Применение интеллект-карт на уроках географии и биологии

Разделы: Биология, География, Конкурс «Применение интеллект-карт в школе и дошкольном учреждении»

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


География и биология считаются важными, и в тоже время достаточно сложными школьными дисциплинами. Изучая биологию нужно запоминать большое количество терминов и понятий, классификаций. География считается сложной, так как требует запоминания большого объёма фактической информации – расположения объектов на географических картах. Да и терминов в ней не меньше, чем в биологии.

Огромное значение в изучении обоих предметов имеют наглядные образы. Они позволяют повысить интерес к дисциплинам, активизировать деятельность учащихся на уроках, создать условия для развития индивидуальных способностей.

Применение интеллект-карт позволяет не только усилить элемент наглядности на уроках, но и способствует развитию комплексного мышления учащихся, побуждает к самостоятельной работе.

Применение интеллект-карт возможно при работе с учащимися разных возрастов, при изучении различных тем. Создавая интеллект-карты ребята учатся находить, структурировать и запоминать информацию, начинают более свободно выражать свои мысли. Применение данной технологии позволяет находить взаимосвязи между объектами и явлениями, подходить творчески к решению проблем.

При создании интеллект-карт необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Опора на текст учебника, карты атласа;
  • Изображение материала блоками;
  • Использование опорных слов;
  • Применение различных условных знаков, символов, цветов, шрифтов;
  • Простота и оригинальность.

На своих уроках я применяю интеллект-карты:

  • Во время проверки домашнего задания
  • Во время объяснения нового материала
  • В процессе закрепления изученной темы
  • В качестве домашнего задания по изученной теме

Примеры интеллект-карт, созданных автором статьи

1. Для проверки домашнего задания

2. Для объяснения нового материала

Примеры интеллект-карт, созданных учениками

1. В процессе закрепления изученных тем


2. В качестве домашнего задания

Многолетних опыт применения интеллект-карт на уроках позволяет сделать вывод о том, что ребята, освоившие данную технологию преобразования текста в логический опорный конспект, лучше справляются с огромным потоком информации, более свободно выражают свои мысли, осмысленно воспроизводя учебный материал.