Урок биологии в 6-м классе по теме: "Значение бактерий в природе и для человека"

Разделы: Биология


Форма урока: урок-редакция.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Дидактическая : создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами модульной, личностно-ориентированной технологий и технологии КСО.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с ролью бактерий в природе и жизни человека: в медицине, сельском хозяйстве, промышленности;
  • закрепить у школьников умение формулировать биологические термины и понятия;
  • продолжить формировать у учеников умение находить интересующую информацию в учебнике и дополнительной литературе, работать с текстом (читать, понимать прочитанное, конспектировать).

Развивающая: продолжить развивать все сферы учащихся: интеллектуальную (внимание, мышление), эмоциональную (положительные эмоции), мотивационную (положительное отношение к учёбе) и волевую (умение достигать поставленную цель).

Воспитательные:

  • продолжить воспитание у учеников положительной “Я-концепции”, эстетического вкуса, коммуникативных умений, аккуратности;
  • пополнить опыт их творческой деятельности.

Формы организации учебной деятельности: парная познавательного характера.

Методы обучения:

  • по источнику информации: словесный и практический;
  • по характеру деятельности: репродуктивный, проблемный.

Средства обучения: учебники и дополнительная литература на партах у учащихся:

1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. “Биология” (экспериментальный учебник для 6 класса) – М., “Вентана-Граф”, 1993 г.

2. Биология: справочник школьника (составитель Власова З.А.) – М., изд. “Слово”, 1995 г.

3. Большой энциклопедический словарь.

4. Будорагина Л.В., Ростроса Н.К. “Производство кисломолочных продуктов” – М., “Агропромиздат”, 1986 г.

5. Корчагина В.А. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники”. Учебник для 6-7 класса – М., “Просвещение”, 1992 год (на каждую парту).

6. Медников Б.М. “Биология: формы и уровни жизни” – М., “Просвещение”, 1994 г.

7. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники” (учебник для 6 класса) – М., “Вентана-Граф”, 2001 г. (на каждую парту).

8. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. “Занимательная ботаника” – М., “АСТ-Пресс”, 1999 г.

9. Серебрякова Т.И. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники” (учебник для 6-7 класса) М., “Просвещение”, 1994 г.

10. Трайк Д.И. Книга для чтения по ботанике – М., “Просвещение”, 1994 г.

11. Энциклопедия “Я познаю мир”. Том “Медицина” – М.. изд. “АСТ”, 1999 г.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (1 минута)

Учитель. Добрый день, дети! Я очень рада новой встрече с вами! Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое к уроку – значит урок сегодня пройдёт успешно. Садитесь.

II. Актуализация (5 минут)

Учитель. Ребята, два последних урока мы с вами изучали царство Бактерий. Что мы на них узнали? На 1-ом уроке? …, на 2-ом уроке? …
Давайте немножко вспомним об этом. Но повторение у нас сегодня будет без ответов учеников у доски, без письменной проверочной работы, а сложнее: мы вспомним 10 терминов и понятий по теме: “Бактерии” (т.е. мы повторим не только изучаемую тему, хотя и очень кратко, но и ещё раз вспомним правило формулирования терминов), сложность сегодняшнего повторения ещё и в том, что термины я расположила в алфавитном порядке.
Первый термин объясню я сама, а вы найдёте у меня ошибки.
Что такое анаэробы?
Мой ответ: анаэробы не нуждаются в кислороде.
Верно ли мной объяснён термин?
Конечно, нет.
Какое вопросительное слово мы используем, задавая вопрос о термине? (Что? т.е. мы спрашиваем: что такое…)
Какая часть речи должна быть в ответе главным словом, в каком она должна стоять падеже? (Существительное в именительном падеже).
Поэтому, отвечая на вопрос: что такое анаэробы, мы должны ответить…(это бактерии, которые не нуждаются в кислороде)
Молодцы! А сейчас объяснять термины будете вы. Итак, что такое бациллы? Вибрионы? Кокки? Паразиты? Прокариоты? Сапрофиты? Симбионты? Спириллы? Стрептококи?

Ответы детей.

Молодцы!

III. Мотивация и целеполагание (3 минуты)

Учитель. Ребята, а как вы думаете: зачем мы изучаем бактерий? Посмотрите вокруг: на свои руки, на воду в кране, на воздух – мы ничего не видим, хотя знаем, что бактерии там есть. Зачем же изучать то, чего не видно? Я предлагаю так: раз мы их не видим – будем считать, что их нет, забудем о них и перейдём к изучению царства Грибов! Так жаль, что целых 2 урока напрасно потеряли!… Вы со мной согласны?
– Трудно возразить учителю, да?
Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг все бактерии исчезнут? Хорошо это будет или плохо? …
– Кое-что мы, конечно о бактериях знаем. Но мы пока не готовы убедительно ответить на этот вопрос – у нас недостаточно знаний. Поэтому, как вы думаете: что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Конечно, значение бактерий. Тема нашего урока сегодня: “Значение бактерий в природе и для человека”. Мы узнаем сегодня, какую роль бактерии играют на Земле, как может человек использовать бактерий и могут ли они быть для него опасными.

