Методы успешного достижения высоких результатов в проектной и исследовательской деятельности

Разделы: Физика, Химия, Биология


Работая учителем биологии мне всегда хотелось, чтобы мои ученики не просто приходили на мой урок, а полюбили биологию, научились понимать сложные вопросы в биологии, захотели узнать больше информации чем написано в учебнике. Для этого необходимо создать на уроках ситуацию успеха, где ребенок почувствует себя первооткрывателем или почувствует командный дух соревнования, где в команде друг друга поддерживают и от каждого в команде зависит успех. Методика, описанная в программе элективного курса, помогает добиваться моим ученикам каждый год высоких результатов в научно-практических конференциях («Старт в медицину» и «Курчатовский проект»), начиная с 2021 года (победители и призеры).

Программу можно использовать не только как целостную программу по внеурочной деятельности, но и использовать элементы в уроках биологии на разных темах.

Выделяю три основные направления в методике для успешного освоения проектной и исследовательской деятельности:

  1. Ситуация успеха
  2. Технология педагогических мастерских
  3. Практика-ориентированная деятельность

Программа

Элективный курс для обучающихся медицинских и естественнонаучных профильных классов «Учебно-исследовательский практикум по биологии».

Пояснительная записка

Программа предназначена для использования в образовательном процессе для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, обучающихся по медицинскому или естественнонаучному профилю. Программа основана на учебно-междисциплинарных и исследовательско-междисциплинарных связях биологии, химии и физики. Содержание программы направлено на создание условий для совершенствования исследовательской компетентности учащихся, которые получают опыт проведения мини – исследований, работы со справочной литературой, натурными объектами. При проведении исследований учащиеся совершенствуют навыки качественного и количественного анализа, а также практически доказывают значимость осмоса для живых клеток.

Содержание программы элективного курса определено примерными основными образовательными программами основного среднего образования по биологии, химии и физике в соответствии с ФГОС СОО.

Курс рассчитан на 35 часа.

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для учебно-исследовательской деятельности обучающихся в области биологических наук в классах естественнонаучного и медицинского профиля.

Задачи:

  • формирование метапредметных универсальных способов учебной деятельности путем выполнения творческих, проектных и учебно-исследовательских работ междисциплинарной направленности;
  • развитие экспериментальных навыков в области биологии, химии, физики;
  • развитие практико-ориентированного мышления;
  • развитие личностных характеристик и содействие социализации и профориентации школьников.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

В процессе освоения программы планируется, что каждый ее участник научится:

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи биологических методов;
  • анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • понимать суть осмотического давления в клетках;
  • проводить качественный и количественный анализ;
  • понимать принципы действия приборов;
  • использовать при выполнении учебных задач справочные материалы, ресурсы Интернет;
  • ориентироваться в источниках научной информации (текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно - исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного пользования поисковыми системами;
  • формирование биологического мышления, умения применять его в профессиональной ориентации.

Предметные результаты

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных анализов;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации биологической информации;
  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли биологии для развития других естественных наук;
  • понимание химических основ и принципов действия измерительных приборов;

Содержание программы

  1. Вирусы - неклеточные формы жизни, роль и место в биосфере, значение для человека.
  2. Бактерии. Значение в природе, жизни человека и собственной деятельности.
  3. Витамины — незаменимые компоненты пищи. Роль витаминов в обмене веществ. Группы витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, симптомы и последствия, их предупреждение.
  4. Общий план строения клетки эукариот. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. 
  5. Биохимия, ее задачи, краткая история развития. Выдающиеся исследователи в области биохимии. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества в клетке. Органические соединения в клетке.
  6. Плазмолиз и деплазмолиз клетки, осмотическое давление в клетке.
  7. Воздушное питание растений, фотосинтетические пигменты, значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

