошло от латинского слова «Rationalis», что означает «Умный». Правильное рациональное питание и его значение для здоровья человека трудно переоценить: такое питание соответствует здоровому образу жизни и не вредит человеку. В основе концепции рационального питания лежит идея о том, что питание призвано давать человеку все необходимые для полноценной активной жизнедеятельности компоненты и вещества, при этом продлевать активный период жизнедеятельности и укреплять здоровье человека.
За многие годы были сформулированы три правила в питании: разнообразие, умеренность и своевременность. К сожалению, убыстрение темпа жизни современного человека, на всех стадиях жизни отбрасывается все эти правила. Одной из основных задач является внедрение в практику научных основ питания. Уже появились научно-обоснованные концепции питания (Л.В.Баранов основал «Школу рационального питания»).
Из вышесказанного можно сделать некоторые выводы. Фактор питания является одним из важнейших в профилактике заболеваний, сохранении здоровья и повышения работоспособности. Поэтому важно обратить особое внимание на проблемы разумного потребления пищи.
Цели занятия:
Образовательные:
- формирование знаний о рациональном питании пациента;
- научить студентов технике выполнения манипуляции;
- выявить проблемы пациента, связанные с рациональным питанием пациента;
Воспитательная:
- рассмотреть этико-деонтологические аспекты темы;
- воспитывать ответственность по отношению к своим обязанностям;
- воспитывать чуткость, отзывчивость, умение работать с напарником и в команде, готовность прийти на помощь коллеге при необходимости;
- воспитывать активную жизненную позицию в отношении обеспечения инфекционной безопасности на рабочем месте;
Развивающая:
- развивать клиническое и логическое мышление
- развивать самостоятельность
- развивать профессиональные навыки
- развивать письменную и устную речь
- развивать навыки работы с документацией
- развить навыки общения с пациентами и их окружением
- развивать организационные способности
- развивать положительные личностные качества
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Формирование профессиональных компетенций
ПК1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний).
Интеграционные связи: Анатомия и физиология человека, химия, биология.
Оснащение: ТСО - презентация «Особенности рационального питания», листы назначений, технологическая карта, ёмкости для дезинфицирующих растворов, листы с ребусами, кроссворд.
Хронокарта (2 урока по 90 мин.)
№ |
Этапы занятия
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
1. |
Организационный момент 15 минут |
Приветствие студентов, проверка их готовности к занятию, создание условий для достижения психологического комфорта |
Приветствуют преподавателя. Формируют умение внутренней самоорганизации, психологически настраиваются на занятие |
2. |
Блиц-опрос «Диеты»20 минут |
Предлагает ответить на вопросы Фронтальный опрос на тему «Диеты». |
Студенты отвечают устно |
3. |
Ребус «Искусственное питание» 20 минут |
Решение ребуса |
Студенты работают в команде. |
4. |
Викторина «Питание в стационаре»30 минут |
Предлагает ответить на вопросы фронтального опроса |
Студенты отвечают устно в команде. |
5. |
Слабое звено
|
Предлагает ответить на вопросы фронтального опроса |
Студенты отвечают устно |
6. |
Кроссворд «Рациональное питание» 20 минут |
Решение кроссворда |
Студенты работают в команде устно |
7. |
Манипуляция «Кормление тяжелобольного с помощью ложки» 30 минут |
Проверяет правильность выполнения манипуляции. |
Студент выполняет манипуляцию |
8. |
Подведение итогов внеаудиторного мероприятия 15 минут (Приложение Ж) |
Подводит итог занятия |
Студенты слушают преподавателя. |
Ход занятия
1. Организационный момент
Аннотация: Поприветствовать студентов, представиться. Объяснить ход и целя занятия. Разделить на команды, выбрать капитана и придумать название и девиз.
Студентам объясняются правила игры, что необходимо набирать баллы, по итогу конкурса, команда, набравшая большие количество баллов выигрывает сертификат «Антидвойка», что дает право повысить отметку «2» на 1 балл, невыстановление любой одной отметки в журнал. Сертификатом можно воспользоваться 1 раз. Сертификат не распространяется на: итоговые, годовые, экзаменационные оценки. Действует сертификат только в кабинете доклинической практики № 309 «Лечение пациентов терапевтического профиля».
2. Блиц-опрос «Диеты»
Вводное слово: Основа всех лечебных диет - полное исключение алкоголя, жареных, жирных, острых и маринованных блюд, а также большого количества сахара и кофеина. Способы приготовления - на пару, в тушёном или отварном виде. Диетические блюда могут иметь специфический внешний вид, поэтому желательно подавать их с комбинированным гарниром из разных овощей, украшать зеленью петрушки и укропа. Очень важно принимать пищу регулярно в одни и те же часы, так как в этом случае в установленное время активно вырабатывается желудочный сок, способствуя лучшему перевариванию. В период восстановления и возвращения к активному образу жизни желательно не менять общие принципы диеты. Можно добавить иные способы приготовления блюд, не отказываться от овощей и фруктов домашнего консервирования. Вопрос о возможности употребления ранее запрещённых продуктов решает только лечащий врач.
