География и биология считаются важными, и в тоже время достаточно сложными школьными дисциплинами. Изучая биологию нужно запоминать большое количество терминов и понятий, классификаций. География считается сложной, так как требует запоминания большого объёма фактической информации – расположения объектов на географических картах. Да и терминов в ней не меньше, чем в биологии.
Огромное значение в изучении обоих предметов имеют наглядные образы. Они позволяют повысить интерес к дисциплинам, активизировать деятельность учащихся на уроках, создать условия для развития индивидуальных способностей.
Применение интеллект-карт позволяет не только усилить элемент наглядности на уроках, но и способствует развитию комплексного мышления учащихся, побуждает к самостоятельной работе.
Применение интеллект-карт возможно при работе с учащимися разных возрастов, при изучении различных тем. Создавая интеллект-карты ребята учатся находить, структурировать и запоминать информацию, начинают более свободно выражать свои мысли. Применение данной технологии позволяет находить взаимосвязи между объектами и явлениями, подходить творчески к решению проблем.
При создании интеллект-карт необходимо придерживаться следующих принципов:
- Опора на текст учебника, карты атласа;
- Изображение материала блоками;
- Использование опорных слов;
- Применение различных условных знаков, символов, цветов, шрифтов;
- Простота и оригинальность.
На своих уроках я применяю интеллект-карты:
- Во время проверки домашнего задания
- Во время объяснения нового материала
- В процессе закрепления изученной темы
- В качестве домашнего задания по изученной теме
Примеры интеллект-карт, созданных автором статьи
1. Для проверки домашнего задания
2. Для объяснения нового материала
Примеры интеллект-карт, созданных учениками
1. В процессе закрепления изученных тем
2. В качестве домашнего задания
Многолетних опыт применения интеллект-карт на уроках позволяет сделать вывод о том, что ребята, освоившие данную технологию преобразования текста в логический опорный конспект, лучше справляются с огромным потоком информации, более свободно выражают свои мысли, осмысленно воспроизводя учебный материал.