  1. «Модель вируса»
  2. «Строение бактериальной клетки»
  3. «Метод окраски по Граму»
  4. Интеллект – карта по теме «Значение бактерий»
  5. Исследовательская работа «На страже здоровья»
  6. «Модель растительной и животной клеток»
  7. «Строение растительной, животной клеток под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
  8. «Биомолекулы»
  9. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
  10. «Осмотическое давление в клетках растений»
  11. «Тайна растительных пигментов»
  12. «Фотосинтез»
  13. Решение задач «Биосинтез белка»

Образовательные технологии

При реализации программы модуля предполагается активное использование технологии мастерских. В этой технологии знания выстраиваются самим учеником (в паре или группе) с опорой на свой личный опыт, приобретенный в ходе естественнонаучного эксперимента, учитель (мастер) лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления, лабораторного оборудования и руководства к действию. Эта технология позволяет ученику самому строить своё знание: выдвигать гипотезу, самостоятельно планировать ход эксперимента, проводить его, анализировать полученные результаты и обсуждать их в формате дискуссии. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности.

Учебно-тематический план занятий

Тема занятия

Дидактические материалы и оборудование, используемые
на занятии

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Модуль 1 «В мире невидимок»

1

Неклеточная форма жизни – вирусы

Презентация «Вирусы».

Объясняет роль вирусов в природе и жизнедеятельности человека.
Приводит примеры заболеваний человека, вызываемых вирусами и меры их профилактики.

Анализ текстовой информации и иллюстраций учебника;интерпретация рисунков и схем;
фиксация информации в рабочей тетради в виде текстовых записей, таблиц, схем.

2

Мини-проект «Модель вируса»

Пластилин, картон, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши.

Организует работу учащихся над мини-проектом «Модель вируса».

Приобретение навыков: описания строения и функций компонентов в строении вируса.

3

Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению

Презентация
«Инфекционные заболевания»

Организует работу в группах

Анализ текстовой информации, создание кластера (Вирусология, иммунология и медицинская микробиология.)

4

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Разработка вакцины

Презентация
«ВИЧ»

Организует работу в группах

Работа в группах,
создание листовки «Профилактика ВИЧ»

5

Лабораторная работа «Строение бактериальной клетки»

Микроскоп, готовый микропрепарат бактериальной клетки.

Предоставляет учащимися оборудование;
знакомит учащихся с инструкцией по ТБ.

Приобретение навыков: описания строения и функций клеточных компонентов бактериальной клетки.

6

Лабораторная работа «Метод окраски по Граму»

Микроскопы, предметные и покровные стекла, спиртовки, карболовый раствор генцианового фиолетового, раствор Люголя, этиловый спирт.

Рассказывает о методах окрашивания, объясняет метод окраски по Граму.
Предоставляет учащимися оборудование; знакомит учащихся с инструкцией по ТБ.
Отвечает на возникающие в ходе работы вопросы.
Организует взаимопроверку и самопроверку выполненных работ.

Приобретение навыков исследовательской деятельности, навыков соблюдения правил техники безопасности, самостоятельного проведения работы.

7

Практическая работа «Значение бактерий в природе и жизни человека»

Компьютеры (или иные гаджеты) с доступом к сети в Интернет.

Организует взаимопроверку и самопроверку выполненных работ.

Создание интеллект-карт по теме «Значение бактерий».

8

Что помогает организму человека в борьбе с вирусами и бактериями?

Презентация «Иммунитет»

Объясняет механизмы борьбы иммунитета, создание вакцин

Индивидуально составить синквейн (иммунитет)

9

Как укрепить иммунитет?

Информационный лист «Иммунитет»

Объясняет способы повышения устойчивости организмов к бактериальным и вирусным заболеваниям?

Работа в группах,
Создание рекламного плаката: «Как укрепить иммунитет?»

- Заголовок
- Изображение
- Эффективные советы
- Лозунг (призыв к действию)

10-11

Исследовательская работа «На страже здоровья»

Тетрадь-практикум, информационный лист.
Приборы и оборудование «На страже здоровья».

Организует работу в группах. Учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность.

Соблюдать технику безопасности, самостоятельно проводить химический эксперимент, делать умозаключения.
Работать в группе.
Выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной
речи.

