«Всякий должен бы знать свои родные деревья.
Не только во время их цветения и не только по форме листьев,
но и угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру,
чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем,
чтобы дерево оживляло для него каждый ландшафт»
А.Герд
Цель: актуализация знаний о жизненных формах растений.
Задачи:
- познакомить учащихся с жизненными формами растений на школьной территории;
- расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе;
- формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.
Планируемые результаты:
- Личностные: уметь ориентироваться в системе познавательных ценностей, высказывать суждения; осознавать успешность своей деятельности на уроке.
- Предметные: уметь распознавать растения и определять их жизненные формы, устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.
- Метапредметные: проводить анализ объектов с целью выделения характерных признаков.
Форма учебной деятельности: весенняя экскурсия.
Ход урока
1. Мотивационно-целевой этап
- Почему так важно знать названия растений?
- Какие растения на школьной территории вы знаете?
- Как по внешнему виду отличаются растений?
Внешний вид растения, который выработался под влиянием экологических факторов и наследственно закрепился, называется жизненной формой растений.
Тема экскурсии: «Жизненные формы растений на школьной территории».
- Где могут пригодиться знания о жизненных формах растений?
- Чтобы создать красивый ландшафт, какие знания о растениях вам необходимы?
2. Основная часть урока
1. Учитель показывает и называет растения школьного участка.
2. Во время экскурсии учитель называет растения и просит учащихся определить жизненную форму растений, морфологические и экологические характеристики.
3. Учителем и учащимися отмечаются отличительные черты растений и их значимость для человека.
3. Обобщение и систематизация знаний
Составить отчет по экскурсии в виде таблицы. Приложение №1
Название |
Жизненная |
Форма |
Листо- |
Цветок |
Растение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Работа по группам: составление проекта «Дизайн ландшафта школьного участка» с использованием символов, данных в приложении №2.
5. Представление проекта ландшафтного дизайна школьного двора
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности
Список использованной литературы
- Биологические экскурсии: Кн. Для учителя /И.В.Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков, Л.С.Шубкина. – М.: Просвещение, 1983. - 224 с., ил.
- Полянский И.И. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1968.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н.Пономаревой.– 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.: ил.
- Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.– 256 с.
- Черняева Е.В., Викторов В.П. Основы ландшафтного дизайна, 2014.