Открытый урок по биологии для 6-го класса. Тема урока: "Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные"

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 6


Цель: Углубить знания учащихся о классификации растений, повторить признаки однодольных и двудольных растений, познакомить с отличительными признаками и типичными представителями семейств Крестоцветных и Розоцветных, показать их биологические особенности, экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека.

Задачи:

Образовательные

  • Сформировать понятия о семействах покрытосеменных растений.
  • Повторить признаки однодольных и двудольных растений, отличительными признаками семейств Крестоцветных и Розоцветных.
  • Познакомить учащихся с типичными представителями семейств Крестоцветных и Розоцветных.
  • Показать экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека растений из семейств Крестоцветных и Розоцветных.

Развивающие

  • Развивать умение выявлять признаки однодольных и двудольных растений, отличительные признаки семейств Крестоцветных и Розоцветных.
  • Развивать умения работать с таблицами, узнавать органы растений на рисунках.
  • Развивать речь, умение сопоставлять и анализировать.
  • Развивать умение проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к растениям и охраны цветковых растений.
  • Воспитывать у детей толерантность, умение работать в паре.
  • Приобщать детей к искусству и живописи.

Здоровьесберегающие

  • Создать комфортные морально–психологические условия для успешного образовательного процесса на уроке.
  • Соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.

Эстетическое воспитание

  • Показать красоту окружающего мира, многообразие организмов.
  • Развивать наблюдательность детей.

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, карты для оценки знаний учащихся, карты с описанием лабораторных работ, тесты, учебник.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

«Мир растений очень разнообразен. На долю растений приходится 90% массы всех живых организмов в биосфере нашей планеты. Чтобы понять, как живут растения и какую роль играют в природе и жизни человека, необходимо изучить их строение. Каждый вид, требует глубокого исследования, изучения и бережного отношения. Сегодня эта книга открыта для вас на царстве растений. Любите их, изучайте, узнавайте что-то новое! А я желаю вам успеха в ваших сегодняшних открытиях!»
А для открытий у каждого из вас на столе есть «карта знаний», оценочный лист, тетрадь и учебник.

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Какие царства органического мира вам известны?

Ответ: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

1) На доске изображены представители различных групп (виды растений) из Царства Растения. Ваша задача – установить соответствие между растениями и группами:
а) водоросли
б) мхи
в) хвощи
г) плауны
д) папоротники
е) голосеменные
ж) покрытосеменные

Ответ запишите в тетрадь.

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

2) Задание. Выпишите сначала цифрами признаки однодольных растений, потом признаки двудольных растений. Однодольные: Двудольные:

1. одна семядоля
2. две семядоли и может быть больше
3. мочковатая корневая система
4. стержневая корневая система
5. проводящие пучки разбросаны по стеблю, лишены камбия
6. проводящие пучки расположены в центре и имеют вид кольца, имеют камбий
7. параллельное или дуговое жилкование
8. сетчатое жилкование
9. цветки трехчленные или пятичленные с простым околоцветником
10. четырёхчленные или пятичленные с двойным околоцветником, насекомоопыляемые.
11. однолетние и многолетние травы
12. лиственные деревья, кустарники, одно-, двух-, много-, летние травы
13. 60 тысяч видов, 60 семейств
14. 180 тысяч видов, 370 семейств.

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

Исправить ошибки учащихся, оценить учащихся в оценочном листе.

3) Задание. Установить правильную последовательность систематических групп растений, начиная с низшей:

(Записать правильный порядок цифр в тетради)

  • вид
  • царство
  • род
  • семейство
  • класс
  • порядок
  • отдел

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

Исправить ошибки, оценить учащихся в оценочном листе, похвалить!

3. Изучение нового материала

Учитель: Какие отделы растений вы знаете?

Ответ: Покрытосеменные или цветковые и голосеменные.

Учитель: Какие классы растений вы знаете?

Ответ: Двудольные и однодольные.

