Цель урока: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значение для жизни на Земле.
Задачи урока:
- Расширить и углубить понятие о воздушном питании растений;
- Выявить приспособления растений к процессу фотосинтеза и необходимые условия для его протекания;
- Научиться определять продукты фотосинтеза;
- Выяснить значимость фотосинтеза для жизни на Земле;
- Воспитывать уважение к труду других людей, культуру учебного труда, развивать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
- Предметные: Научиться объяснять значение понятий «фотосинтез», «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «хлорофилл», «хлоропласты», «автотрофы»; раскрывать значение фотосинтеза в природе; объяснять космическую роль фотосинтеза; называть фазы фотосинтеза и характеризовать процессы происходящие на каждой фазе; перечислять условия необходимые для протекания каждой фазы фотосинтеза.
- Метапредметные УУД:
- Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; проводить сравнение процессов; осуществлять смысловое чтение.
- Регулятивные: определять цель урока, формулировать задачи, необходимые для ее достижения; прогнозировать результаты своей деятельности; представлять результаты работы, оценивать их качество.
- Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать со сверстниками; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.
- Личностные УУД:
- Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; осознание важности научных исследований; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации учения.
Тип урока: изучение нового материала.
Материалы и оборудование: презентация, учебник «Биология. 7 класс» А.М.Шереметьева, Д.И.Рокотова, распечатка ключевых слов урока (см. приложение 1), кубик (см. приложение 2), магниты на доску, видеофрагмент «Фотосинтез под микроскопом».
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие, позитивный настрой на урок.
II. Актуализация знаний (7 минут)
На предыдущих уроках мы изучали с вами органы растения, которые выполняли различные функции. И постоянно мы с вами говорили о питании - поглощении веществ или их образовании.
Как и любые другие организмы, растения тоже питаются. В течение тысячелетий люди считали, что питается растение исключительно благодаря корням, поглощая с их помощью все необходимые вещества из почвы.
Проверить эту точку зрения взялся в начале 16 века голландский натуралист Ян ван Гельмонт. Он поставил простой опыт, который при наличии терпения может повторить каждый из вас. Гельмонт взвесил землю в горшке и посадил туда побег ивы. В течение 5 лет он поливал деревце, а затем высушил землю и взвесил ее и растение. Ива весила 75 килограмм, а вес почвы уменьшился всего на 50 грамм. Вывод ученого был непреложен: он решил, что все питательные вещества растение получает из воды.
Вопрос: а как вы думаете, за счет чего увеличился вес ивы? Ответы обучающихся.
Вскоре после опыта Ян ван Гельмонта был проведен не менее интересный опыт. Английский химик Джозеф Пристли выяснил в своих опытах, что если под стеклянный колпак посадить мышь, то через некоторое время она погибает от удушья. Ученый решил, что с растением должна произойти аналогичная ситуация. И поместив его под колпак, стал наблюдать. Но растение чувствовало себя хорошо, как и мышь, которую к нему подсаживали.
Вопрос: какие можно сделать выводы, исходя из этого опыта? Ответы обучающихся.
─ Правильно! Растения для своего роста и развития в буквальном смысле получают питательные вещества из воздуха. Тема сегодняшнего урока «Воздушное питание растений – фотосинтез».
─ Давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего урока.
Ответы: изучить процесс фотосинтеза, его важность для существования жизни на планете Земля.
А девизом станут слова выдающегося русского учёного К.А.Тимирязева:
«Растение – это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил его людям».
Учитель: Для достижения поставленной цели мы поставим перед собой следующие задачи:
- Определить понятие фотосинтеза;
- Выявить приспособления растений к процессу фотосинтеза и необходимые условия для его протекания;
- Научиться определять продукты фотосинтеза;
- Выяснить значимость фотосинтеза для жизни на Земле.
III. Изучение нового материала (15 минут)
Прежде чем углубляться в сам процесс фотосинтеза, нам нужно разобраться в начале в структуре этого слова.
Все ключевые слова урока закрепляются на доске (шаблон см. в приложении 1).
ФОТОСИНТЕЗ - фото — «свет» и синтез — «соединение», «создание».
Слова «соединение», «создание», «образование» наводят нас на мысли о человеке, работающим в лаборатории с пробирками и различными веществами и создающим новые вещества. Но никто не подозревает, что практически у каждого дома есть такая лаборатория на подоконнике. Действительно, растения – это огромная лаборатория по созданию питательных веществ, необходимых всему живому на нашей планете.
Вопрос: подумайте и скажите, что обычно представляет собой лаборатория? Ответы обучающихся.
В растительной лаборатории, как и в любой другой, тоже есть свои лаборанты, оборудование и материалы.
─ Для более полного понимания работы растительной лаборатории, необходимо понять какие вещества образуются, а какие – используются.
Вопрос: вспомните и скажите, на какие два вида делятся все вещества. (неорганические и органические). Что относится к неорганическим веществам? (вода и минеральные соли). Что относится к органическим веществам? (белки, жиры, углеводы).
Рассмотрим лабораторию более подробно.
Вопрос: вспомните опыт Д.Пристли. Как вы думаете, какое вещество выделяли растения, которое помогло выжить мыши? (кислород)
Учитель: Правильно! Кислород – это побочный продукт, который выделяется при фотосинтезе.
Вопрос: скажите, для чего кислород для всего живого на нашей планете? (для дыхания)
Учитель: Выделение кислорода – одна из важных функций фотосинтеза, благодаря ему все живое на планете получает кислород для дыхания.
Учитель: А теперь разберемся, откуда же берется в растениях кислород. Вспомните опыт Ян ван Гельмонта.
