Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Вирусы"

Разделы: Биология


Введение.

В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это “Вызов – Осмысление – Рефлексия”.

Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:

– актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
– побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

– получить новую информацию;
– осмыслить ее;
– соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

– целостное осмысление, обобщение полученной информации;
– присвоение нового знания, новой информации учеником;
– формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В данной статье даны рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках.

Прием “Корзина” идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием “Пометки на полях”

Технология “критическое мышление” предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак “вопрос” обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

З

У

Х

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Прием “Написание синквейна”

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.

Цели:

  • Обучающие:
    • расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля,
    • получить представление о неклеточных формах жизни, их роли в природе и жизни человека.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха,
    • продолжить работу над повышением стремления к самоактуализации,
    • способствовать воспитанию культуры общения.
  • Развивающие:
    • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
    • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком,
    • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать литературные источники,
    • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы:

  • Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
    • Перцептивный аспект (аспект восприятия): словесно-наглядные методы.
    • Гностический аспект (познание): эвристические (частично-поисковые).
    • Логический аспект (мыслит операции при подаче и усвоении уч матер.): дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация.
    • Управленческий аспект (степень самостоятельности ученика): самостоятельная работа с элементами беседы
  • Стимулирования и мотивации учебной деятельности
    • Стимулирование и мотивация долга и ответственности.
      Убеждение, приучение, поощрение.
    • Стимулирование и мотивация познавательного интереса.
      Неожиданность, новизна, ситуация успеха .
  • Контроля и самоконтроля учебной деятельности
    • Устные, фронтальные, групповые.

Каналы общения:

Ученик – литературный источник;
Ученик – ученик;
Ученик - учитель.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока.

– Посмотрите на название темы, тема урока?
– Как вы думаете, а какие цели нам сегодня предстоит решить на уроке?

II. Актуализация прежних знаний.

– Подумайте, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.
А пока, откройте тетради, запишите число и тему урока. Давайте приготовим в тетради маркировочную таблицу.

Знаю

Хочу знать

Узнал

        

Запишите в первой колонке все ассоциации, которые у вас возникают со словом “вирусы”. Записи должны быть емкими и краткими.

(Время – 4 мин.)

– Поработайте в паре, обменяйтесь сведениями и дополните свои записи.

– Давайте обсудим, что у вас получилось.

Ученики заполняют первую колонку таблицы на доске.
Учитель спрашивает и записывает. Те учащиеся, которых учитель отмечает, откладывают себе жетон.

– Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.

III. Усвоение новых знаний.

– Поработайте с текстом (учебник “Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс” Авторы: Захаров В. Б., Сонин Н. И.) , проставляя пометки на полях:

“ ! ” – знакомая информация,
“ + ” – новая информация,
“ – ” –  думал иначе,
“ ? ” – непонятно

– И продолжите работу с маркировочной таблицей: заполните колонки 2 и 3.

(Время – 10 мин.)

– Во 2-ой колонке вы запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответы, а ваших знаний сейчас еще не хватает.
В 3-ей колонке вы записываете одним или несколькими словами то, что сегодня узнали нового.
Напоминаю, записи должны быть емкими, но краткими.

– Давайте теперь все вместе заполним нашу общую таблицу. Работа с классом. Заполняют таблицу и устно рассказывают то, что узнали.

IV. Самостоятельная работа.

Упражнения на понимание и запоминание.

– Попробуйте сгруппировать эти сведения и составить структурно-логическую схему.
Как начали работать по схеме?
Кто-то классифицировал стрелочки в разные стороны?

V. Обобщение и систематизация знаний.

– Проверяем схему у доски. Проговариваем, почему?

– Выпишите новые слова в словарик.

V. Подведение итогов.

– Итак, кто такие вирусы?

Ставим цифру 1 – напишите одно существительное по этой теме;
2 – два прилагательных;
3 – три глагола;
4 – ваше отношение к теме одним словом.
5 – смысловое заключение (одним словом)

– Проверим по цепочке.

VI. Домашнее задание.

1. Составить более полную структурно-логическую схему, украсить рисунком или картинкой.
2. Приготовить сообщения о заболеваниях, вызываемых вирусами.
3. Составить мини-сочинения по теме: “Если бы ученые не знали о вирусах …”.
4. Составить тест – вопросы по теме “Вирусы”.

VII. Рефлексия.

– Посмотрите на предложения на доске и закончите их:

  1. Сегодня для меня …
  2. Так как я знаю, что такое вирусы …
  3. Я думаю, что …
  4. Если бы ученые не знали, что такое вирусы …
  5. Хорошо, что бактериофаги …

– Какие оценки сегодня заработали?