Биология
-
Изучение темы: "Простейшие" в 7-м классе 2003
Тема представлена в виде блока из четырёх уроков. Первые два урока - это изучение нового материала и составление опорного конспекта, который ученики составляют, изучая новый материал. Дальнейшая работа с опорными конспектами развивает умения сoпоставлять, выделять главное, находить частности, т.е учит ребёнка логически мыслить.
-
Урок-конкурс по теме: "Земноводные" 2003
Обобщающие уроки в форме конкурсов позволяют построить повторительно-обобщающий материал в удобном для проявления полученных знаний, умений и навыков каждым учащимся. В рамках личностно-ориентированного образования это позволяет каждому школьнику реально увидеть своё личностное продвижение в сравнении с возможностями и результатами товарищей, добиваться качественного роста.
-
Использование проектной технологии в школе 2003
Среди разнообразных образовательных технологий наиболее часто востребована проектная технология. Она личностно-ориентирована, в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве. Использование проектной технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения с одной стороны, но с другой предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
-
Урок: "Особенности строения и функции обонятельного анализатора" 2003
Урок проводится в 8-м классе, обучающемся по УМК Н.И.Сонина. .
-
"Важнейшие сельскохозяйственные растения" и "Кровеносная система, ее строение и функции" 2003
Урок "Важнейшие сельскохозяйственные растения" проводится после изучения темы. Несколько учеников готовят сообщения и выступают с ними на уроке. Ребята узнают дополнительную информацию об изученных растениях, по ходу урока заполняют таблицу, за которую все получат оценку На втором уроке ребята изготавливают объемные модели кровеносных систем позвоночных животных. Для лучшего усвоения темы проводится игра "Найди пару".
-
Организация и оценивание исследовательской работы учащихся в курсе естественных наук на примере темы "Фотосинтез" в 10-м классе 2003
Статья о том, как подобрать тему для естественно-научного исследования, как составить инструкцию для учащегося, как оценить результаты исследования дифференцированно и "критериально", как обработать и представить результаты оценивания и составить рекомендации каждому ученику. Общие принципы работы рассматриваются на примере исследования по биологии в 10-ом классе по теме "Влияние освещенности на фотосинтез в зеленом растении".
-
Внедрение технологии игрового компьютерного биоуправления в образовательный процесс 2003
Данная работа содержит методические рекомендации по проведению факультативных занятий с применением уникальной здоровьесберегающей технологии - игрового компьютерного биоуправления.
-
Методические разработки уроков по теме: "Внутренняя среда организма. Кровь" 2003
Методические разработки системы уроков составлены на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В.Пасечника. Тема выбрана не случайно, поскольку практически во всех учебниках и учебных пособиях по анатомии и физиологии даются разные количественные показатели гомеостаза. Методика уроков базируется на использовании авторского учебно-методического пособия модульного типа и компьютерной презентации.
-
Экология в школьном курсе биологии 2003
В курсе биологии естественнонаучные, собственно экологические знания следует тесно связать с социальными аспектами экологии. При этом будет реализована задача ценностной ориентации школьника, понимание им ценности природы для общества и каждого человека, осознание целей и оценки последствий её использования.
-
Я познаю мир 2003
Методическая разработка урока для профильной группы (9-й класс). Опираясь на субъективный опыт учащихся, формировать у них новые знания о способах восприятия мира, познавая индивидуальные особенности ведущих каналов восприятия информации через взаимопроверку и индивидуальный опыт.
-
Обобщающий урок по биологии "Отделы в царстве растений" 2003
Стержнем СДО является анализ понятий и составления вопросов-суждений. Данный способ позволяет включиться на уроке в активную работу каждому ученику. Разнообразные и увлекательные задания на развитие мыслительной деятельности, научное содержание урока приводят к развитию логического мышления у детей, а также побуждают учащихся в подготовке к занятиям.
-
Комплексный урок. Экологическое образование и воспитание с элементами природоохранной деятельности с учащимися начальной школы 2003
Необходимость проведения тематических комплексных уроков обусловлена потребностью обеспечения учащихся начальных классов современными ЗУН, а нетрадиционное их проведение позволяет развивать у детей любознательность, познавательную активность, расширяет знания, дает возможность участвовать в процессе обучения всех ребят независимо от их учебных возможностей. У учащихся II ступени при этом развиваются коммуникативные навыки и формируется бережное отношение к младшим школьникам. Процесс совместной деятельности взаимно обогащает их лексический и интеллектуальный запас, у них вырабатывается чувство коллективизма и взаимопомощи, формируется эгоцентрическое мировоззрение.
-
Сценарий интеллектуального марафона 2003
Предлагаемый материал дает возможность применить полученные знания в процессе обучения и личных наблюдений за природой, привлечь внимание к явлениям природы.
-
Урок "Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности" 2003
Урок закрепления изучаемого материала, повторения и систематизации знаний, навыков учащихся с элементами практической работы.
-
Интегрированный урок по биологии и химии "Хемосинтез" 2003
Проблеме интеграции в настоящее время уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью дать представление о природе как о едином целом. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования при обсуждении учебной темы разнообразных заданий, развивающих познавательный интерес.
