Цель: Углубить знания учащихся о классификации растений, повторить признаки однодольных и двудольных растений, познакомить с отличительными признаками и типичными представителями семейств Крестоцветных и Розоцветных, показать их биологические особенности, экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека.
Задачи:
Образовательные
- Сформировать понятия о семействах покрытосеменных растений.
- Повторить признаки однодольных и двудольных растений, отличительными признаками семейств Крестоцветных и Розоцветных.
- Познакомить учащихся с типичными представителями семейств Крестоцветных и Розоцветных.
- Показать экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека растений из семейств Крестоцветных и Розоцветных.
Развивающие
- Развивать умение выявлять признаки однодольных и двудольных растений, отличительные признаки семейств Крестоцветных и Розоцветных.
- Развивать умения работать с таблицами, узнавать органы растений на рисунках.
- Развивать речь, умение сопоставлять и анализировать.
- Развивать умение проводить самостоятельный поиск биологической информации.
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к растениям и охраны цветковых растений.
- Воспитывать у детей толерантность, умение работать в паре.
- Приобщать детей к искусству и живописи.
Здоровьесберегающие
- Создать комфортные морально–психологические условия для успешного образовательного процесса на уроке.
- Соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.
Эстетическое воспитание
- Показать красоту окружающего мира, многообразие организмов.
- Развивать наблюдательность детей.
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, карты для оценки знаний учащихся, карты с описанием лабораторных работ, тесты, учебник.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
«Мир растений очень разнообразен. На долю растений приходится 90% массы всех живых организмов в биосфере нашей планеты. Чтобы понять, как живут растения и какую роль играют в природе и жизни человека, необходимо изучить их строение. Каждый вид, требует глубокого исследования, изучения и бережного отношения. Сегодня эта книга открыта для вас на царстве растений. Любите их, изучайте, узнавайте что-то новое! А я желаю вам успеха в ваших сегодняшних открытиях!»
А для открытий у каждого из вас на столе есть «карта знаний», оценочный лист, тетрадь и учебник.
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Какие царства органического мира вам известны?
Ответ: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.
1) На доске изображены представители различных групп (виды растений) из Царства Растения. Ваша задача – установить соответствие между растениями и группами:
а) водоросли
б) мхи
в) хвощи
г) плауны
д) папоротники
е) голосеменные
ж) покрытосеменные
Ответ запишите в тетрадь.
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
2) Задание. Выпишите сначала цифрами признаки однодольных растений, потом признаки двудольных растений. Однодольные: Двудольные:
1. одна семядоля
2. две семядоли и может быть больше
3. мочковатая корневая система
4. стержневая корневая система
5. проводящие пучки разбросаны по стеблю, лишены камбия
6. проводящие пучки расположены в центре и имеют вид кольца, имеют камбий
7. параллельное или дуговое жилкование
8. сетчатое жилкование
9. цветки трехчленные или пятичленные с простым околоцветником
10. четырёхчленные или пятичленные с двойным околоцветником, насекомоопыляемые.
11. однолетние и многолетние травы
12. лиственные деревья, кустарники, одно-, двух-, много-, летние травы
13. 60 тысяч видов, 60 семейств
14. 180 тысяч видов, 370 семейств.
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
Исправить ошибки учащихся, оценить учащихся в оценочном листе.
3) Задание. Установить правильную последовательность систематических групп растений, начиная с низшей:
(Записать правильный порядок цифр в тетради)
- вид
- царство
- род
- семейство
- класс
- порядок
- отдел
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
Исправить ошибки, оценить учащихся в оценочном листе, похвалить!
3. Изучение нового материала
Учитель: Какие отделы растений вы знаете?
Ответ: Покрытосеменные или цветковые и голосеменные.
Учитель: Какие классы растений вы знаете?
Ответ: Двудольные и однодольные.