Вопрос: Что он делал в течение несколько лет с растением? (поливал растение).
Учитель: Полученная растением вода из почвы по проводящим тканям поступает в клетки растения, где происходит ее разложение до более простых элементов, один из которых кислород. Кислород никак не участвует в процессе фотосинтеза, и он просто выделяется в окружающую среду.
Учитель: Главной отличительной чертой фотосинтеза является то, что в образовании веществ участвует углекислый газ, который поступает в растения из окружающей среды и является источником углерода.
Учитель: В поглощении углекислого газа из окружающей среды заключается немаловажная роль фотосинтеза. Благодаря этому свойству растения снижают вероятность парникового эффекта на нашей планете.
Учитель: Все рассмотренные нами вещества по своим свойствам являются неорганическими, но их роль огромна, ведь из них образуются органические вещества.
Вопрос: Вспомните, какие на вкус клубника и малина в жаркую и солнечную погоду. Сладкие? (ответы обучающихся).
Учитель: Сладкий вкус плодам придают углеводы – органические вещества, которые образуются в ходе фотосинтеза.
Учитель: Сейчас нами были рассмотрены материалы растительной лаборатории.
Вопрос: Какой главный вывод мы можем уже сделать? (органические вещества образуются из неорганических и выделяется кислород).
Учитель: В растительной лаборатории, как и в любой другой, есть особые инструменты, с помощью которых процессы запускаются. Для этого вспомним строение растительной клетки.
Вопрос: Какие отличительные структуры есть в растительных клетках? (вакуоль, пластиды). Какие виды пластид вы знаете? (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты).
Учитель: Хлоропласты – это органоиды, обеспечивающие зеленые цвет листьям и процесс фотосинтеза. Зеленый цвет говорит о наличии особого инструмента – хлорофилла. Хлорофилл – это пигмент, способствующий запуску процесса фотосинтеза.
Вопрос: Как вы думаете, в каких органах растения будет происходить фотосинтез более активно? (в листьях растения, в которых большое количество хлоропластов с хлорофиллом).
Учитель: Листья для растительной лаборатории предстают в качестве помещения, в котором происходит главный для жизни растения процесс – фотосинтез.
Вопрос: какой главный вывод мы можем уже сделать для понимания процесса фотосинтеза? (фотосинтез проходит в зеленых листьях растения, а именно в хлоропластах).
Учитель: Но для образования каких-либо продуктов необходима энергия – своебразное топливо для всех жизненных процессов. Откуда же берут ее растения?
Учитель: Обратимся к нашей цитате урока «Растение – это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил его людям». Как вы понимаете выражение «огонь с небес»? (солнце)
Учитель: Действительно, для получения энергии растения улавливают лучики солнца и преобразуют их за счет хлорофилла в энергию химических связей, которая закладывается в углеводы.
Вопрос: какой еще вывод мы можем вывести из полученной информации? (в ходе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в энергию химических связей).
Учитель: В этом заключается космическая роль фотосинтеза. Энергия, полученная от солнца, преобразуется в энергию химических связей, которую получает все живое на планете при питании. Однажды К.А.Тимирязев произнес крылатую фразу: «Человек вправе величать себя сыном Солнца».
Учитель: Подумайте, какую главную мысль хотел сказать этой фразой К.А.Тимирязев. (ответы обучающихся)

Учитель: Зная все нюансы фотосинтеза, вы теперь можете самостоятельно в тетради оформить схему фотосинтеза.
Самостоятельная работа:
- Дети делают схему фотосинтеза в тетради. Далее один ученик выходит и изображает схему на доске.
- Дети пробуют самостоятельно сформулировать определение понятию «Фотосинтез».
Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать понятие «Фотосинтез».
(Фотосинтез — процесс, при котором в клетках, содержащих хлорофилл, под действием энергии света образуются органические вещества из неорганических с выделением кислорода).
Учитель: Весь процесс фотосинтеза делится на 2 фазы: световая и темновая.
Световая фаза всегда происходит на свету. В ходе этой фазы происходит разложение воды и выделение кислорода. Темновая фаза происходит всегда: и на свету, и в темноте. Темновая фаза характеризуется поглощением углекислого газа и образованием органического вещества – глюкозы С6Н12О6.
Учитель: А теперь вспомним 5-6 классы, в которых многие понятия мы уже проходили.
Вопрос: скажите, как называются организмы, которые самостоятельно синтезируют органические вещества? (автотрофы)
Вопрос: а кто такие гетеротрофы? (организмы, которые получают уже готовые органические вещества)
IV. Закрепление (5 минут)
1. Игра с кубиком
Описание игры: работа с кубиком, на котором представлены основные понятия урока, заключается в бросании его ученикам. Как только ученик поймал кубик, он должен дать определение выпавшему понятию и передать его следующему. (Шаблон кубика см. в приложении 2).
Основные понятия: фотосинтез, автотрофы, хлоропласты, хлорофилл, органические вещества, неорганические вещества.
2. Показ видеофрагмента «Фотосинтез под микроскопом»
Вопрос: Дети, скажите, мы достигли сегодняшней нашей цели? Какие задачи мы ставили для ее реализации?
V. Рефлексия (2 минуты)
1. Работа с карточками-смайликами.
Учитель: Дети, постарайтесь оценить свою работу на уроке сейчас самоятоятельно с помощью смайликов.
– все хорошо, я все понял.
– тема была непонятной и сложной.
2. Выставление оценок.
Учитель: Дети, спасибо большое за урок. Вы все огромные молодцы!
VI. Домашнее задание (1 минута)
Учитель: параграф 30, выучить записи в тетради.