Аннотация: Каждой команде по очереди будет задан вопрос, задача участников назвать номер диеты или сказать, как называется диета под номером. Ответить необходимо в течении 15 секунд. Если ответ был неправильным, вопрос переходит к другой команде. Всего 15 баллов, за каждый правильный ответ команде получает 1 балл. (Приложение А)
3. Ребус «Искусственное питание»
Вводное слово: Искусственное питание является сегодня одним из базисных видов лечения больных в условиях стационара. Практически не существует области медицины, в которой оно бы не применялось. Наиболее актуально применение искусственного питания (или искусственная нутриционная поддержка) для хирургических, гастроэнтерологических, онкологических, нефрологических и гериатрических контингентов больных.
Нутриционная поддержка - комплекс лечебных мероприятий, направленный на выявление и коррекцию нарушений нутриционного статуса организма с использованием методов нутриционной терапии. Это процесс обеспечения организма пищевыми веществами (нутриентами) с помощью методов, отличных от обычного приема пищи.
Существует несколько способов искусственного питания: через зонд, вводимый в желудок; с помощью гастростомы или еюностомы (отверстия, наложенного хирургическим путем в желудке и тощей кишке), а также посредством парентерального введения различных препаратов, минуя желудочно-кишечный тракт. Поскольку при наложении гастростомы или еюностомы для искусственного питания также часто используют зонд, первые два способа нередко объединяют в понятие зондовое, или энтеральное, питание.
Аннотация: Каждой команде выдаётся 5 ребусов, команда, которая разгадает первой ребусы, получает 5 баллов, команда, которая решит ребус второй, получает 4 балла, команда, которая решит третьими, получает 3 балла, команда, которая решит четвёртыми, получает 2 балла, команда которая решит пятыми, получает 1 балла. (Приложение Б)
4. Викторина «Питание в стационаре»
Вводное слово: Режим питания предусматривает:
- Определенное число приемов пищи в течение дня.
- Определенную длительность промежутков между приемами пищи.
- Время приемов пищи.
- Количественное и качественное распределение суточного рациона между отдельными приемами пищи.
Оптимальный промежуток между приемами пищи равен 4 часам. Ночной перерыв должен составлять 10-11 часов, и за 2 часа до сна пищу принимать не рекомендуется. При пятикратном питании организуется второй завтрак, при шестикратном - полдник.
Организация питания
Различают групповое питание по назначенной диете и индивидуальное. Индивидуальная диета назначается, если у пациента отсутствует аппетит или имеется аллергия на какие - либо продукты, а также имеется истощение, сопутствующие новому заболеванию. При этом из стандартного стола исключают одни, а вводят другие блюда. Иногда необходимо ежедневно составлять меню на следующий день, учитывая вкусы пациента и медицинские показания, пример, послеоперационный период.
Аннотация: Каждой команде выдаётся листок, на который они будут записывать ответы на вопросы. Один вопрос читается дважды. К вопросу так же читаются варианты ответов. Всего 15 вопросов каждый правильный ответ 1 балл. Если команда ответит правильно на все 15 вопросов прибавляется еще 2 балла. (Приложении В)
5. Слабое звено «Кормление тяжелобольного пациента»
Аннотация: Капитаны соревнуются между собой. Будут озвучены вопросы, участник в течении 10 секунд должен дать ответ на вопрос. Если ответ верный команда получает 1 бал, если ответ не верный все накопленные баллы за 5 конкурс «Слабое звено» сгорают. В том случае если игрок отвечает 2 раза не верно, он выбывает из игры. Первый выбывший получает 1 балл. Второй выбывший получает 2 балла. Третий выбывший получает 3 балла. Четвёртый выбывший получает 4 балла. Выигравший в этом конкурсе получает 5 баллов. (Приложении Г)
6. Кроссворд «Рациональное питание»
Вводное слово: Рациональное питание - это непросто сбалансированная по микро- и макронутриентам диета. Это полноценный, удовлетворяющий все потребности организма в энергетическом плане рацион, составленный с учетом возрастных и гендерных особенностей, наличия хронических или сопутствующих им заболеваний, генетических нарушений и ферментопатий.
Это понятие нельзя конкретизировать - оно всегда остается сугубо индивидуальным по отношению к каждому человеку. Ведь то, что является «рациональным» для одного пациента может не только не подходить, но и быть крайне опасным для другого: так, скажем, хотя наиболее физиологическим и считается 3-разовый рацион, он в корне не подойдет больному с истощением надпочечников, не говоря уже о крайнем проявлении данного состояния - болезни Аддисона.
Вдобавок, важна и генетика: например, наличие поломок в генах фолатного цикла влечет за собой нарушение утилизации небезызвестной и достаточно нашумевшей аминокислоты гомоцистеин - и таким людям рекомендуется ограничить продукты животного происхождения, содержащие предшественник в реакциях ее синтеза.
Аннотация: каждой команде выдаётся кроссворд. После оглашения начало решения, участники решают кроссворд. Первая команда, решившая кроссворд получает 5 баллов. Вторая команда получает 4 балла. Третья команда получает 3 балла. Четвёртая команда получает 2 балла. Пятая команда получает 1 балл. (Приложение Д)
7. Манипуляция «Кормление тяжелобольного с помощью ложки»
Аннотация: Капитаны выбирает 1 участника, который будет представлять свою команду, за каждый выполненный пункт из технологической карты участник получает баллы, всего 20 баллов. Баллы прописаны в технологической карте. (Приложение Е)
Литературные источники
- Т.П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 - издание Ростов-на-Дону «Феникс» 2011.
- Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов-на-Дону. 2011.
- Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: ГЭОТАР. - Медиа, 2008.
- Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР. - Медиа, 2008.
- Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.