«Наш сегодняшний урок посвящен систематике покрытосеменных или цветковых растений. Именно с цветковыми растениями мы сталкиваемся чаще всего. Это самый многочисленный отдел в растительном царстве. Он насчитывает около 250000 видов и занимает господствующее положение среди растений на Земле. Вы уже знаете, что отделы подразделяются на классы. Поэтому….
Тема урока: «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
Учитель: Семейство Крестоцветные носит такое название потому, что лепестки у цветка этих растений расположены крестообразно. Насчитывает 3200 видов.
Формула цветка: По модели рассказать!
- Цветок правильный,
- Чашечка из 4 чашелистиков,
- Венчик из 4 лепестков,
- Тычинок – 6 (2 короткие и 4 длинные),
- Пестик – 1.
- Соцветие – кисть.
- Плод – стручок.
- Стебли - часто укороченные, розеточные.
- Листья – простые, цельные или рассеченные.
- Корневые системы – стержневые, у некоторых есть корнеплоды. (редис)
Учитель: Работаем с гербарием, выполняем самостоятельно лабораторную работу, находим части цветка семейства Крестоцветных, соцветие, плод, стебель, лист, корень – описание на карточках (смотреть в приложении).
Учитель: Среди Крестоцветных много растений. Многие из них имеют практическое значение. Об этом мы послушаем сообщение.
Учитель: Слушаем стихотворение, о каком цветке идёт речь?
Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна. Нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.
Ответ: о розе.
Учитель: Семейство Розоцветные носит такое название потому, что среди этих растений есть королева цветов - роза. Её именем названо это семейство.
Насчитывает 3000 видов.
По модели рассказать!
Формула цветка зависит от количества пестиков. Их число может быть различным. От одного до нескольких десятков.
- Цветок правильный,
- Чашечка из 5 чашелистиков,
- Венчик из 5 лепестков,
- Тычинок – много,
- Пестик – 1 или много.
- Соцветие – кисть(черёмуха), простой зонтик(вишня), щиток(груша).
- Плод – костянка, яблоко, многоорешек.
- Стебли – часто с шипами.
- Листья – простые и сложные с прилистниками.
Выполняем лабораторную работу, рассматриваем цветок, соцветия, кисть, плод, стебли, листья-описание на карточках (смотреть в приложении).
Учитель: Среди Розоцветных много растений. Многие из них имеют практическое значение. Об этом мы послушаем сообщение.
Учитель: Среди растений семейства Розоцветных очень много вкусных фруктов. Художники и писатели изображали их в своих произведениях. В картине Валентина Серова «Девочка с персиками» изображены 4 персика. Картина была написана Серовым в 1887 году. И сейчас, при написании композиций художники используют фрукты: яблоки, груши, сливы. Эти растения из семейства Розоцветных.
4. Рефлексия
Учитель: Проверочная работа. Задания у вас перед глазами в «карте знаний». Я их озвучу, а вы выберите правильный ответ и запишите его.
1. Преобладающими культурами среди растений семейства Розоцветные являются:
1) овощные;
2) зерновые;
3) плодово-ягодные;
4) технические;
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
2.Многие из видов растений семейства Крестоцветные:
1) образуют луковицы;
2) образуют корнеплоды;
3) образуют клубни;
4) образуют обширные корневища;
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
3. К классу двудольных растений относятся семейства:
1) Лилейные и Бобовые;
2) Крестоцветные и Сложноцветные;
3) Злаки и Паслёновые;
(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценивание
Учитель: Наш урок подошёл к концу.
Ваше домашнее задание записано у вас в «карте знаний».
Запишите его в дневник:
- Сравнить признаки растений семейств Крестоцветных и Розоцветных по таблице и по параграфу 47 учебника.
- Творческое задание: Приготовить сообщения о практическом значении растений из семейств Паслёновые и Бобовые.
Приготовьте свои оценочные листы, сложите все баллы. Я пройду по рядам и каждому назову итоговую оценку за урок с учетом ваших баллов (выставление оценок по баллам). А вы выставите её в графу итоговые оценки.
Ребята, спасибо за работу на уроке. Молодцы!