Работая учителем биологии мне всегда хотелось, чтобы мои ученики не просто приходили на мой урок, а полюбили биологию, научились понимать сложные вопросы в биологии, захотели узнать больше информации чем написано в учебнике. Для этого необходимо создать на уроках ситуацию успеха, где ребенок почувствует себя первооткрывателем или почувствует командный дух соревнования, где в команде друг друга поддерживают и от каждого в команде зависит успех. Методика, описанная в программе элективного курса, помогает добиваться моим ученикам каждый год высоких результатов в научно-практических конференциях («Старт в медицину» и «Курчатовский проект»), начиная с 2021 года (победители и призеры).
Программу можно использовать не только как целостную программу по внеурочной деятельности, но и использовать элементы в уроках биологии на разных темах.
Выделяю три основные направления в методике для успешного освоения проектной и исследовательской деятельности:
- Ситуация успеха
- Технология педагогических мастерских
- Практика-ориентированная деятельность
Программа
Элективный курс для обучающихся медицинских и естественнонаучных профильных классов «Учебно-исследовательский практикум по биологии».
Пояснительная записка
Программа предназначена для использования в образовательном процессе для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, обучающихся по медицинскому или естественнонаучному профилю. Программа основана на учебно-междисциплинарных и исследовательско-междисциплинарных связях биологии, химии и физики. Содержание программы направлено на создание условий для совершенствования исследовательской компетентности учащихся, которые получают опыт проведения мини – исследований, работы со справочной литературой, натурными объектами. При проведении исследований учащиеся совершенствуют навыки качественного и количественного анализа, а также практически доказывают значимость осмоса для живых клеток.
Содержание программы элективного курса определено примерными основными образовательными программами основного среднего образования по биологии, химии и физике в соответствии с ФГОС СОО.
Курс рассчитан на 35 часа.
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для учебно-исследовательской деятельности обучающихся в области биологических наук в классах естественнонаучного и медицинского профиля.
Задачи:
- формирование метапредметных универсальных способов учебной деятельности путем выполнения творческих, проектных и учебно-исследовательских работ междисциплинарной направленности;
- развитие экспериментальных навыков в области биологии, химии, физики;
- развитие практико-ориентированного мышления;
- развитие личностных характеристик и содействие социализации и профориентации школьников.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
В процессе освоения программы планируется, что каждый ее участник научится:
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи биологических методов;
- анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- понимать суть осмотического давления в клетках;
- проводить качественный и количественный анализ;
- понимать принципы действия приборов;
- использовать при выполнении учебных задач справочные материалы, ресурсы Интернет;
- ориентироваться в источниках научной информации (текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно - исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного пользования поисковыми системами;
- формирование биологического мышления, умения применять его в профессиональной ориентации.
Предметные результаты
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных анализов;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации биологической информации;
- формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли биологии для развития других естественных наук;
- понимание химических основ и принципов действия измерительных приборов;
Содержание программы
- Вирусы - неклеточные формы жизни, роль и место в биосфере, значение для человека.
- Бактерии. Значение в природе, жизни человека и собственной деятельности.
- Витамины — незаменимые компоненты пищи. Роль витаминов в обмене веществ. Группы витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, симптомы и последствия, их предупреждение.
- Общий план строения клетки эукариот. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции.
- Биохимия, ее задачи, краткая история развития. Выдающиеся исследователи в области биохимии. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества в клетке. Органические соединения в клетке.
- Плазмолиз и деплазмолиз клетки, осмотическое давление в клетке.
- Воздушное питание растений, фотосинтетические пигменты, значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
- «Модель вируса»
- «Строение бактериальной клетки»
- «Метод окраски по Граму»
- Интеллект – карта по теме «Значение бактерий»
- Исследовательская работа «На страже здоровья»
- «Модель растительной и животной клеток»
- «Строение растительной, животной клеток под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
- «Биомолекулы»
- «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
- «Осмотическое давление в клетках растений»
- «Тайна растительных пигментов»
- «Фотосинтез»
- Решение задач «Биосинтез белка»
Образовательные технологии
При реализации программы модуля предполагается активное использование технологии мастерских. В этой технологии знания выстраиваются самим учеником (в паре или группе) с опорой на свой личный опыт, приобретенный в ходе естественнонаучного эксперимента, учитель (мастер) лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления, лабораторного оборудования и руководства к действию. Эта технология позволяет ученику самому строить своё знание: выдвигать гипотезу, самостоятельно планировать ход эксперимента, проводить его, анализировать полученные результаты и обсуждать их в формате дискуссии. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности.
