Лабораторная работа – необходимая
составляющая учебного процесса в предметах
естественно-научного цикла. Недостаточность
финансирования школы делает проведение
некоторых лабораторных работ формальностью,
которая сводиться лишь к устному рассказу
учителя и записи в тетради ученика. Трудно
сказать, кому из учеников – младших или старших
классов – больше нравиться работать руками,
думаю, что все они ждут от урока биологии чего-то
большего, чем просто перелистывания учебника.
Имея опыт работы в ВУЗе, могу с твердой
уверенностью сказать, что студенты-биологии не
просто могут, а обязаны владеть навыками работы с
биологическими объектами и явлениями.
Отсутствие практических навыков со школьной
поры, пусть даже в работе не с объектами, а с
описанием процессов, делает жизнь студентов
младших курсов затруднительной. Работая в
старших классах школы, понимаешь, что ребятам
интересно иметь дело не просто с “ реальными
жизненными примерами”, а с тем, что можно
“примерить” на себя. В связи с этим мне
захотелось попробовать сделать те немногие
лабораторные работы, которые есть в программе
биологии старших классов, более интересными для
самих учеников, чтобы им не просто было занятно
сделать их на уроке, но и обсудить ее дома,
возможно, продолжив выполнение вместе с
родителями. В качестве такой лабораторной
работы я выбрала работу № 3 по
программе В.В. Пасечника (2001) “Составление
родословной”, обязательным условием которой
является построение ни “абстрактной”
родословной, а родословной своей семьи. Чем еще,
на мой взгляд, хороша именно эта работа, так это
тем, что дети, как правило, не так хорошо знают все
родственные связи в пределах 2-3 поколений своей
семьи, чтобы справиться с работой за урок. У них
появляется необходимость поговорить с
родителями, “покопаться” в семейных
фотоархивах, узнать больше о себе и своих
близких.
Прежде, чем приступить непосредственно к
выполнению работы я предлагаю детям
методические рекомендации.
Методически рекомендации
по выполнению лабораторной работы
Составление родословной”
Медико-генетическое консультирование семьи
начинается с составления ее родословной.
Простое, понятное изображение генеалогического
дерева значительно облегчает врачу-консультанту
решение основной задачи - определение типа
передачи наследственных болезней в семье. От
типа передачи напрямую зависит риск рождения
больного ребенка, а значит и конкретные
рекомендации консультируемым людям.
Если заранее грамотно составить свою
родословную, то можно намного рациональнее
использовать время, отведенное на консультацию.
Попробуй сделать это, используя приводимые ниже
инструкции - это может понравиться тебе само по
себе, вне связи с медико-генетическим
консультированием.
В стандартной родословной используются простые условные
обозначения и правила. Достаточно знать
только некоторые из них:
- Мужчины всегда изображаются в виде квадратов, женщины - в виде окружностей.
- Графически изображаемые связи между членами родословной бывают только трех видов: "мужья-жены", "дети-родители" и "братья-сестры".
- Супруги, братья и сестры (в т.ч. двоюродные и троюродные) всегда изображаются на одном горизонтальном уровне с тобой (т.е. в одном поколении). Разница в возрасте не играет никакой роли.
- Дети изображаются на горизонтальном уровне ниже твоего, а твои родители - на горизонтальном уровне выше твоего. То же самое относится к детям и родителям всех твоих братьев и сестер.
- Все поколения нумеруются сверху вниз римскими цифрами, а все индивидуумы в каждом поколении - слева направо арабскими цифрами. Это позволяет обозначить каждого человека личным идентификационным номером (например - III:15, что означает 15-й индивидуум в третьем поколении). Быстро и удобно.
Практически это изображается следующим
образом.
Предположим, Вы - женщина (II:3) и у Вас имеется сын
(III:2)и дочь (III:3), кроме того - родная сестра (II:2),
также имеющая дочь ((III:1). У Вашего мужа (II:4) есть
брат (II:5), который имеет двух мальчиков близнецов
(III:4 и III:5 - монозиготные близнецы). Пометим Ваш
символ стрелкой - т.е. возьмем Вас в качестве пробанда.
Тогда родословная будет выглядеть так:
Рис. 1
Для дополнительного примера приведем сильно упрощенную родословную семьи Аллы Борисовны Пугачевой (да простит нас великая певица и актриса, но более популярной среди нынешнего населения России семьи просто не существует). Сама Алла Борисовна (II:3) выступает в роли пробанда (ее символ помечен стрелкой). Внимательно изучив эту родословную, Вы сразу наглядно представите, как изображаются связи типа "муж-жена" и "родители- дети".
Легенда:
I:1 Пугачев Борис Михайлович
I:2 Пугачева Зинаида Архиповна
I:3 Киркоров Бедрос
I:4 Киркорова Виктория
II:1 Пресняков Владимир (старший) "Петрович"
II:2 Преснякова Елена
II:3 Орбакас Николас
II:4 Пугачева Алла Борисовна
II:5 Киркоров Филипп Бедросович
III:1 Пресняков Владимир (младший)
III:2 Орбакайте Кристина
IV:1 Пресняков Никита
И еще один совет - не "затягивай" с составлением своей родословной - пока живы представители старших поколений твоей семьи, ты еще можете получить уникальную информацию о своих более-менее дальних предках. Поспеши зафиксировать эти сведения для своих потомков. Ведь и без того огромное количество имен утеряно безвозвратно. Достаточно сказать, что всего лишь в ХVII-м веке любой из нас имел 1024 прапрапрапрапрапрапрапрабабушек-и-дедушек! Если бы Вы знали, какие национальности, вероисповедания, личные качества и заслуги, а также материальный достаток имели эти люди - Вы наверняка могли бы сильно удивиться. А если взять век Х, или, еще лучше - период до Рождества Христова? Так что поспеши. И передайте эстафету своим детям.
Лабораторная работа № 3
“СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНЫХ”
Цель: освоить способы составления родословных – одного их важных методов изучения закономерностей наследственных признаков у человека.
Оборудование. Инструкции по составлению родословных
Ход работы:
- Пользуясь приведенной выше инструкцией составьте родословную вашей семьи.
- Сделайте вывод о полноте имеющихся данных и необходимости знания своей родословной.