12

Обобщение и систематизация знаний по модулю «В мире невидимок»

Презентация (интерактивная игра).

Организует работу в группах.

Умение работать в команде, развитие внимательности, собранности и аккуратности.

Модуль 2 «Путешествие в мир клетки»

13

Загадочный мир растительной и животной клеток

Просмотр видеофрагмента «Путешествие в мир клетки». Карточки органоидов клетки растений и животных, магниты, магнитная доска, Брошюра с теоретическим и учебным материалом по модулю.

Предлагает задание для групповой работы – поиск и систематизация сведений.
Организует обсуждение строение клетки (создание модели растительной и животной клеток)

Приобретение навыков: описания строения и функций клеточных компонентов, выявления взаимосвязи строения и функций органоидов клетки; сравнения и описания клеток растений и животных; описания строения и функций клеточных компонентов;
систематизации и анализа информации; работы в группах;
интерпретации рисунков и схем.

14 Лабораторная работа «Сравнение растительной и животной клеток» Микроскопы по количеству групп, готовые микропрепараты клеток растений и животных. Предоставляет учащимися оборудование; знакомит учащихся с инструкцией по ТБ.

Приобретение исследовательских навыков, навыков соблюдения правил техники безопасности, самостоятельного проведения работы; развитие внимательности, собранности и аккуратности; анализ текстовой информации и иллюстраций учебника;интерпретация рисунков и схем;
фиксация информации в рабочей тетради в виде текстовых записей, таблиц, схем.

15

Химический состав клетки

Презентация «Биохимия».

Побуждает учащихся к обсуждению основных задач, предмета изучения и исследовательских методов. Овладение умением выделять существенные признаки органических веществ клетки, устанавливать взаимосвязь строения и функций молекул белков, углеводов, липидов в клетке; систематизировать и анализировать информацию; работать в малых группах.
16 Лабораторная работа «Химический состав клетки» Информационный лист «Биомолекулы». Инструкция к лабораторной работе, оборудование и реактивы. Организует обсуждение методики определения химического состава клетки.
Предоставляет выбранное учащимися оборудование; знакомит учащихся с инструкцией по ТБ.
Приобретение навыков соблюдения правила техники безопасности при проведении химического эксперимента; развитие умения самостоятельно проводить работу, делать умозаключения; овладение умением и навыками постановки биохимических экспериментов, объяснения их результатов; умением устанавливать причинно-следственные связи, строить логические суждения.
17 Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» Лук, микроскопы по количеству групп, предметное стекло, покровное стекло, стакан химический мерный, соль, вода. Организует работу в группах
Предоставляет учащимися оборудование; знакомит учащихся с инструкцией по ТБ.
Приобретение исследовательских навыков, навыков соблюдения правил  техники безопасности, самостоятельного проведения работы; развитие  внимательности, собранности и аккуратности; анализ  текстовой информации и иллюстраций учебника;интерпретация рисунков и схем;
фиксация информации в рабочей тетради в виде текстовых записей, таблиц, схем.
18 Осмос в природе и быту Презентация «Осмос», сахар, соль, картофель, лимон, морковь.

Организует работу в группах.
Предоставляет учащимися оборудование; знакомит учащихся с инструкцией по ТБ.

Анализ текстовой информации и иллюстраций учебника;
интерпретация рисунков и схем;
фиксация информации в рабочей тетради в виде текстовых записей, таблиц, схем.

19 Генетическая информация Презентация «ДНК – носитель наследственной информации», модель ДНК. Объясняет строение молекулы ДНК и свойства генетического кода. Приобретение навыков: описания строения и функций компонентов в молекуле ДНК.
20 Транскрипция. Генетический код Презентация «Как информация из ядра поступает на рибосому?», таблица генетического кода. Объясняет процесс транскрипции, организует работу в группах Работа в группах (используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - аргинин – триптофан – тирозин – гистидин – фенилаланин -)
21 Биосинтез белка Презентация «Биосинтез белка», раздаточный тестовый материал для закрепления, проверки и взаимопроверки знаний.