Учебно-тематический план занятий
№ |
Тема занятия |
Дидактические материалы и оборудование, используемые |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
Модуль 1 «В мире невидимок» |
|||||
1 |
Неклеточная форма жизни – вирусы |
Презентация «Вирусы». |
Объясняет роль вирусов в природе и жизнедеятельности человека. |
Анализ текстовой информации и иллюстраций учебника;интерпретация рисунков и схем; |
|
2 |
Мини-проект «Модель вируса» |
Пластилин, картон, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши. |
Организует работу учащихся над мини-проектом «Модель вируса». |
Приобретение навыков: описания строения и функций компонентов в строении вируса. |
|
3 |
Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению |
Презентация |
Организует работу в группах |
Анализ текстовой информации, создание кластера (Вирусология, иммунология и медицинская микробиология.) |
|
4 |
ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Разработка вакцины |
Презентация |
Организует работу в группах |
Работа в группах, |
|
5 |
Лабораторная работа «Строение бактериальной клетки» |
Микроскоп, готовый микропрепарат бактериальной клетки. |
Предоставляет учащимися оборудование; |
Приобретение навыков: описания строения и функций клеточных компонентов бактериальной клетки. |
|
6 |
Лабораторная работа «Метод окраски по Граму» |
Микроскопы, предметные и покровные стекла, спиртовки, карболовый раствор генцианового фиолетового, раствор Люголя, этиловый спирт. |
Рассказывает о методах окрашивания, объясняет метод окраски по Граму. |
Приобретение навыков исследовательской деятельности, навыков соблюдения правил техники безопасности, самостоятельного проведения работы. |
|
7 |
Практическая работа «Значение бактерий в природе и жизни человека» |
Компьютеры (или иные гаджеты) с доступом к сети в Интернет. |
Организует взаимопроверку и самопроверку выполненных работ. |
Создание интеллект-карт по теме «Значение бактерий». |
|
8 |
Что помогает организму человека в борьбе с вирусами и бактериями? |
Презентация «Иммунитет» |
Объясняет механизмы борьбы иммунитета, создание вакцин |
Индивидуально составить синквейн (иммунитет) |
|
9 |
Как укрепить иммунитет? |
Информационный лист «Иммунитет» |
Объясняет способы повышения устойчивости организмов к бактериальным и вирусным заболеваниям? |
Работа в группах, - Заголовок |
|
10-11 |
Исследовательская работа «На страже здоровья» |
Тетрадь-практикум, информационный лист. |
Организует работу в группах. Учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность. |
Соблюдать технику безопасности, самостоятельно проводить химический эксперимент, делать умозаключения. |
|
12 |
Обобщение и систематизация знаний по модулю «В мире невидимок» |
Презентация (интерактивная игра). |
Организует работу в группах. |
Умение работать в команде, развитие внимательности, собранности и аккуратности. |
|
Модуль 2 «Путешествие в мир клетки» | |||||
13 |
Загадочный мир растительной и животной клеток |
Просмотр видеофрагмента «Путешествие в мир клетки». Карточки органоидов клетки растений и животных, магниты, магнитная доска, Брошюра с теоретическим и учебным материалом по модулю. | Предлагает задание для групповой работы – поиск и систематизация сведений. |
Приобретение навыков: описания строения и функций клеточных компонентов, выявления взаимосвязи строения и функций органоидов клетки; сравнения и описания клеток растений и животных; описания строения и функций клеточных компонентов; |
|
14 | Лабораторная работа «Сравнение растительной и животной клеток» | Микроскопы по количеству групп, готовые микропрепараты клеток растений и животных. | Предоставляет учащимися оборудование; знакомит учащихся с инструкцией по ТБ. | Приобретение исследовательских навыков, навыков соблюдения правил техники безопасности, самостоятельного проведения работы; развитие внимательности, собранности и аккуратности; анализ текстовой информации и иллюстраций учебника;интерпретация рисунков и схем; |
|
15 | Химический состав клетки |
Презентация «Биохимия». |
Побуждает учащихся к обсуждению основных задач, предмета изучения и исследовательских методов. | Овладение умением выделять существенные признаки органических веществ клетки, устанавливать взаимосвязь строения и функций молекул белков, углеводов, липидов в клетке; систематизировать и анализировать информацию; работать в малых группах. | |
16 | Лабораторная работа «Химический состав клетки» | Информационный лист «Биомолекулы». Инструкция к лабораторной работе, оборудование и реактивы. | Организует обсуждение методики определения химического состава клетки. Предоставляет выбранное учащимися оборудование; знакомит учащихся с инструкцией по ТБ. |
Приобретение навыков соблюдения правила техники безопасности при проведении химического эксперимента; развитие умения самостоятельно проводить работу, делать умозаключения; овладение умением и навыками постановки биохимических экспериментов, объяснения их результатов; умением устанавливать причинно-следственные связи, строить логические суждения. | |
17 | Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | Лук, микроскопы по количеству групп, предметное стекло, покровное стекло, стакан химический мерный, соль, вода. | Организует работу в группах Предоставляет учащимися оборудование; знакомит учащихся с инструкцией по ТБ. |
