Урок биологии "Возникновение и начальное развитие жизни на Земле"

Разделы: Биология


Существует множество вариантов изложения учебного материала. Опробовав многие предлагаю на суд коллег одну из нетрадиционных форм урока биологии.

Цели урока:
Образовательные:

1. Определить понятие “жизнь”.
2. Познакомить с различными теориями происхождения жизни.
3. Выбрать из различных теорий вероятную и обосновать выбор.
4. Выяснить каков наиболее вероятный путь возникновения жизни.
Развивающие:
1. Развитие способностей анализировать предложенную информацию.
2.  Развитие умений давать оценку предлагаемым фактам и высказывать свое мнение.
Воспитательные:
1. Воспитание терпимости к взглядам других людей. Воспитание умения тактично доказывать свою точку зрения.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Форма урока: Устный журнал.

Этапы урока:
I
– Организационный момент и актуализация зоны усвоения оптимальных знаний.
II – Мотивационный – сообщение темы, целей (записаны на доске).
III – создание новых знаний (организация деятельности учащихся).
IV – Закрепление знаний.

Учитель: “Прежде чем начать спор о справедливости различных теорий возникновения жизни на Земле, нам с вами необходимо выяснить и четко определить понятие жизни. Что же такое жизнь?
В окружающем нас мире мы без труда одни тела относим к живым, другие – к неживым. Что же отличает их друг от друга? Этот вопрос с давних времен привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать определение понятию “живое”, “жизнь” старались найти самое существенное, самое характерное в этих понятиях. Известно несколько десятков различных определений жизни. Увы! Почти все они неудовлетворены.

СЦЕНКА: “Спор скептика и оптимиста”

Скептик: Ну, что нового в ваших познаниях, уважаемый? Нашли определение “жизни”?
Оптимист: Увы! Но ведь есть же замечательное определение живого в книге “Анти-Дюринг”, данное Ф.Энгельсом: “Жизнь, есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”. Само определение можно разделить на две части. В первой дается определение составной отличительной черты всего живого – содержание в них белков, а во второй говорится о способе существования белков – обмене веществ. Определение Энгельса прекрасное по форме и замечательное по содержанию, до сих пор пользуется широким признанием.
Скептик: Позвольте, уважаемый, но ведь это определение уже “с бородой”. С момента выхода “Анти-Дюринга” прошло более 100 лет – за это время в различных областях естествознания сделаны крупные открытия!!!
Оптимист: Конечно, есть и более современные определения, например, что живые тела – открытые системы, то есть существуют до тех пор, пока в них поступает энергия в виде пищи, а отбросы выделяются в окружающую среду. Указывают, что живые тела способны к авторегуляции, то есть, способны сохранить постоянство своего состава и свойств, что постоянной составляющей частью их кроме белков являются нуклеиновые кислоты.
Скептик: Ну, это все тезисы. Они вполне научны, но все же современное определение жизни вы можете предложить?
Оптимист: Свое пока нет! Может быть в следующем десятилетии. А вот может определение Волькенштейна Вас удовлетворит: “Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”.
Вы удовлетворены, коллега?
Скептик: Вполне.

/Пожимают друг другу руки, расходятся/

Учитель: Обратите внимание на оговорку в этом определении “Живые тема, существующие на Земле…”.
Очевидно, жизнь есть и вне нашей планеты, и она существенно отличается от нашей? Каковы же теории происхождения жизни? Давайте рассмотрим некоторые из них.
Ученик: 1 теория – Космическая
Для того, чтобы объяснить каким образом возникла жизнь на Земле была предложена гипотеза вечности жизни. Сущность ее в том, что зародыш жизни (споры растений, микроорганизмы) будто бы рассеяны в космическом пространстве и переносятся с планеты на планеты под давлением света. Сторонниками этой теории были многие видные ученые, в том числе академик Вернадский.
Однако, если бы даже было доказано, что на Землю могут попасть живые организмы с пылью и метеоритами, тогда каким же образом возникла жизнь на других планетах? По данным космологии (науки о происхождении небесных тел), история возникновения и развитии планет сходны. Все планеты проходят стадию раскаленных тел и существование жизни в таких условиях невозможно, немыслимо!
Учитель: Тогда может быть рассмотрим другую?
Ученик: 2 теория – Метафизическая
Сотворение мира по Слову Бога:
“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была безвидна и пуста… И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь. И был вечер и было утро: день второй. И сказал Бог: да прорастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое. И стало так. И был вечер, было утро: день третий.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов.
И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды. И был вечер, и было утро: день четвертый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб и всякую душу животных и птиц по роду их. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и наполняйте воду и воздух. И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов и зверей земных породу их и стало так.
Тогда же создал Бог людей, чтобы жили в этом прекрасном мире прославляя Его, общаясь с творцом. И было утро, и был вечер: день шестой.
И совершил Бог к седьмому дню все дела Свои, и почил в день седьмой.

