Урок-экскурсия "Жизненные формы растений на школьной территории"

Разделы: Биология

Ключевые слова: урок-экскурсия


«Всякий должен бы знать свои родные деревья.
Не только во время их цветения и не только по форме листьев,
но и угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру,
чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем,
чтобы дерево оживляло для него каждый ландшафт»
А.Герд

Цель: актуализация знаний о жизненных формах растений.

Задачи:

  • познакомить учащихся с жизненными формами растений на школьной территории;
  • расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; 
  • формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.

Планируемые результаты:

  • Личностные:  уметь ориентироваться в системе познавательных ценностей, высказывать суждения; осознавать успешность своей деятельности на уроке.
  • Предметные: уметь распознавать растения и определять их жизненные формы, устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.
  • Метапредметные: проводить анализ объектов с целью выделения характерных признаков.

Форма учебной деятельности: весенняя экскурсия.

Ход урока

1. Мотивационно-целевой этап

- Почему так важно знать названия растений?

- Какие растения на школьной территории вы знаете?

- Как по внешнему виду отличаются растений?

Внешний вид растения, который выработался под влиянием экологических факторов и наследственно закрепился, называется жизненной формой растений.

Тема экскурсии: «Жизненные формы растений на школьной территории».

- Где могут пригодиться знания о жизненных формах растений?

- Чтобы создать красивый ландшафт, какие знания о растениях вам необходимы?

2. Основная часть урока

1. Учитель показывает и называет растения школьного участка.

2. Во время экскурсии учитель называет растения и просит учащихся определить жизненную форму растений, морфологические и экологические характеристики.

3. Учителем и учащимися отмечаются отличительные черты растений и их значимость для человека.

3. Обобщение и систематизация знаний

Составить отчет по экскурсии в виде таблицы. Приложение №1

Название
растения

Жизненная
форма

Форма
листьев

Листо-
расположение

Цветок
раздельнополый/
обоеполый

Растение
однодомное/
двудомное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа по группам: составление проекта «Дизайн ландшафта школьного участка» с использованием символов, данных в приложении №2.

5. Представление проекта ландшафтного дизайна школьного двора

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Список использованной литературы

  1. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя /И.В.Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков, Л.С.Шубкина. – М.: Просвещение, 1983. - 224 с., ил.
  2. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1968.
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н.Пономаревой.– 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.: ил.
  4. Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.– 256 с.
  5. Черняева Е.В., Викторов В.П. Основы ландшафтного дизайна, 2014.