Образовательные цели:
- Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися таких понятий как: витамины, авитаминозы;
- Продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма;
- Ознакомить учащихся с методами сохранения витаминов в пище.
Образовательные задачи:
- Ознакомить учащихся с основными биологическими понятиями (см. понятия в образовательных целях п. 1);
- Актуализировать знания учащихся о нахождении витаминов в нашем организме;
- Сформировать понятия о витаминах различных групп, влиянии витаминов на здоровье и их роли в обмене веществ и авитаминозах;
- Дать представление о классификации витаминов;
- Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
- Совершенствовать умение учащихся проводить исследование «самого себя», используя тест;
- Закрепить в ходе урока предметные умения по нахождению витаминов в тех или иных продуктах питания;
- Совершенствовать умение учащихся самостоятельно делать выводы при изучении нового материала, применяя умение учащихся извлекать информацию при восприятии ее из объяснения учителя.
Воспитательные цели и задачи:
- Сформировать научное мировоззрение на основе материала о роли витаминов в процессе обмена веществ для организма;
- Формировать познавательный интерес к биологии через исследование своего организма;
- Воспитывать у учащихся самостоятельность при работе на уроке;
- Содействовать трудовому воспитанию, воспитывая у учащихся культуру труда при работе со схемами и таблицами;
- Воспитывать патриотизм и гордость за открытия в области науки, сделанные русским ученым Н.И.Луниным.
Развивающие задачи и цели:
- Развивать умение обобщать и систематизировать изученный ранее материал;
- Развивать умение логически мыслить и делать выводы при переходе от частных случаев к общему, при выведении определения;
- Развить умение правильно делать пометки во время объяснения материала учителем;
- Развивать память учащихся через повторение новых терминов;
- Развивать самостоятельность учащихся.
Метапредметная цель: Ознакомление учащихся с биологическим понятием – витамины для формирования научного мировоззрения и умения применять их для сохранения постоянства внутренней среды организма.
Методы обучения: частично поисковый. Беседа, как метод, применяется на всех этапах урока. На этапе изучения нового материала применяется исследовательский метод (исследование своего организма).
Оборудование:
- На доске:
- Схема обмена веществ, формулы, включающие в себя процессы обмена веществ, портрет Лунина Н.И.
- Тезис урока: «Витамины – Азбука здоровья».
- На партах учащихся:
- Схема обмена веществ в клетке (Приложение 1),
- таблица для заполнения материала о витаминах (Приложение 2),
- тест на определение обеспеченности организма витаминами (Приложение 3),
- тестовый контроль (Приложение 4),
- анкета для самоанализа (Приложение № 5).
Основные понятия темы: витамины водорастворимые и жирорастворимые, витамин А, витамины группы В, витамин С, витамин D, витамины Е и К, авитаминозы.
Формы организации учебной деятельности: Комбинированный урок.
Методическое оборудование: учебник под ред. Н.И.Сонина, М.Р.Сапина. Биология. Человек.