Бытие 1:14-25
           1:26-31
          2:7-22

Учитель: Каждая теория проходит стадию признания и поражения (даже отвержения). Давайте рассмотрим третью теорию самопроизвольного зарождения жизни.
Ученик: С незапамятных времен человек задавал вопрос: откуда берутся живые существа? В античное время и в средние века уровень развития биологии был очень низким. В этот период были распространены взгляды о том, что живые организмы самопроизвольно возникают из неживого материала. Вполне серьезно ученые считали, что лягушки в прудах возникают из ила, мухи – из грязи. Видный ученый средневековья Ван-Гельмонт (XVI-XVII в.) в своей книге указывал на возможность зарождения мышей из грязного белья. Другой крупный ученый той же эпохи врач Парацельс (XV-XVI в.) опубликовал способ искусственного изготовления человека (“гомункулоса”). Однако и эти теории “разлетались в клочья”, когда в середине ХVII века итальянский биолог и врач Ф. Реди сделал открытие на основе опыта. В сосуды он помещал куски мяса различных животных. Одни сосуды он плотно закупоривал, чтобы не происходило доступа воздуха. Другие сосуды оставлял открытыми. Спустя некоторое время в открытых банках появились “черви” - личинки мух, а в закупоренных их не было”. В своей работе “Эксперименты над зарождением насекомых” (1668 год) он, обобщая свои наблюдения, высказал предположение, что черви на гниющем мясе – результат полового размножения мух, а не самозарождения их из мяса. А еще через несколько лет после Ф. Реди голландец Антон ван Левенгук, используя изобретенный им микроскоп, открыл микроскопические организмы и предположил, что гниение происходит в результате их жизнедеятельности. Но последним ударом по теории самопроизвольного зарождения жизни стали опыты французского биолога Луи Пастера (1822-1895 г.), который применил колбу с S-образным изгибом, помещая в нее прокипяченный бульон. Бульон в такой колбе мог храниться сколько угодно долго, пока колбу не наклонили, и не давали бульону омыть S-образное колено, куда был доступ микробов и бактерий. После этого в колбе начиналось гниение бульона, так было окончательно доказано, что в основе всех процессов возникновения живых организмов находятся живые организмы. Другими словами, зарождение живого из неживого невозможно принципиально, то есть никогда и не при каких условиях.
Учитель: Тогда каким же образом первоначально возникла жизнь на Земле?
Ученик: Существует и другая теория.
Это теория происхождения органических веществ из неорганических на одном из этапов ее длительной эволюции.
В основе этой теории лежит гипотеза академика Опарина. Она основывается на том, что весь окружающий нас мир находится в движении, то есть постоянно изменяется. Не имеет историю, в том числе и клетка, а ей предшествовало создание более простых образований. Скорее всего, сначала возникли вещества, из которых состоит клетка, - белки и нуклеиновые кислоты, АТФ и др. Эти вещества в свою очередь образовались в результате длительной эволюции. Только не биологической, а химической.
Первым шагом на пути возникновения жизни на Земле стал небиологический (абиогенный) синтез органических молекул из неорганических. Материалом для такого синтеза были газы, выделяющиеся из остывающей 3 – оксид углерода (IV) – СО2, оксид углерода (II) – СО, сероводород Н2S, аммиак – NН3, метан – СН4 и др.
Молекулярного кислорода почти не было, он при выделении из разломов Земли свободно связывался с другими веществами, окисляя их. Зато содержание углерода в первичной атмосфере очень высоко, а ведь это основной элемент органических веществ. Американский ученый Миллер и русские Пасынский и Павловская экспериментально доказали образование сложных органических соединений из неорганических веществ, которые могли находиться в первобытном океане под влиянием электрических разрядов и ионизирующего излучении (ультрафиолетового).
Американские ученые Фокс и Дозе показали, что в условиях, существующих на первобытной Земле, мог происходить даже абиогенный синтез даже белков. Они находились в начале в виде очень разбавленного раствора.
Второй шаг – концентрация органических веществ.
По предположению академика Опарина он происходил в силу способности присущей всем высокомолекулярным соединениям самопроизвольно концентрироваться и образовывать кооцерваты. Эти кооцерватные капли способны в некоторых условиях поглощать из раствора органические вещества и выделять продукты распада – это напоминает процесс питания.
В результате они увеличиваются в размере, что внешне напоминает рост. По мнению академика Опарина между капельками кооцервата происходит нечто вроде борьбы за существование, в результате которой образуются капельки наиболее устойчивые, более приспособленные к окружающей среде.
Но, в кооцерватах отсутствует главный признак живого организма – способность к самопроизведению молекул, входящих в их состав.
Третий шаг – возникновение молекул, способных к самовоспроизведению. Вероятнее всего сначала это были простейшие полинуклеотиды, а способность к воспроизведению заключалась в прохождении реакций матричного синтеза. В ходе его случались ошибки. Ошибки вели к мутациям. Мутации были основой к созданию новых организмов.
Учитель: Первобытные организмы по способу питания были настоящими гетеротрофами, то есть поглощали готовые химические вещества. Запас их истощался за счет роста числа живых организмов. Началась борьба за пищу, в ней выживали не только самые активные, но и самые защищенные. По-видимому, так произошло образование клеточной оболочки (одноклеточных живых организмов), возник слой цитоплазмы, наружная мембрана. А вслед за этим еще одним шагом к прогрессу стало автотрофное питание. Так возник сначала хемосинтез, а затем и фотосинтез.

