Гербарий своими руками

Разделы: Биология, География, Мастер-класс

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: гербарий


Цели занятия:

Воспитательные

  • воспитывать чувство ответственности, аккуратности;
  • воспитывать интерес к изучению окружающего мира;
  • воспитывать эстетический вкус.

Развивающие

  • развивать самостоятельную деятельность;
  • развивать творческий подход при выполнении работы.

Обучающая

  • повышать интерес к предметам естественнонаучного цикла;
  • знакомство с многообразием видов растений своей местности.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Гербарная работа», гербарные карточки, нитки, иглы или клей, засушенные растения своего края, бумага.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день! Дорогие друзья, мы приветствуем вас на мастер-классе по гербарной работе. Сегодня мы вам расскажем, что такое гербарий и как он создается.

Ученик 1: Для всех гербарий — это засушенные растения, для музеев — способ показать разнообразие флоры региона, а для ботаников — важнейший материал для изучения! Создание гербария очень четкая и поэтапная работа, включающая в себя: подготовку и сушку растения, оформление и определение экземпляра (показывает готовые гербарии).

Ученик 2: Вы спросите: "Из чего можно сделать гербарий, а из чего нет?" Считается, что можно засушить любое растение. Лучше всего это получается с теми растениями, которые менее сочные и мягкие по своей структуре, потому что они лучше отдают воду, которая в них есть. Плохо сушатся длинные и большие корневища, но и их высушить не проблема. Толстые стебли, можно разрезать, набить ватой и точно также засушить, и внешне на гербарном листе этот стебель будет выглядеть, как целый. А вот субтропические и тропические растения практически не поддаются сушке (показывает фото).

Ученик 3: Для создания гербария есть общие правила: растения обязательно должны быть сухими — их нельзя собирать во время дождя, сразу после него, рано утром и поздно вечером, то есть, когда выпадают росы. Если растение было влажным перед сушкой, это обязательно отразится на внешнем виде гербария — на нем будут пятна, может пойти плесень, и он будет испорчен. Гербарий делается, как правило, на месте. Потому что, пока вы будете с собранным растением добираться до дома, оно завянет, а если оно большое — может сломаться. Поэтому с собой сразу берем газеты и гербарные папки (показывает фото, гербарную папку). Далее растения сохнут!

А теперь приглашаем вас оформить ваш гербарий.

Ведущие вместе раздают сухие растения по одному в руки и бумагу с иголками и нитками.

Ученик 1: Существует несколько методик закрепления (шитья) гербария на бумажной подложке. Главное правило — растение не должно быть приклеено намертво к основе, потому что его, возможно, потребуется демонтировать. Можно пришивать его нитками тоненькими стежками к бумаге. Это кропотливая работа. Мы гербарий шьем нитками. Например, есть узелковая техника. Это когда делается один стежок, и сзади завязываются узелком концы нити (показывает, как крепить растение).

Ученик 2: На каждый гербарии оформляем сопроводительный документ, его гербарную карточку, в котором обязательно указываем точное название растения (раздает гербарные карточки, помогают ее оформить).

Учитель: Дорогие друзья, спасибо за вашу работу по созданию гербариев растений. Все ваши работы украсят нашу школьную выставку.