-
Развивающие уроки в малых группах в школьном курсе биологии 2003
Интеллектуальное развитие человека наиболее эффективно происходит в случае индивидуального подхода к процессу обучения. Наилучший вариант для этого - проведение занятий в малых группах. Представлены разработки двух уроков для такой формы обучения.
-
Тематическое планирование раздела "Размножение и индивидуальное развитие организмов" (10-й класс), урок "Формы полового размножения. Строение гамет" 2003
Разработка урока биологии.
-
Эстетическое воспитание на уроках биологии 2003
Биологическое образование содержит огромный эстетический потенциал. Природа воспета во многих произведениях искусства: живописи, поэзии, музыке. Все это является богатейшим подспорьем в приобщении учащихся красоте родного края. В своей работе я использую экскурсии (осенние явления), походы, уроки на природе, на УОУ, практические работы.
-
Программа и вводное занятие по эллективному курсу: "Введение в концепцию современного естествознания" 2003
Цель КСЕ - ознакомить учащихся 11 классов с естествознанием как составной частью культуры. Сформировать целостный взгляд на мир как единство природы, человека, общества. При завершении образования на уровне школы учащиеся должны иметь представление о мире как едином целом, уметь выявлять наиболее общие закономерности развития Вселенной, уметь делать выводы об универсальности действия всеобщих законов эволюции.
-
Урок биологии, 8-й класс, "Строение и функции спинного мозга", урок обобщения и контроля знаний по теме: "Пресмыкающиеся", биология 7-й класс 2003
Представленная модель урока выполнена в технологии КСО, описанной в журнале "Биология в школе" №4, 2003г в статье Г.А. Русских "Технология коллективного способа обучения" (из опыта учителя биологии Л.И. Лебедевой Кирово-Чепецкой гимназии №1). Урок обобщения и контроля знаний по теме "Пресмыкающиеся". Биология 7 класс. Данный урок составлен по типу телеигры "Счастливый случай", особенностью которой является наличие киногейма (к/ф "Ящерица без хвоста").
-
Урок по теме: "Место человека в системе живой природы" 2003
На основе известных знаний о движущих силах эволюции, генетики, классификации живых организмов, анатомии и физиологии человека через анализ и синтез целостного вида "Человек разумный", с использованием главных принципов биологического познания (детерминизм, системность, историзм) урок показывает, что Человек - существо эволюционирующее и занимает определенное место в системе живой природы на Земле.
-
Открытый урок "Лист — боковой орган побега. Внешнее строение листа" 2003
Данная работа представляет собой разработку урока - лабораторной работы с использованием цифрового микроскопа. Объяснение нового материала сопровождается слайд-шоу.
-
Методика использования технических средств обучения на уроках биологии 2003
В данной работе рассмотрена практика использования учебных фильмов на уроках биологии, что существенно повышает познавательную эффективность учебного процесса, снижает нагрузку на обучающихся, стимулирует развитие психических процессов у школьников.
-
Доказательства эволюции 2003
Вера или неверие в истинность эволюционного учения, как и вера в бога, - это вопрос личного выбора каждого из учащихся, и здесь неуместно какое-либо давление извне. Следовательно, задача учителя помочь найти информацию о доказательствах эволюции, на основании чего ребята сами сделают вывод о степени их убедительности и, в конечном счете, определятся в собственном выборе позиции.
-
Урок валеологии. Путешествие в страну Здоровья 2003
В условиях Крайнего Севера навыки здорового образа жизни особенно необходимы для сохранения, укрепления и формирования здоровья.
-
"Загадочный мир грибов". Урок-путешествие 2003
Урок проводится в рамках новой педагогической технологии. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации грибов, отличающих их от организации других царств живой природы; продолжении формирования умений узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов, возможности сделать ученику маленькое открытие на уроке.
-
Интегрированный урок по теме: "Углеводы" 2003
Интегрированный урок предназначен для формирования у учащихся целостной картины взаимосвязи химии и биологии. Урок направлен на развитие самостоятельных навыков и творческого мышления.
-
Сценарий урока "Степи Южного Урала - естественный биогеоценоз" 2003
Разработан урок по варианту Программы Министерства образования под редакцией В.В. Пасечника. Урок вводный в теме, поэтому важно на местном материале объяснить сложные понятия "биоценоз", "биогеоценоз", "экосистема".
-
Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроке 2003
Одной из проблем учителей в школе является неумение организовать самостоятельную работу на уроке. Сами ученики порой стремятся получить всё в готовом виде и избежать самостоятельной работы, но при поступлении в учебные заведения, после окончания школы, испытывают трудности в обучении. Очень важно научить ученика учиться, добывать самому нужные знания. Некоторые методы по формированию самостоятельной работы изложены в этом материале
-
Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 8-м классе. Мастерская "Царевна-путешественница" 2003
Методика представленной работы опирается на разработанную Французской Группой Нового Воспитания систему занятий с учащимися - педагогические мастерские. Цель проведения данной мастерской состоит в том, чтобы познакомить учеников 8-го класса с лягушкой, особенностями ее строения, местом обитания, а также полнее понять биологию лягушки, опираясь на свои личные наблюдения и бытовые знания.