СЦЕНКА: “Спор оптимиста и скептика”

Скептик: Позвольте, коллега, задать Вам еще пару вопросов? Вот вы всезнайка, так скажите, почему жизнь возникла (зародилась) и вначале развивалась только в Океане?
Оптимист: Ну, это легко объяснить. В период возникновения жизни на Земле она подвергалась интенсивному излучению Солнца, которое было губительно для всего живого. Первоначально жизнь была возможна лишь в Океане.
Скептик: Ну, а сейчас возможно ли образование жизни небиологическим путем?
Оптимист: По-видимому, нет. Ведь сейчас любые органические вещества, как бы они не образовывались, сейчас же будут поглощены гетеротрофами. В наше время все органические вещества возникают биологическим путем, то есть в процессе создания себе подобных.
Есть ли еще вопросы, коллега?
Скептик: Нет! (пожимает руку)
Учитель: (обращается к классу)
Ну, а у вас есть вопросы к нашим учителям? Нет? Тогда давайте выясним, какая из теорий наиболее убедительна?

/Ученики поочередно высказывают свое мнение/

Учитель: А теперь пришло время подвести итог нашего разговора.
1. Определите понятие “жизнь”? (Дается определение)
2. С какими теориями происхождения жизни мы познакомились? (Перечисление)
3. Какая теория на, ваш взгляд, наиболее вероятна? (Несколько учащихся излагают свои взгляды на проблему с короткой попыткой обоснования)
4. Каков же вероятный путь возникновения жизни? (Назвать по ступеням)
Ну, что же замечательно. Все, что было сегодня намечено мы усвоили, а к следующему уроку готовим этот материал по § 52 и, конечно же, записи в тетради.
И еще творческое задание для особо увлеченных этой проблемой. Попробуйте предложить свою теорию возникновения жизни на Земле.
Спасибо за урок, я очень довольна ответами тех, кто помогал мне его вести.
А теперь оценки (с комментариями).

Литература:
1. Б.Арапович и В.Маттелмяки “Детская Библия” 1-я Книга Моисеева: Бытие, глава 1, стихи 1-13. с.4. Бытие 1:14-25. с.5. Издатель: Российское Библейское общество, Москва, 1995 г.
2. Полянский “Общая биология”, Москва, “Просвещение”, 1988 г. с.198.