Организует работу в группах.
Объясняет сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка.

Умение работать в команде, развитие внимательности, собранности и аккуратности.
22 Решение задач «Биосинтез белка» Памятка для решения задач «Биосинтез белка». Организует работу учащихся Анализ текстовой информации, развитие внимательности, фиксация информации в тетрадь.
23 Репликация ДНК Модель ДНК, таблица «Жизненный цикл клетки». Объясняет особенности репликации ДНК, организует работу учащихся. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к своему здоровью, значение репликации для организма в целом.
В парах рассказать друг другу о репликации ДНК.
24 Гены, геномы, хромосомы Презентация «Гены, геномы, хромосомы». Объясняет учащимся основные отличия понятий ген и геном, уровни комплектаций ДНК, отличие генов прокариот и эукариот, строение и классификацию хромосом. Работа в группе (составить 5 вопросов: что? Где? Сколько?)
Составление синквейна (ген, геном, хромосома)
25 Обобщение и систематизация знаний по модулю «Путешествие в мир клетки» Презентация (интерактивная игра). «Путешествие в мир клетки». Организует работу в группах. Умение работать в команде, развитие внимательности, собранности и аккуратности.
Модуль 3 «Тайны растительных пигментов»
26 Фотосинтез. Световая фаза Презентация «Фотосинтез» Организует обсуждение значение фотосинтеза в жизни растений. Анализ текстовой информации и иллюстраций учебника; интерпретация рисунков и схем; фиксация информации в рабочей тетради в виде текстовых записей, таблиц, схем.
27 Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез Презентация «Фотосинтез» Организует обсуждение значение фотосинтеза в жизни растений. Анализ текстовой информации и иллюстраций учебника; интерпретация рисунков и схем; фиксация информации в рабочей тетради в виде текстовых записей, таблиц, схем.
28 Лабораторная работа «Фотосинтез»

Цель: Опытным путем изучить процесс и значение фотосинтеза.
Оборудование: растения, микроскоп, микропрепараты листьев тенелюбивых и светолюбивых растений.

Организует работу учащихся Приобретение исследовательских навыков, навыков соблюдения правил техники безопасности, самостоятельного проведения работы; развитие внимательности, собранности и аккуратности.
29 Практическая работа «Фотосинтез» Инструкция и презентация Практическая работа «Фотосинтез». Организует работу учащихся Развитие внимательности, собранности и аккуратности.
30 Энергетический обмен клетки Презентация «Энергетический обмен» Организует работу в группах и обсуждение результатов работы.

Анализ текстовой информации и иллюстраций.

1 группа.
Какие процессы протекают на первом этапе, что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.

2 группа.
Изучите анаэробное дыхание (гликолиз) в мышцах. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.

3 группа.
Изучите аэробное дыхание. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.
31 Лабораторная работа «Тайна растительных пигментов» (хроматография) Инструкция «Метод бумажной хроматографии», оборудование и реактивы.

Организует работу в группах
Предоставляет учащимися оборудование; знакомит учащихся с инструкцией по ТБ.

Приобретение исследовательских навыков, навыков соблюдения правил техники безопасности, самостоятельного проведения работы; развитие внимательности, собранности и аккуратности.
32 Обобщение и систематизация знаний по теме «Тайна растительных пигментов» Интерактивная игра. Организует работу в группах. Умение работать в команде, развитие внимательности, собранности и аккуратности.
33-34 Значение фотосинтеза Компьютеры (или иные гаджеты) с доступом к сети в интернет. Информационный лист «Значение фотосинтеза» Организует работу в группах

Создание презентаций или плакатов, защита работ. Умение работать в команде.

1 группа
Эволюция фотосинтеза

2 группа
Использование знаний о фотосинтезе в практике сельского хозяйства.

3 группа
Экологическая роль хемосинтеза

35 Итоговая конференция «Биологический калейдоскоп» Интерактивная доска. Организует рефлексию по курсу в формате конференции и заключительное анкетирование учащихся. Отвечает на вопросы анкеты, предложенной учителем.