IV. Изучение нового материала (30 минут)

Учитель. Урок мы сегодня проведём необычно. Сегодня наш кабинет превратиться в редакцию. Изучая новый материал, мы с вами все вместе создадим журнал. Как вы думаете, как он будет называться?

Дети отвечают, учитель разворачивает самодельную книжку-раскладушку, которая в конце урока превратиться в журнал.

– Как в настоящей редакции у нас будут разные отделы:

  • отдел промышленности (1 парта);
  • отдел сельского хозяйства (3 парты);
  • отдел здравоохранения (3 парты);
  • отдел писем (2 парты);
  • отдел рекламы (2 парты).

Учитель расставляет по классу карточки с названиями отделов.

– Сегодня мы будем работать в парах, каждая пара будет писать в наш журнал статью по своей теме, используя учебники и дополнительные источники (книги, вырезки из газет, энциклопедический словарь и т.д.), которые есть у вас на парте. Задания пары сегодня получат по своему выбору. Какая пара хотела бы получить лёгкое задание? Но мы с вами знаем, что за выполнение лёгкого задания выставляется только оценка “3”. Кто хотел бы получить задание потруднее – на “4”? А кто – самое трудное – на “5”?

Учитель раздаёт темы статей в журнал и задания к ним по желанию учащихся:

  • задание на “3”: используя текст учебника (книги)… на страницах…напишите статью в журнал на тему: …, вставив в предложенный текст пропущенные слова или словосочетания (т.е. ученикам в помощь предлагается трафарет статьи);
  • задание на “4”: используя текст учебника (книги) на страницах…напишите статью в журнал на тему:… (т.е. даётся тема статьи и указывается, где можно найти для неё материал);
  • задание на “5”: напишите статью в журнал на тему:…, используя литературу, лежащую на вашей парте (т.е. ученикам материал для статьи придётся искать самим в нескольких источниках).

Учитель советует в каждом отделе выбрать корректора, объясняя, если ученики не знают, для чего он нужен.

Темы статей в журнал:

Отдел промышленности:

  • “Производство кисломолочных продуктов” (Литература: 4, 5, 7, 9).

Отдел сельского хозяйства:

  • “Клубеньковые бактерии” (Литература: 5, 7, 9, 10)
  • “Бактерии в желудках жвачных животных” (Литература: 1, 5, 7, 9).
  • “Почвенные бактерии и бактерии гниения” (Литература:   2, 5, 7, 9).

Отдел здравоохранения:

  • “Бактерии в кишечнике человека” (Литература: вырезки из газет “Аргументы и факты", "Здоровье").
  • “Болезнетворные бактерии” (Литература: 5, 6, 7, 9).
  • “Самые распространённые бактериальные инфекции” (Литература: 3, 5, 7, 9).

Отдел писем:

  • Составить для читателей викторину “Знаете ли Вы?” о значении бактерий (Литература: 5, 7, 8, 9).
  • Составить для журнала кроссворд по теме: “Значение бактерий” (Литература: 5, 7, 9).

Отдел рекламы:

  • Написать в журнал рекламную статью о бактериях, которые используются на нашем АО “Восток” (Литература: рекламные проспекты нашего завода).
  • Написать в журнал рекламную статью о лекарствах – антибиотиках (Литература: 11).

Работа учеников в парах – знакомство с текстом учебников, книг и др. источников, составление и оформление статьи в журнал; затем –  рассказы представителей всех отделов редакции у доски для учеников всего класса и закрепление статей на страницах журнала

V. Проверка уровня усвоения знаний (2 минуты)

Проводится в форме ответов по цепочке: все по очереди называют по 1 значению бактерий в природе или для человека

VI. Рефлексия (2 минуты)

Ученикам предлагается дать самооценку деятельности на уроке и полученного результата по плану:

  • “Я”:
    • Как чувствовал себя в процессе работы?
    • С каким настроением работал?
    • Доволен ли собой?
  • “Мы”:
    • Насколько мне комфортно работалось в паре?
    • Я помогал товарищу – он помогал мне. Чего было больше?
    • Были ли у нас затруднения при работе в паре?
  • “Дело”:
    • Достигли ли мы цели?
    • Для чего нам материал, изученный сегодня?
    • Для чего нам этот журнал?

Домашнее задание (2 минуты)

Даётся 3 задания. Первое и второе – обязательные для всех, третье – для желающих:

  • §52, задания на стр.192-193 (устно);
  • списать значения бактерий из нашего журнала себе в тетрадь;
  • *найти в дополнительной литературе ещё 2 значения бактерий, о которых не упоминалось на уроке.

Учитель. Молодцы! Вы мне очень понравились сегодня! Спасибо вам за урок! До свидания!