Приобретение исследовательских навыков, навыков соблюдения правил техники безопасности, самостоятельного проведения работы; развитие внимательности, собранности и аккуратности; анализ текстовой информации и иллюстраций учебника;интерпретация рисунков и схем; фиксация информации в рабочей тетради в виде текстовых записей, таблиц, схем. |
|
18 | Осмос в природе и быту | Презентация «Осмос», сахар, соль, картофель, лимон, морковь. | Организует работу в группах. |
Анализ текстовой информации и иллюстраций учебника; |
|
19 | Генетическая информация | Презентация «ДНК – носитель наследственной информации», модель ДНК. | Объясняет строение молекулы ДНК и свойства генетического кода. | Приобретение навыков: описания строения и функций компонентов в молекуле ДНК. | |
20 | Транскрипция. Генетический код | Презентация «Как информация из ядра поступает на рибосому?», таблица генетического кода. | Объясняет процесс транскрипции, организует работу в группах | Работа в группах (используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - аргинин – триптофан – тирозин – гистидин – фенилаланин -) | |
21 | Биосинтез белка | Презентация «Биосинтез белка», раздаточный тестовый материал для закрепления, проверки и взаимопроверки знаний. | Организует работу в группах. |
Умение работать в команде, развитие внимательности, собранности и аккуратности. | |
22 | Решение задач «Биосинтез белка» | Памятка для решения задач «Биосинтез белка». | Организует работу учащихся | Анализ текстовой информации, развитие внимательности, фиксация информации в тетрадь. | |
23 | Репликация ДНК | Модель ДНК, таблица «Жизненный цикл клетки». | Объясняет особенности репликации ДНК, организует работу учащихся. | Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к своему здоровью, значение репликации для организма в целом. В парах рассказать друг другу о репликации ДНК. |
|
24 | Гены, геномы, хромосомы | Презентация «Гены, геномы, хромосомы». | Объясняет учащимся основные отличия понятий ген и геном, уровни комплектаций ДНК, отличие генов прокариот и эукариот, строение и классификацию хромосом. | Работа в группе (составить 5 вопросов: что? Где? Сколько?) Составление синквейна (ген, геном, хромосома) |
|
25 | Обобщение и систематизация знаний по модулю «Путешествие в мир клетки» | Презентация (интерактивная игра). «Путешествие в мир клетки». | Организует работу в группах. | Умение работать в команде, развитие внимательности, собранности и аккуратности. | |
Модуль 3 «Тайны растительных пигментов» | |||||
26 | Фотосинтез. Световая фаза | Презентация «Фотосинтез» | Организует обсуждение значение фотосинтеза в жизни растений. | Анализ текстовой информации и иллюстраций учебника; интерпретация рисунков и схем; фиксация информации в рабочей тетради в виде текстовых записей, таблиц, схем. | |
27 | Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез | Презентация «Фотосинтез» | Организует обсуждение значение фотосинтеза в жизни растений. | Анализ текстовой информации и иллюстраций учебника; интерпретация рисунков и схем; фиксация информации в рабочей тетради в виде текстовых записей, таблиц, схем. | |
28 | Лабораторная работа «Фотосинтез» | Цель: Опытным путем изучить процесс и значение фотосинтеза. |
Организует работу учащихся | Приобретение исследовательских навыков, навыков соблюдения правил техники безопасности, самостоятельного проведения работы; развитие внимательности, собранности и аккуратности. | |
29 | Практическая работа «Фотосинтез» | Инструкция и презентация Практическая работа «Фотосинтез». | Организует работу учащихся | Развитие внимательности, собранности и аккуратности. | |
30 | Энергетический обмен клетки | Презентация «Энергетический обмен» | Организует работу в группах и обсуждение результатов работы. | Анализ текстовой информации и иллюстраций. 1 группа. 2 группа. Изучите аэробное дыхание. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично. |
|
31 | Лабораторная работа «Тайна растительных пигментов» (хроматография) | Инструкция «Метод бумажной хроматографии», оборудование и реактивы. | Организует работу в группах |
Приобретение исследовательских навыков, навыков соблюдения правил техники безопасности, самостоятельного проведения работы; развитие внимательности, собранности и аккуратности. | |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Тайна растительных пигментов» | Интерактивная игра. | Организует работу в группах. | Умение работать в команде, развитие внимательности, собранности и аккуратности. | |
33-34 | Значение фотосинтеза | Компьютеры (или иные гаджеты) с доступом к сети в интернет. Информационный лист «Значение фотосинтеза» | Организует работу в группах | Создание презентаций или плакатов, защита работ. Умение работать в команде. 1 группа 2 группа 3 группа |
|
35 | Итоговая конференция «Биологический калейдоскоп» | Интерактивная доска. | Организует рефлексию по курсу в формате конференции и заключительное анкетирование учащихся. | Отвечает на вопросы анкеты, предложенной учителем. |
Оценка образовательных результатов программы
Работа в рамках курса оценивается комплексно. Во-первых, по форме и содержанию представленных письменных отчётов и вербальной деятельности (доклады, объяснения, участие в дискуссии и др.). Во-вторых, по результатам мониторинга личностного роста ученика в ходе обучения. В-третьих, по результатам самооценки ученика и взаимооценки учащихся при коллективно-распределённой деятельности.