Оценка образовательных результатов программы

Работа в рамках курса оценивается комплексно. Во-первых, по форме и содержанию представленных письменных отчётов и вербальной деятельности (доклады, объяснения, участие в дискуссии и др.). Во-вторых, по результатам мониторинга личностного роста ученика в ходе обучения. В-третьих, по результатам самооценки ученика и взаимооценки учащихся при коллективно-распределённой деятельности.

В качестве итоговой формы контроля предлагается представление одного из мини-проектов учащихся на итоговой конференции.

Требования к условиям организации образовательного процесса

Учебные помещения: Учебная аудитория, оснащенная техническими (мультимедийными) средствами обучения для использования цифровых образовательных ресурсов.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор (ТВ панель).
  • Компьютер.
  • Экран.
  • Выход в Интернет.
  • Телефоны или планшеты учащихся (с выходом в Интернет).

Материалы и оборудование: водный раствор яичного белка (белок одного куриного яйца отделяют от желтка, растворяют в 15–20-кратном объеме дистиллированной воды, затем раствор фильтруют через марлю, сложенную в 3–4 слоя, и хранят в холодильнике); ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля) и животных (кусочки сырого и варёного мяса); семена подсолнечника; растительное масло; луковица; 10% раствор гидроксида натрия; 1% раствор сульфата меди; 1% раствор карбоната натрия; 5% раствор ацетата свинца; мыльный раствор; йодная вода; крахмал; свежий 3%  раствор пероксида водорода; желчь медицинская; пробирки, пинцет, ватные диски, чашки Петри, фарфоровые пестики; световые микроскопы (10 штук); предметные и покровные стекла (30 штук); фильтровальная бумага; концентрированный раствор хлорида натрия; пипетки (10 штук); стакан химический мерный (10 штук); микроскопы; хлорид натрия, 15-20 мл этилового спирта и примерно 0,1 г порошка Na2CO3 цилиндры 100 мл; бензина (уайт-спирита); 20% раствора соляной кислоты; кристаллов ацетата меди (цинка); готовые микропрепараты клеток растений и животных, лук, морковь, карболовый раствор генцианового фиолетового, раствор Люголя.

Приборы и оборудование «На страже здоровья»: (на группу, 12 человек, следовательно, 6 малых групп)

  • Штатив – 6 шт.
  • Бюретка с краном (25 мл) – 6 шт.
  • Стакан пластиковый 500 мл. – 6 шт.
  • Стакан стеклянный 250 мл – 12 шт.
  • Ложечка пластиковая – 6 шт.
  • Ступка и пестик – 6 шт.
  • Лоток раздаточный – 6 шт.
  • Пипетки Пастера – 12 шт.
  • Пробирки – 40 шт.
  • Штатив для пробирок – 6 шт.
  • Перчатки одноразовые – 12 шт.
  • Халаты – 12 шт.
  • Одноразовые медицинские шапочки – 12 шт.
  • Защитные очки – 12 шт.

Материалы и реактивы:

  • Р-р йода 0,1 Н. – 100 мл. (6 шт.).
  • Универсальная индикаторная бумага – 6 шт.
  • Лакмус – 6 шт.
  • 5% раствор нитрата серебра AgNO3 – 20 мл. (6 шт.).
  • 5%-й раствор гидроксида натрия NaОН – 20 мл. (6 шт.).
  • 5%-й раствор красной кровяной соли К3(Fе (СN)6) – 20 мл. (6 шт.).
  • 5%-й раствор соляной кислоты HCI – 20 мл. (6 шт.)
  • 5% раствор хлорида железа (III) FeCI3 – 20 мл. (6 шт.).
  • 1% раствор крахмала – 20 мл. (6 шт.).
  • Сок яблочный – 150 мл.
  • Отвар из плодов шиповника – 150 мл.
  • Сок яблочный после термической обработки – 150 мл.
  • Сок мультифруктовый – 150 мл.
  • Сок грушевый – 150 мл.
  • Сок апельсиновый – 150 мл.
  • Компот из кураги – 150 мл.