Использование элементов деятельного подхода в обучении биологии в 5-х классах в рамках освоения новых ФГОС ООО

Разделы: Биология

Класс: 5


Школа № 853 Зеленоградского округа г. Москвы, где я работаю учителем, второй год проводит преподавание учебных предметов в 5-6-х классах в рамках освоения ФГОС ООО нового поколения.

Для педагогов всегда оставался актуальным вопрос развития у учащихся монологической речи. В настоящее время для решения этой проблемы широко используются различные формы и методы обучения.

На уроках биологии я использую графические конспекты - листы опорных сигналов, так называемые ЛОС, введенные в педагогическую практику во второй половине 80-х годов В.Ф.Шаталовым [1,2] для наилучшего качества обучения. Он предложил для решения многих проблем обучения использовать особую организационно-методическую систему построения педагогического процесса, которая включала в себя: меры и средства, предупреждающие конфликтность между учителем и учеником; методические приемы и формы повторения учебного материала; разветвленный набор форм проведения уроков-практикумов, лабораторных работ и т.д.; способы организации учебного самоуправления класса; правила оценивания знаний учащихся на основе принципа открытых перспектив; способы использования на уроках опорных конспектов, созданных учителем.

С использованием ЛОС заметно упрощается объяснение нового материала учителем, сокращается время на объяснение нового материала, увеличивается время для опроса учащихся, а так же запоминание и усвоение получаемых знаний учащимися. Использование ЛОС формирует у учащихся не разрозненные понятия, а систему знаний по биологии.

Эффективность использования ЛОС привела к разработке учителем комплекта опорных конспектов (ОК), которые используются на уроках биологии. ОК дополнены изображениями, схемами и охватывают все разделы курса биологии.

Каждый учащийся на уроках и дома имеет с помощью дистанционного курса учителя полный комплект ЛОС по каждому разделу. Опорные конспекты не заменяют учебник, а дополняют его, позволяя наглядно выделить основные понятия, помогают учащимся в самостоятельной работе с учебным пособием и на уроках. При подготовке к работе учащихся с ОК, исходя из его содержания, реализуются требования ФГОС ООО к формированию универсальных учебных действий у школьников.

Я считаю, что в ЛОС имеются и элементы игры, и экономия времени на уроке, и знание психологии детей. Но главная цель – изложить изучаемые вопросы биологии так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, понятен ребенку, отпечатался в памяти. ЛОС способствует активному усвоению учащимися биологии, развитию у них логического мышления и побуждают интерес к урокам биологии.
Приведенный ниже образец опорного конспекта по теме «Увеличительные приборы» был разработан учителем Э.Ф.Филипповой и апробирован в школе № 853 Зеленоградского округа г.Москвы.

1. Увеличительные приборы нужно использовать для изучения строения клеток

2. История создания микроскопа.

1590 год – первый микроскоп изобретен Захарием Янсоном (Голландия);

16 век – Антоний ван Левенгук усовершенствовал микроскоп, добившись увеличения в 270 раз (Нидерландский натуралист);
1665 год – Роберт Гук впервые ввел понятие «клетка»; (Англия)

3. Лупа – самый простой увеличительный прибор. Лупы бывают: ручные и штативные. Отличаются увеличением.

4. Микроскоп – прибор для увеличения предмета в несколько сот и даже тысяч раз.

5. Части микроскопа:

  • ТУБУС
  • ОКУЛЯР
  • ОБЪЕКТИВ
  • ВИНТ
  • ШТАТИВ
  • ПРЕДМЕТНЫЙ СТОЛИК
  • ЗАЖИМЫ

Проверь себя (укажи части микроскопа)

6. Микропрепарат - предметное стекло с расположенным на нем объектом, подготовленным для исследования под микроскопом. Сверху объект обычно накрывается тонким покровным стеклом.