Применение цифровой лаборатории "Архимед" на уроках биологии. Методические разработки

Разделы: Биология


Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,
рождённых только воображением».
М.В.Ломоносов

Цифровая лаборатория (ЦЛ) «Архимед» - это новое поколение оборудования для проведения лабораторных работ, исследований по биологии. Работа с цифровой лабораторией вызывает интерес у учащихся, формирует навыки исследовательской работы. Это особенно важно, т.к. школа №368 – школа с углублённым изучением английского языка. Поэтому программа школы и интерес учащихся направлен на гуманитарные предметы. Применение информационных технологий, в т.ч. ЦЛ «Архимед» на уроках биологии помогает заинтересовать учащихся предметом. Без этого в современном мире невозможно образование.

Чаще учителя используют лабораторию во внеклассной работе. Считаю, что очень важно привлекать как можно больше учащихся к работе с лабораторией.

В программе базового уровня по биологии не отводится отдельных часов для лабораторных работ. Использование цифровой лаборатории требует дополнительного времени на уроке.

Применение лаборатории на уроках имеет особенности: работают учащиеся всего класса, есть ограничения по времени. Поэтому при подготовке к уроку необходимо всё продумать до мелочей. Заранее с учащимися кружка проделываем работу, записываем видеофрагмент. К уроку составляю инструктивные карточки, которые помогут учащимся в работе. Перед уроком необходимо сделать акцент на дисциплинированность и аккуратность во время проведения лабораторной работы.

Вашему вниманию предлагаю разработки трёх уроков в 8 классе с применением ЦЛ «Архимед», чтобы обосновать использование новой техники.

1. Урок «Круги кровообращения». На этом уроке проводится две лабораторные работы, описание которых есть в тексте учебника на стр. 109-110. Одна из них - «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». Эту работу в традиционной форме заменяю на работу с использованием ЦЛ, а традиционную предлагаю выполнить дома, результаты оформить в рабочей тетради. Считаю, что такая форма проведения лабораторной работы в классе вызывает больший интерес у учащихся. На следующем уроке обсуждаем результаты двух работ.

2. Урок «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья». Чтобы на уроке использовать ЦЛ, часть материала урока (болезни и травмы органов дыхания) перенесла на предыдущий урок. На этом уроке учащимся предлагаю выполнить лабораторную работу «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» в традиционной форме, описание которой представлено в учебнике на стр. 147-148, с применением ЦЛ «Измерение объёма лёгких». Учащиеся узнают, что существуют разные методы исследования возможностей дыхательной системы.

3. Урок «Роль кожи в терморегуляции». В программе темы «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» нет лабораторной работы. Поэтому, скорректировав темы уроков, не меняя их количество, отвожу один урок на лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи» с применением ЦЛ с последующим обсуждением результатов. Эта работа даёт наглядное представление о выделительной и терморегуляторной функции кожи.

Конечно, такая форма выполнения лабораторных работ вызывает интерес у всех учащихся, а не только у тех, которые увлечены предметом.

Лабораторная работа «Нарушение кровообращения при перетяжке»

Лабораторная работа «Измерение объёма лёгких»

Лабораторная работа «Выделительная и терморегуляторная функция кожи»