В качестве итоговой формы контроля предлагается представление одного из мини-проектов учащихся на итоговой конференции.
Требования к условиям организации образовательного процесса
Учебные помещения: Учебная аудитория, оснащенная техническими (мультимедийными) средствами обучения для использования цифровых образовательных ресурсов.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор (ТВ панель).
- Компьютер.
- Экран.
- Выход в Интернет.
- Телефоны или планшеты учащихся (с выходом в Интернет).
Материалы и оборудование: водный раствор яичного белка (белок одного куриного яйца отделяют от желтка, растворяют в 15–20-кратном объеме дистиллированной воды, затем раствор фильтруют через марлю, сложенную в 3–4 слоя, и хранят в холодильнике); ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля) и животных (кусочки сырого и варёного мяса); семена подсолнечника; растительное масло; луковица; 10% раствор гидроксида натрия; 1% раствор сульфата меди; 1% раствор карбоната натрия; 5% раствор ацетата свинца; мыльный раствор; йодная вода; крахмал; свежий 3% раствор пероксида водорода; желчь медицинская; пробирки, пинцет, ватные диски, чашки Петри, фарфоровые пестики; световые микроскопы (10 штук); предметные и покровные стекла (30 штук); фильтровальная бумага; концентрированный раствор хлорида натрия; пипетки (10 штук); стакан химический мерный (10 штук); микроскопы; хлорид натрия, 15-20 мл этилового спирта и примерно 0,1 г порошка Na2CO3 цилиндры 100 мл; бензина (уайт-спирита); 20% раствора соляной кислоты; кристаллов ацетата меди (цинка); готовые микропрепараты клеток растений и животных, лук, морковь, карболовый раствор генцианового фиолетового, раствор Люголя.
Приборы и оборудование «На страже здоровья»: (на группу, 12 человек, следовательно, 6 малых групп)
- Штатив – 6 шт.
- Бюретка с краном (25 мл) – 6 шт.
- Стакан пластиковый 500 мл. – 6 шт.
- Стакан стеклянный 250 мл – 12 шт.
- Ложечка пластиковая – 6 шт.
- Ступка и пестик – 6 шт.
- Лоток раздаточный – 6 шт.
- Пипетки Пастера – 12 шт.
- Пробирки – 40 шт.
- Штатив для пробирок – 6 шт.
- Перчатки одноразовые – 12 шт.
- Халаты – 12 шт.
- Одноразовые медицинские шапочки – 12 шт.
- Защитные очки – 12 шт.
Материалы и реактивы:
- Р-р йода 0,1 Н. – 100 мл. (6 шт.).
- Универсальная индикаторная бумага – 6 шт.
- Лакмус – 6 шт.
- 5% раствор нитрата серебра AgNO3 – 20 мл. (6 шт.).
- 5%-й раствор гидроксида натрия NaОН – 20 мл. (6 шт.).
- 5%-й раствор красной кровяной соли К3(Fе (СN)6) – 20 мл. (6 шт.).
- 5%-й раствор соляной кислоты HCI – 20 мл. (6 шт.)
- 5% раствор хлорида железа (III) FeCI3 – 20 мл. (6 шт.).
- 1% раствор крахмала – 20 мл. (6 шт.).
- Сок яблочный – 150 мл.
- Отвар из плодов шиповника – 150 мл.
- Сок яблочный после термической обработки – 150 мл.
- Сок мультифруктовый – 150 мл.
- Сок грушевый – 150 мл.
- Сок апельсиновый – 150 мл.
- Компот из кураги – 150 мл.