«Наш сегодняшний урок посвящен систематике покрытосеменных или цветковых растений. Именно с цветковыми растениями мы сталкиваемся чаще всего. Это самый многочисленный отдел в растительном царстве. Он насчитывает около 250000 видов и занимает господствующее положение среди растений на Земле. Вы уже знаете, что отделы подразделяются на классы. Поэтому….

Тема урока: «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Учитель: Семейство Крестоцветные носит такое название потому, что лепестки у цветка этих растений расположены крестообразно. Насчитывает 3200 видов.

Формула цветка: По модели рассказать!

  • Цветок правильный,
  • Чашечка из 4 чашелистиков,
  • Венчик из 4 лепестков,
  • Тычинок – 6 (2 короткие и 4 длинные),
  • Пестик – 1.
  • Соцветие – кисть.
  • Плод – стручок.
  • Стебли - часто укороченные, розеточные.
  • Листья – простые, цельные или рассеченные.
  • Корневые системы – стержневые, у некоторых есть корнеплоды. (редис)

Учитель: Работаем с гербарием, выполняем самостоятельно лабораторную работу, находим части цветка семейства Крестоцветных, соцветие, плод, стебель, лист, корень – описание на карточках (смотреть в приложении).

Учитель: Среди Крестоцветных много растений. Многие из них имеют практическое значение. Об этом мы послушаем сообщение.

Учитель: Слушаем стихотворение, о каком цветке идёт речь?

Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна. Нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.

Ответ: о розе.

Учитель: Семейство Розоцветные носит такое название потому, что среди этих растений есть королева цветов - роза. Её именем названо это семейство.

Насчитывает 3000 видов.

По модели рассказать!

Формула цветка зависит от количества пестиков. Их число может быть различным. От одного до нескольких десятков.

  • Цветок правильный,
  • Чашечка из 5 чашелистиков,
  • Венчик из 5 лепестков,
  • Тычинок – много,
  • Пестик – 1 или много.
  • Соцветие – кисть(черёмуха), простой зонтик(вишня), щиток(груша).
  • Плод – костянка, яблоко, многоорешек.
  • Стебли – часто с шипами.
  • Листья – простые и сложные с прилистниками.

Выполняем лабораторную работу, рассматриваем цветок, соцветия, кисть, плод, стебли, листья-описание на карточках (смотреть в приложении).

Учитель: Среди Розоцветных много растений. Многие из них имеют практическое значение. Об этом мы послушаем сообщение.

Учитель: Среди растений семейства Розоцветных очень много вкусных фруктов. Художники и писатели изображали их в своих произведениях. В картине Валентина Серова «Девочка с персиками» изображены 4 персика. Картина была написана Серовым в 1887 году. И сейчас, при написании композиций художники используют фрукты: яблоки, груши, сливы. Эти растения из семейства Розоцветных.

4. Рефлексия

Учитель: Проверочная работа. Задания у вас перед глазами в «карте знаний». Я их озвучу, а вы выберите правильный ответ и запишите его.

1. Преобладающими культурами среди растений семейства Розоцветные являются:
1) овощные;
2) зерновые;
3) плодово-ягодные;
4) технические;

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

2.Многие из видов растений семейства Крестоцветные:
1) образуют луковицы;
2) образуют корнеплоды;
3) образуют клубни;
4) образуют обширные корневища;

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

3. К классу двудольных растений относятся семейства:
1) Лилейные и Бобовые;
2) Крестоцветные и Сложноцветные;
3) Злаки и Паслёновые;

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценивание

Учитель: Наш урок подошёл к концу.

Ваше домашнее задание записано у вас в «карте знаний».

Запишите его в дневник:

  1. Сравнить признаки растений семейств Крестоцветных и Розоцветных по таблице и по параграфу 47 учебника.
  2. Творческое задание: Приготовить сообщения о практическом значении растений из семейств Паслёновые и Бобовые.

Приготовьте свои оценочные листы, сложите все баллы. Я пройду по рядам и каждому назову итоговую оценку за урок с учетом ваших баллов (выставление оценок по баллам). А вы выставите её в графу итоговые оценки.

Ребята, спасибо за работу на уроке. Молодцы!

Приложение